Как школьникам быстрее прийти в себя после каникул и начать учиться

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Выход в школу после длинных летних каникул сложно дается и детям, и педагогам, и родителям. Почему тяжело влиться в учебу и как взрослые могут помочь ребенку, «РБК Тренды» выяснили у детского психолога

А в чем тренд?

Внимание к теме психического благополучия — тренд последних лет. Осознанное отношение к ментальному здоровью способно заметно улучшить качество жизни. Психологическое благополучие помогает легче адаптироваться к меняющимся обстоятельствам и сохранять мотивацию.

Об эксперте: Вероника Козлова, кандидат психологических наук, доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.

За три месяца летних каникул ребенок привыкает к режиму, который отличается от школьного: нет обязанностей учиться, только отдых. И это правильно, потому что организму необходимо восстановить ресурсы перед новым учебным годом. Но вернуться в школу легко получается далеко не у всех детей. Чтобы ребенок быстрее перешел на новый режим и не воспринимал на психологическом и физиологическом уровнях переход как насилие над собой, ему нужно помочь.

Начинать готовиться к учебному году лучше в начале августа. Но если уже начался сентябрь, а ребенок не адаптировался, нужно быть готовым, что все меры будут работать как шоковая терапия. Тем не менее помочь школьнику можно.

Причины тяжелой адаптации

Нежелание ребенка возвращаться в школу может быть связано со множеством причин. Все очень индивидуально и зависит от особенностей самого ученика, его отношений с другими, обстановки в школе, личности педагогов. Ниже перечислим самые распространенные причины.

Конфликты с одноклассниками. Возможно, в прошлом году ребенку было сложно общаться с другими детьми. Он помнит о конфликтах, о своих страхах и не хочет возвращаться в недружелюбную для него обстановку.

Конфликт с учителем. Если у ребенка напряженные отношения с учителями, особенно с классным руководителем, он будет сопротивляться. Никто не хочет терпеть унижения, нападки, доказывать, что чего-то стоит.

Вероника Козлова, педагог-психолог:

«Если ребенок не хочет в школу, чаще всего это сигнал о том, что он защищается. Есть негативный фактор, которого он хочет избежать».

Надвигающиеся экзамены. Причина, актуальная для учеников девятых и одиннадцатых классов.

Ребенок осознает, что совсем скоро ему предстоит сдавать все экзамены и проходить другие испытания, которыми пугали предыдущие годы.

Повышенные ожидания родителей. Когда взрослые слишком много хотят от ребенка — например, чтобы он учился только на отлично и получил золотую медаль, — школьник внутренне начинает сопротивляться.

Неясные цели. Нередко школьник не понимает, зачем ему сидеть за партой, для чего нужна математика, русский язык и прочие предметы. У ребенка формируется внутренний негатив, когда родители не отвечают или уклоняются от прямого ответа и говорят: «Все ходят, и ты пойдешь».

Страхи родителей. Взрослые перекладывают на ребенка свои страхи и опасения, связанные с их школьной жизнью или отношением к современной системе образования. Когда так происходит, у ребенка формируются дополнительные барьеры.

Вероника Козлова, педагог-психолог:

«Ребенок должен хорошо отдохнуть за лето. Обычно родители с начала июня заставляют школьника штудировать дополнительные материалы, делать уроки, читать литературу по списку. Так мы не даем ребенку перезагрузиться.

Но представьте, вы уехали в отпуск, а вам постоянно пишут, звонят по работе, просят что-то срочно сделать. Вы отдохнете? Вряд ли. Вы просто будете находиться в другом месте».

Как настроиться на учебу после каникул детям разного возраста

План действий по подготовке к школе зависит от того, в каком классе ребенок учится и какая деятельность для его возраста важнее.

Если родители начали заниматься адаптацией в сентябре, прежде всего они должны расставить приоритеты. Чтобы было проще, можно воспользоваться матрицей Эйзенхауэра. Это метод тайм-менеджмента, помогающий расставить приоритеты. С его помощью выделяют задачи, которые обязательно нужно выполнить для достижения цели, и задачи, которые не влияют на результат, а значит могут быть отменены.

Главное — выделить самые срочные и важные дела, например выяснить, почему ребенок не хочет идти в школу, и проработать страхи. А также приучить организм к школьному режиму: вставать в будни и выходные в одно и то же время.

Младшие школьники

Специалисты онлайн-школы «Фоксфорд» проводили исследование, где выяснили, что 65% опрошенных школьников испытывают стресс перед 1 сентября. Из них 78%, то есть большинство, — это учащиеся младшей школы.

Подстроить режим под график учебы. За каникулы у большинства детей сбивается режим. Если ребенок за лето привык просыпаться в 11:00–12:00, а в школу ходит в первую смену и встает в 6:00–7:00, нужно переносить подъем.

В идеале делать это нужно постепенно, каждый день вставать на 10–15 минут раньше. И так делать до тех пор, пока подъем не совпадет со временем, когда нужно просыпаться в школу. Ребенку будет проще вставать, чтобы с нормальным настроением идти на уроки.

Если же приходится резко перестраивать режим в сентябре, то необходимо поддерживать его не только в будни, но и в выходные и праздники.

Вероника Козлова, педагог-психолог:

«Когда человек живет по единому режиму ежедневно — просыпается, ест, ложится спать в одно и то же время, — организму легче. Размеренный режим помогает легче жить, планировать день, и энергии у такого человека значительно больше.

Еще нужно, чтобы родители вставали вместе с ребенком, то есть так же перестраивали свой режим, если они привыкли вставать поздно. Иначе у школьника возникнет закономерный вопрос, почему он встает один, а родители спят».

Организовать рабочее место. Если ребенок за лето занял стол игрушками или материалами для хобби, рабочее место надо привести в порядок: убраться, поставить органайзеры, освободить место под учебники и другие необходимые для обучения принадлежности.

Все согласовывать с ребенком. Любое действие, вплоть до покупки ластиков и карандашей, нужно обговаривать с ребенком. Когда школьник включен в процесс, он свыкается с мыслью, что готовится к учебе. Привлекая ребенка к процессу подготовки, родители поддерживают его психологически и эмоционально.

Поддерживать самооценку. Со второго класса дети сталкиваются с отметочной системой. Часто у второклассников падает самооценка — например, если ребенок получает не те отметки, какие хотел.

Чтобы такого не происходило, родители могут заранее поддержать ребенка. Например, рассказывать,

  • какой он хороший,
  • чем уникален,
  • что у родителей вызывает гордость в нем,
  • за что его любят,
  • чем он может увлечь одноклассников.

Вероника Козлова, педагог-психолог:

«Поддерживать самооценку нужно, чтобы школьник шел на учебу уверенным в себе. Нужно выделять его положительные качества, чтобы он не чувствовал давления и не думал, что опять что-то не так сделал, не туда посмотрел, не то написал».

Продумать эмоциональное поощрение. 1 сентября, первую неделю или даже месяц сделать праздничным, чтобы у школьника осталось приятное впечатление от учебы, как от праздника. Ребенок должен понимать: сегодня я учусь, тружусь, напрягаюсь, а завтра поеду с родителями в аквапарк, или в тир, или на картинг (туда, где ему очень нравится).

Фото:Pexels
Экономика образования Как поддерживать ментальное здоровье школьников

Ученики средней школы

В средней школе каждый год в расписании появляются новые предметы. В адаптации можно сделать акцент на содержании уроков, чтобы найти и поддержать мотивацию ребенка в его увлечении каким-то направлением.

Вот чем можно помочь ученикам пятых—восьмых классов.

Обсудить новые предметы. Посмотреть расписание, полистать учебники, обсудить, какие предметы любили родители. Возможно, взрослые вспомнят смешные истории, связанные с предметами или с изучением каких-то тем.

Сходить на активности, связанные с профориентацией. Можно съездить вместе с ребенком в игровые центры вроде «Кидзании» или «Кидбурга», где школьник может попробовать себя в разных профессиях. Также помогают профильные музеи и мастер-классы, например «Экспериментаниум» или «Иннопарк», где ребенок глубже погружается в разные научные направления.

Так школьнику проще выбрать интересные предметы и у него появляется больше мотивации учиться.

Написать письмо самому себе. Это техника, которая помогает детям погрузиться в мысли о школе, подумать, что хорошего их ждет, или проработать тревоги и страхи. Ребенок пишет и запечатывает в конверт письмо с размышлениями о том, что его ждет в первой четверти. В конце октября можно перечитать и оценить, что из написанного сбылось, а что осталось лишь в мыслях и на бумаге.

Вероника Козлова, педагог-психолог:

«Можно предложить подумать, что помогло реализоваться ожиданиям, а что помешало выполнить какие-то пункты из письма. Письмо может содержать и простое напутствие, пожелание, и слова поддержки. Что и как написать, пусть ребенок определит самостоятельно. И пусть он сам решит, поделиться ли с родителями содержимым письма или оставить в тайне».

Проговорить страхи, связанные со школой. Часто родители считают, что лучше не вспоминать стрессовую ситуацию, не теребить травму. Но это неверный подход, он больше напоминает позицию страуса, который прячет голову в песок.

Вероника Козлова, педагог-психолог:

«Когда мы проговариваем, что нас пугает или тревожит, ситуация перестает вызывать негативные чувства уже потому, что мы не замалчиваем ее».

Нарисовать страхи. Если ребенок не хочет говорить, можно предложить нарисовать его страх, конфликтную ситуацию. Зачастую так проще вывести школьника на разговор.

Рисунок может помочь побороть страх или сделать его менее значительным. Например, если попросить ребенка нарисовать самого себя большим и сильным, а обидчиков — маленькими.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Раскрыть потенциал: зачем школьнику нужен наставник

Ученики 9–11-х классов

Самый большой стресс для учеников девятых и одиннадцатых классов — это грядущие экзамены. Со школьными испытаниями связаны и адаптация после каникул, и поддержка в течение года.

Вот чем можно помочь старшеклассникам.

Обеспечить поддержку психолога. Особенно она нужна тревожным детям. Педагоги нередко настраивают учеников на сложности при написании экзаменов. Как правило, это предостережения для недостаточно старательных детей. Но тревожный ребенок относит все на свой счет. Таким детям поможет психолог.

Снижать уровень стресса родителей. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда родители ставят планку: «Либо 100 баллов на ЕГЭ, либо ничего».

Взрослые делают так, желая добра ребенку. Но для него это завышенные требования. Скорее всего, он будет стараться соответствовать ожиданиям родителей. Но если не оправдает их, то получит нервный срыв, заниженную самооценку и другие негативные последствия. Родителям нужно с психологом проработать свои ожидания.

Вероника Козлова, педагог-психолог:

«Стоит обратиться к психологу, когда родители сами чувствуют страх, тревогу по поводу того, что ребенок будет сдавать экзамены. Специалист поможет выяснить причины этих страхов, проработать их. Тем самым взрослый снизит давление на школьника».

Детям также лучше поговорить со специалистом. На встречах обсудить, что делать, если родители ставят подобные условия, что будет, если он не сдаст экзамен. Так у школьника будет снижаться уровень стресса.

Распределять силы. Как правило, к началу девятого и одиннадцатого классов дети уже знают, какие предметы будут сдавать. Исходя из этого, в самом начале учебного года они могут распределить свои силы, определить, по каким предметам нужно подтянуть знания, а каким можно уделять меньше внимания. Так ребенок поймет, что нагрузка не такая уж непосильная, и ходить в школу станет психологически легче.

Вероника Козлова, педагог-психолог:

«В старших классах хорошо работает тайм-менеджмент. Родители могут помочь ребенку грамотно организовать день, распределить дела на неделю, месяц, год. Школьник должен понимать, что, несмотря на нагрузку, у него есть свободное время на то, чтобы поиграть в компьютер, погулять, заняться любимыми делами».

Дополнительные материалы по теме

  • Сайты b17.ru, mel.fm, obrazovanie-gid.ru. Квалифицированные психологи в научно-популярном формате пишут статьи о детях, в том числе о проблемах адаптации. На сайте «Мел» есть разделы для детей, где они сами могут рассказать о своей проблеме, а специалист поможет разобраться.
  • Интенсивы Людмилы Петрановской для родителей. На встречах психолог подробно объяснит, что делать взрослым, чтобы ребенку было комфортно выходить в школу.
  • Книги издательства МИФ, где авторы разбирают темы, тесно связанные с причинами плохой адаптации детей.
Обновлено 07.09.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть