Пещерная школа в Китае
Чжундун — маленькая деревня в провинции Гуйчжоу на юге-западе Китая. Сейчас ее население составляет около 20 семей, которые живут в крайней бедности. Они обустраивают жилища в естественных пещерах. Многие взрослые никогда не покидали своей деревни. Здесь нет ни электричества, ни водопровода, ни телевидения, ни сотовой связи.
В 1980-х, когда регион был более заселенным, местные жители открыли начальную школу в пещере. В ней работали восемь педагогов, которые преподавали 186 ученикам. Преподаватели нашли несколько плюсов в таких условиях: акустика идеально подходила для занятий хором, а биологией можно было заниматься на практике, изучая ящериц и летучих мышей.
К началу 2000-х остался один учитель, который ежедневно совершал трехчасовой путь до пещеры по скалистым тропам. А в 2011 году китайские власти распорядились закрыть школу. Представители правительства объяснили это решение тем, что Китай не «общество пещерных людей».
Плавучие школы в Бангладеш
Многие регионы Бангладеш регулярно сталкиваются с муссонными дождями. В стране так часто случаются наводнения, что ученики попросту не могут приехать на занятия. Поэтому местная благотворительная организация Shidhulai Swanirvar Sangstha устроила более 20 плавучих школ, которые работают круглый год. Каждое утро лодки собирают учеников с разных берегов реки Атрай, а затем причаливают — учебный день начинается. Внутри плавучей школы стоят скамейки, на которых могут разместиться около 30 учеников.
Основатель НКО Мохаммед Резван вырос на севере Бангладеш и в 2002 году открыл первую плавучую школу. В интервью NPR он отмечает: «Если дети не могут ходить в школы из-за отсутствия транспорта, то школы должны ходить к ним. Идея заключается в том, чтобы обеспечить постоянное образование». Программу финансируют местные и международные доноры. В 2012 году проект получил премию ООН по экологии.
Школа на колесах в Пакистане
В начале 2023 года в Пакистане был запущен проект «Школа на колесах». Во время торжественного открытия премьер-министр Шахбаз Шариф заявил, что цель программы — предоставить равные возможности для получения образования детям в сельской местности. Автобусы «Школы на колесах» ярких цветов, украшены воздушными шарами, а окна разрисованы буквами алфавита и персонажами мультфильмов. Внутри 25 разноцветных стульев для учеников начальной школы. Среди технического оснащения класса есть, например, интерактивная доска.
Первоначально у проекта было только восемь автобусов, а территориально он охватывал прилегающие к столице страны Исламабаду районы. Однако уже через несколько месяцев после запуска правительство Пакистана решило распространить действие программы на все регионы, которые страдают от муссонных дождей. После получения начального образования в «Школе на колесах» дети зачисляются в обычные учебные заведения.
Школы на железнодорожных платформах в Индии
Индерджит Кхурана много лет преподавала в начальной школе в индийском штате Одиша. По ее словам, она часто наблюдала, как возле учебного заведения собирались дети, которые боялись зайти внутрь. Это были беспризорники, вынужденные жить рядом с железнодорожной станцией. В 1985 году Кхурана открыла первую школу на местной железнодорожной станции. Свою мотивацию она объяснила так: «Образование — это пожизненная страховка ребенка, которая обеспечит ему светлое будущее».
Для расширения программы Кхурана основала некоммерческую организацию Ruchika. Несмотря на то что учительница умерла в 2010 году, ее дело продолжается: в Индии работают 12 школ на платформах и более 70 школ в трущобах. НКО существует на частные пожертвования.
Подземная школа в США
Расположенная в городе Артижа на юго-востоке штата Нью-Мексико, начальная школа «Або» была построена в 1962 году, в разгар холодной войны. Она должна была совмещать функции образовательного учреждения и бомбоубежища. За исключением трех приземистых строений из бетонных блоков с плоскими крышами, здание располагалось полностью под землей и было спроектировано таким образом, чтобы выдержать воздействие ядерного взрыва: в проект были заложены толстые бетонные стены и перекрытия, а также прочные стальные двери.
В 18 из 28 помещений школы располагались классы, остальные десять были предназначены для выживания более 2,1 тыс. горожан, а также для хранения продуктов, вещей и оборудования. В здание даже был встроен специальный дезинфекционный душ для нейтрализации последствий ядерного удара. Стальная надпись на фасаде комплекса гласила: «Начальная школа «Або» и противорадиационное убежище».
По данным проведенных в ХХ веке исследований, ученики «Або» не отставали в успеваемости от сверстников из обычных школ. Более того, многие страдающие от аллергии или астмы дети были переведены в «Або», так как современные системы фильтрации воздуха уменьшали воздействие пылевых бурь и аллергенов.
Учитывая расположение под землей, школа в значительной степени зависела от системы вентиляции. По мере устаревания механического оборудования росли расходы на эксплуатацию. Более того, закончилась холодная война. В 1995 году школа закрылась. Сейчас на ее территории располагается склад.