Уроки в лодках, сон на партах: подходы стран к школьному образованию

Фото: Pexels
Фото: Pexels
«РБК Тренды» разбираются, где учатся самые счастливые школьники, почему перед первым классом нужно креститься и в какой стране уроки идут прямо во время наводнений

Китай: учеба важнее всего

«Мы учимся, пока живы. И будем учиться, пока не умрем» — в девизе китайского школьника нет преувеличений. Поступление в вуз в Китае является чуть ли ни единственной возможностью подняться на социальном лифте и миновать бедность, а конкуренция среди абитуриентов крайне высока. В некоторые университеты конкурс может составлять до 200 человек на место. Поэтому в китайских школах упорная учеба с утра до вечера возведена в культ. Утром, еще до уроков, ребенок занимается дома самостоятельно, затем идет в школу, а после 16:00 отправляется на дополнительные учебные занятия.

В течение дня у детей в среднем 7 уроков по 40 минут. Между ними часовой перерыв на обед. В ряде школ в это время можно поспать, так как ночью дети не всегда успевают выспаться из-за большой нагрузки. Получасовой сон после обеда — это и традиция, и физиологическая потребность.

Китайские школьники носят с собой подушки, чтобы поспать в перерыве между уроками.
Китайские школьники носят с собой подушки, чтобы поспать в перерыве между уроками. (Фото: ChinaModernRU)

Фото:Midjourney
🎓🧒💰 Научите ребенка распоряжаться деньгами, купив билет в лекторий РБК

Чтобы успеть освоить школьную программу и получать высокие баллы (баллы здесь решают все, а ученики постоянно находятся в условиях рейтинга успеваемости), дети осваивают материал огромными объемами, не придавая значение глубинному анализу. Зубрежка не предполагает развития критического мышления, но зато позволяет успешно сдать очередной тест. Главный экзамен в жизни китайца, гаокао, который сдается при поступлении в вуз, проверяет, насколько китаец запомнил и смог повторить школьную программу. Здесь особенно пригождается заучивание.

Есть предположение, что такому стилю образования способствует сам китайский язык. Чтобы научиться грамоте, китайцу необходимо запомнить тысячи иероглифов, поэтому заучивание здесь может быть заложено в культурном коде.

Франция: в религиозной одежде в школу нельзя

Одним из ключевых принципов французского общества, закрепленным в Конституции, является понятие laïcité, что переводится на русский как секуляризм. Согласно этому понятию, религия и общественная жизнь, особенно политика, никак не должны пересекаться. Это не оппозиция религии — жители страны могут свободно исповедовать любую религию. Но это существующее уже несколько веков убеждение в том, что религия не должна влиять на государственные дела и общественный порядок. Например, в 2011 году во Франции стало незаконным скрывать лицо в общественных местах. Этот шаг фактически запретил мусульманкам носить паранджу или никаб.

Также во Франции запрещено носить религиозную одежду в школах. Эта мера касается не только мусульман и мусульманок, которым нельзя носить абайи, камисы, кипы и хиджабы. Сикхам тоже запрещено носить в школах тюрбаны, евреям — ермолки, а христианам — крестики с распятием. Закон был принят в 2004 году, но все еще вызывает споры, а в школах регулярно фиксируются нарушения.

Ирландия: от религиозной дискриминации к мультиконфессиональности

Франция и Ирландия — страны с католическим большинством, однако их отношение к религии в школах сильно отличается. В Ирландии 93% начальных школ — католические. До недавнего времени они имели право не нанимать учителей-некатоликов и не принимать в ряды учеников детей другой религии и тем более атеистов. Многие родители крестили своих детей только ради того, чтобы дать им образование. Только в 2018 году Ирландия приняла закон об отмене религиозного отбора в католические начальные школы. К 2022 году произошло заметное снижение количества зарегистрированных крещений.

Комитет ООН по правам ребенка (CRC) также призвал Ирландию «гарантировать право всех детей свободно исповедовать свою религию или убеждения», больше не позволяя ирландским религиозным школам отдавать предпочтение детям, разделяющим их религию. Многоконфессиональные школы — это новый тип школ в Ирландии, целью которых является продвижение плюрализма. Пока в республике насчитывается только 166 (5%) многоконфессиональных начальных школ, а внеконфессиональных школ в стране пока нет.

Фото:Freepik
Экономика образования Как школьникам быстрее прийти в себя после каникул и начать учиться

Бангладеш: уроки на лодках

70% площади Бангладеша располагается на высоте менее метра над уровнем моря. Страна одновременно подвержена наводнениям в сезон дождей и воздействию осадков с Гималаев. Из-за этого ежегодно в стране затапливает пятую часть всей территории страны.

Школы вынуждены закрываться во время наводнений, оставляя миллионы детей без доступа к образованию. Поэтому правительству Бангладеша пришлось внедрить инновационное решение: запустить школы на лодках, многие из которых работают на солнечных батареях. Благодаря таким плавучим школам дети могут не отрываться от образовательного процесса даже в экстремальную погоду, которая обычно длится неделями и месяцами.

Школы-лодки забирают учеников из прибрежных деревень, пришвартовываются в конечном пункте назначения и проводят обучение в небольших группах на борту. После занятий лодки отвозят учащихся домой, а затем набирают другие группы. Каждая такая школа имеет класс на 30 учеников, ноутбук с выходом в интернет, библиотеку и обеспечивает базовое начальное образование до 4-го класса.

Япония: как стать хорошим человеком

Главная цель японской школы — воспитать достойного гражданина. Каждая образовательная программа независимо от направления обучения и возраста ученика включает в себя дисциплину «нравственное воспитание», которую преподают наряду с математикой и японским языком. Предмет изучают на протяжении всего учебного процесса. В 1-2 классах детям рассказывают об основных правилах поведения, в 3-4 классах программа звучит как «Соблюдение норм общественного поведения в повседневной жизни». В 5-6 классах школьники разбираются, как быть полезными обществу, а в средней школе вводится блок «Об осознании необходимости вести достойную жизнь». Среди японских учителей пользуется популярностью журнал «Дотоку кеику» («Нравственное образование»), который издается Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии. В нем публикуются методические разработки и рекомендации по преподаванию морали.

Японским школьникам прививают черты хорошо воспитанного человека и преподают базовые принципы морали — сострадание, доброту, волю, толерантность, справедливость, любовь к родной культуре и преданность стране. Вместе с тем делается акцент на трудолюбии, выносливости и главенствовании общественного блага над всем остальным.

Нидерланды: в первый класс в четыре года

В Нидерландах дети идут в школу в день своего четырехлетия, поэтому в течение года к классу все время присоединяются новые ученики. Цель такого подхода — сделать так, чтобы все школьники приступили к занятиям, достигнув одинакового уровня развития. Правда, у старших учеников появляется больше времени, чтобы освоиться в классе и завести друзей, чем у тех, кто родился, скажем, в конце года. Тем не менее именно в четвертый день рождения голландец может прийти в свой первый класс.

С пятилетнего возраста дети уже не просто могут, а обязаны посещать школу. И это очень приятная обязанность — согласно исследованиями UNICEF, школьники Королевства Нидерланды самые счастливые в мире. Причина счастья голландских учеников заключается в том, что здесь очень уважают независимость и автономность детей. Школьная система менее ориентирована на результативность, чем в других странах: детям доверяют выбор, разрешают проводить время, играя, развивая социальные навыки и определяя собственные приоритеты. И в то же время в Нидерландах дети неплохо учатся — страна входит в десятку стран-лидеров по уровню образования.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Школа сегодня: чего ожидать и на что ориентироваться

Сингапур: молодая и результативная школьная система

Сингапур неоднократно занимал лидирующие позиции в международных рейтингах образования. Среди ключей к успеху — игровой подход к обучению.

Прежде чем приступить к операциям с числами, сингапурские дети визуализируют на бумаге или на доске рисунок с фруктами, конфетами или учениками, чертят диаграммы с полосками и блоками. Каждое вычисление, будь то сложение, деление или дробь, будет представлено через конкретный сценарий из реальной жизни, прежде чем будет переведено на математический язык. До 6-го класса дети учатся систематизировать и моделировать не только примеры и уравнения, но и жизненные проблемы, потому что с ранних лет понимают прикладной характер математики. Игровые приемы применяются и в других дисциплинах: например, чтобы лучше понять принципы электричества, школьники соберут робота. Однако каждый этап обучения сопровождается строгими тестами, которые постепенно готовят к PSLE (Primary School Leaving Examination) — экзамену по окончании начальной школы.

В средней школе дети учатся еще 4-5 лет — примерно до 17 лет. В это время они углубленно изучают 5 основных предметов (английский и дополнительный языки, математика, одна гуманитарная и одна естественная дисциплина), а также выбирают от 5 до 10 дополнительных предметов.

Оценки в Сингапуре выставляются по стобалльной системе. В этой стране учителя открыто не обсуждают успеваемость учеников, поэтому школьники не знают оценки своих товарищей, но могут обсудить это между собой.

Баллы по итогам прохождения тестов в конце каждого семестра заносятся в так называемый «report card» (табель успеваемости). Также учитель пишет в дневнике какую-либо характеристику ребенка. Например, что он хорошо ладит с людьми, свободно говорит на английском или китайском, отвечает на уроках, но у него есть сложности с математикой.

Обновлено 20.09.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть