Как в России поддерживают сельские школы

Ежемесячная встреча участников программы «Учитель для России»
Ежемесячная встреча участников программы «Учитель для России» (Фото: uchitel.ru)
В России более половины школ — сельские. Часто они отстают от городских и по качеству технической оснащенности, и по уровню образования. Рассказываем, как стараются решить проблему неравенства городских и сельских школ

По данным исследования PISA (Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся), у детей из сел и небольших городов знаний гораздо меньше, чем у детей из городов-миллионников. Кроме того, они реже применяют знания на практике и плохо анализируют материал. Во взрослом возрасте этим детям труднее найти работу, достойный заработок и мотивацию что-либо менять в жизни.

К похожим выводам приходят и исследователи из НИУ ВШЭ. Результаты экзаменов в 9–11-х классах показывают, что сельские школы по качеству образования отстают от городских.

Как в России поддерживают сельские школы

Кроме качества образования, сельские школы отстают от городских по техническому оснащению, количеству и качеству кадров. Для решения этой проблемы в 2019 году запустили федеральный проект «Современная школа». Его цель — предоставить детям возможность получать качественное образование независимо от мест их проживания, а учителям — возможности для профессионального развития.

К 2024 году планируют:

  • создать 24,3 тыс. центров образования «Точка роста» в общеобразовательных организациях сельской местности и малых городов. Центры осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам;
  • построить 428 детских технопарков «Кванториум»;
  • обновить материально-техническую базу в 900 коррекционных школах;
  • оказать методическую поддержку не менее 6 тыс. школ, которые показывают низкие образовательные результаты.

Если федеральный проект «Современная школа» занимается больше материально-технической поддержкой школ, то такие проекты, как «Земский учитель» и «Учитель для России», помогают образовательным организациям решать кадровые вопросы, а также повышать интерес детей к учебе.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Школа сегодня: чего ожидать и на что ориентироваться

«Земский учитель»

Программа «Земский учитель» реализуется с 2020 года по инициативе президента Владимира Путина. Ее цель — привлечь новых учителей в населенные пункты с численностью населения менее 50 тыс. человек. Педагоги, желающие принять участие в программе, должны:

  • подходить по возрасту — от 18 до 55 лет;
  • иметь педагогическое образование;
  • заключить договор с местной школой на пять лет;
  • выполнять учебную нагрузку объемом не менее 18 часов в неделю.

Чтобы стать участником программы, нужно пройти конкурсный отбор, который состоит из нескольких этапов:

  1. Регистрация и прием документов.
  2. Экспертная оценка и выставление баллов кандидатам.
  3. Определение победителей.
  4. Знакомство с коллективом и заключение договора.

Главная мотивация участия в программе — единовременная выплата в размере ₽2 млн учителям, переезжающим на Дальний восток, и ₽1 млн — для остальных регионов. Однако если педагог проработал в школе менее пяти лет и решил уйти, ему придется вернуть государству полную сумму выплаты. Кроме того, трудоустроиться можно только в школу, которая находится на определенном расстоянии от текущего места жительства или работы. Например, в Ленинградской области это расстояние составляем минимум 200 км, а в Омской — 100 км.

Фото:Freepik
Социальная экономика Как родителям подготовить ребенка к школе и не сойти с ума

Учитель для России

«Учитель для России» — общественная программа, в рамках которой профессионалы из разных сфер становятся учителями в простых школах. Цель программы «Учитель для России» — развитие педагогического мастерства в профессиональном учительском сообществе и развитие региональных инициатив.

Программу «Учитель для России» с 2015 года реализует благотворительный фонд «Новый учитель» в сотрудничестве с региональными органами власти, корпоративными и частными донорами. Обучать будущих учителей помогают специалисты из МГИМО. За восемь лет благодаря проекту учителями стали более 600 человек.

Принять участие в отборе в программу могут все, у кого есть высшее образование любого профиля. Исключение — педагоги-психологи, где требуется высшее образование по психологии. Участники, которые прошли отбор и обучение, работают в школе в течение двух лет.

Будущие учителя проходят следующие этапы отбора:

  1. Заполнение анкеты с подробным описанием себя, своего опыта и мотивации участия в программе.

  2. Видеоинтервью.

  3. Онлайн-тур, в процессе которого нужно выполнить ряд упражнений, чтобы определить слабые и сильные стороны кандидата как учителя.

  4. Проверка предметных знаний.

  5. Летний институт — образовательные интенсив, на котором участники в течение пяти недель погружаются в профессию педагога, узнают разные методики преподавания, нормативные документы и практикуются работать с детьми.

По словам одной из основательниц программы Ольги Фогельсон, люди становятся участниками программы по разным причинам: одни хотели быть учителями, но не стали из-за невысокой зарплаты или неодобрения родителей, других беспокоит социальная несправедливость. Кроме самореализации, учителя в программе получают зарплату и стипендию.

Школы становятся партнерами проекта, если у них есть заинтересованность в сотрудничестве и нестандартных педагогах, которые готовы работать с детьми по-новому. Кроме того, организаторы отдают предпочтение региональным школам из малых городов и сел, где особенно не хватает учителей.

<p>Кадр из сериала &laquo;Сексуальное просвещение&raquo;</p>
Экономика образования Половое воспитание: зачем об этом говорить в школах

Кружок

С 2017 по 2023 год сельским школам помогал еще один частный проект — «Кружок». Его основали четыре программиста — Александр Патлух, Александр Братчиков, Сергей Нугаев и Влад Кяуне. Они в рамках «Кружка» преподавали школьникам бесплатные курсы по веб-разработке. За время работы проекта к команде присоединились журналисты, архитекторы, музыканты и специалисты из других сфер.

Но в июне 2023 года «Кружок» закрылся из-за проблем с финансированием: «Мы не смогли найти нужные нам ресурсы на долгосрочное и независимое развитие, не идя на неприятные компромиссы. Не увидели способа заниматься настоящим масштабированием проекта в регионах, придерживаясь важных для нас ценностей и взглядов на то, что происходит с жизнью людей и страны — жизнью культурной, социальной, экономической и нравственной», — заявили в «Кружке».

«Кружок» приезжал в небольшие города, села и деревни, проводил бесплатные занятия для подростков, в рамках которых создавались реальные медиа- и не только продукты.

По словам соавтора проекта Александра Братчикова, обычно у детей из небольших населенных пунктов жизненный путь предопределен. «Кружок» же показывает школьникам, что есть разные способы самореализоваться, узнать о мире вокруг и найти свое призвание. Главная цель «Кружка» была «изменить российский контекст, когда жизненный путь человека определен местом рождения».

«Кружок» побывал в 27 школах из 15 регионов. За это время команда проекта вместе с детьми сделала 11 сайтов населенных пунктов, записала музыкальный альбом и подкаст, выпустила газету и зин, разработала концепцию урбанистического развития города, организовала выставку и сделала стадион. Кроме того, организаторы сняли восемь документальных фильмов, провели фестиваль в Сардаяле, после которого была построена новая школа, открыли шесть новых футбольных полей.

Фильм из села в Тамбовской области Глазок
(Видео: YouTube)

Обновлено 01.09.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть