Большинство обучающихся (61,2%) совмещают работу и учебу, две трети из них (40,7%) подрабатывают. 38,8% предпочитают только учиться. Наибольший процент работающих молодых людей среди студентов онлайн-программ. Причем 87% опрошенных в этом сегменте совмещают обучение с полной занятостью.
По данным опроса, почти 60% респондентов положительно относятся к любым подработкам во время обучения в вузе или колледже, почти треть считают, что есть смысл только в подработках по специальности. Выяснилось, что больше половины студентов подрабатывали в подростковом возрасте.
Как собирали данные
Опрос проведен независимым исследовательским центром по аудитории студентов в возрасте от 18 до 25 лет, получающих среднее профессиональное или высшее образование, а также среди студентов онлайн-программ бакалавриата и магистратуры «Нетологии». В нем приняли участие 1283 студента из 16 городов-миллионников. Большинство опрошенных (81,7%) получают образование в очной и очно-заочной форме.
Интересы современной молодежи
В приоритете у молодежи сегодня:
- учеба (47,2%),
- развитие в творчестве или хобби (24%),
- заработок (22%),
- общение с друзьями и другие развлечения (19,7%).
Меньше всего студентов до 25 лет интересуют развитие собственного дела (8,9%) и создание семьи (14,1%).
Отличаются приоритеты у студентов онлайн-программ: на первом месте у большинства из них профессиональное развитие в рамках выбранной специальности или заработок, а уже затем учеба. Не удивительно, ведь большинство опрошенных в этом сегменте (62%) выбирают дистанционный формат, чтобы совмещать получение образования с работой.
Интересно, что более 70% студентов, которые подрабатывали с 14 до 18 лет, продолжают совмещать работу с учебой. Из тех, кто не работал в школьные годы, половина (51,5%) начали работать, учась в вузе. 20% студентов без опыта работы в подростковом возрасте отрицательно относятся к подработкам во время обучения. И напротив, из тех, кто имел такой опыт, негативно настроены к подработкам лишь 4,5%.
Подработать летом или отдохнуть: как студенты принимают решение
Подрабатывают летом 2024 года 43% опрошенных студентов. Таких молодых людей мотивирует желание заработать денег (60,3%), профессионально развиваться по специальности (16,4%), а также занять время (15,9%). Каждый четвертый опрошенный подрабатывает в сфере доставки (25%), чуть меньше — в ретейле (24,6%). Около 15% респондентов работают в общепите, а 9,5% — в рекламе и промоушене. Студенты отметили, что подработку находят через рекламу в интернете (28,4%), в социальных сетях (21%) и через родителей или знакомых (23%). Только 9,8% опрошенных ищут работу на сайтах с вакансиями.
Молодые люди убеждены, что подработка помогает развивать личностные и профессиональные качества, в частности стрессоустойчивость (44%), гибкость (31,6%), дисциплинированность (28,7%) и самостоятельность (20,8%).
При этом 57% студентов решили не подрабатывать летом. Чаще всего таким студентам хватает денег, потому что их обеспечивают близкие (32,5%). 16,4% хотят отдохнуть от нагрузки в течение учебного года. 13,1% признались, что подработку параллельно с учебой в вузе не одобряют их родственники, а каждый десятый намерен даже в каникулы сконцентрироваться на академических достижениях.
Выбор карьерного трека после окончания вуза
Почти половина опрошенных планируют после окончания учебы работать по профессии (47,9%), а 15,4% респондентов уверены в том, что свяжут карьеру с направлением обучения. При этом почти каждый пятый (17,8%) скорее не готов к выстраиванию карьеры по специальности, еще 8,9% точно не будут этого делать. Больше всего уверены в своей профессии студенты онлайн-программ: 41,5% опрошенных в этом сегменте уже работают по специальности, ещё 39,6% планируют найти работу по профессии.
Оксана Апрельская, руководитель направления «Высшее образование» в «Нетологии»:
«По сравнению с предыдущими поколениями у сегодняшних студентов больше возможностей для работы: как с точки зрения выбора направлений, так и форматов и форм занятости. Среди своих студентов мы видим совершенно разных ребят: кто-то в свободные часы подрабатывает курьером, кто-то на удаленке запускает свой первый IT-стартап, но большинство уже работают на фултайме — поэтому и поступают на онлайн-программы. Современные студенты ценят гибкость и удобство. Им важно, чтобы учеба встраивалась в их насыщенную жизнь».