Об эксперте: Надежда Макова, основатель и управляющий партнер LXP-платформы Kampus.
Мир, к которому мы привыкли, все еще стремительно меняется. Треть навыков, востребованных сейчас, всего за несколько лет потеряют актуальность и сменятся новыми. Деление навыков на hard и soft skills тоже уходит в прошлое — все чаще встречается деление на бизнес-навыки, технические навыки и навыки в сфере Data Science. А технологические тренды ведут к тому, что в ближайшие три года в переквалификации будут нуждаться 60% команд.
В России к общемировым изменениям еще добавляется кадровый кризис: более 60% компаний испытывают нехватку сотрудников, более 70% работодателей отмечают замедление процесса найма, а 37% организаций фиксируют рост текучести кадров.
Как результат — жить, как раньше, рынок труда уже не может. Пришло время бизнесу сфокусироваться на эффективном развитии команд, а сотрудникам — на развитии потенциала и расширении инструментария навыков.
Бизнес-навыки, технические навыки и навыки в сфере Data Science
Разбираем навыки на основе отечественных и международных исследований, которые проводились Coursera, Udemy, Всемирным экономическим форумом, Harvard Business Publishing, «Работа.ру» и «СберПодбор», Robovoice и hh.ru, Skyeng и «Зарплата.ру». В 2024 году исследователи приходят к разным выводам — это связано с тем, что мир перестраивается на новые рельсы. И все же ключевые навыки встречаются в результатах всех исследований.
Бизнес-навыки
К этой категории относят навыки, связанные с управлением бизнесом и командами, продвижением продуктов и брендов, выстраиванием отношений с клиентами.
Ключевые навыки, которые находят отражение в исследованиях:
- стратегия рекламы и продвижения, в том числе создание контента;
- бизнес-аналитика;
- лидерство и управление людьми.
Технические навыки
Эти навыки связаны со сферой разработки и охватывают владение разными инструментами, с помощью которых разработчики помогают бизнесу масштабироваться.
В этой категории основными становятся навыки:
- проектирования систем;
- создание пользовательских интерфейсов на базе React;
- кибербезопасность.
Навыки в сфере Data Science
Умение работать с данными и визуализировать их — одна из самых быстрорастущих категорий навыков. По данным Forrester и Tableau, уже к 2025 году активно использовать данные будут 70% сотрудников по всему миру. При этом только 11% из них могут уверенно сказать, что умеют это делать. При этом именно эти навыки будут все чаще появляться в вакансиях и вскоре будут так же важны, как сейчас важна компьютерная грамотность.
Главные навыки этой категории:
- Power BI;
- Tableau Software;
- визуализация данных.
Чему работодатели собираются учить сотрудников в 2023–2027 годах
По данным отчета Future of Jobs Report, в мире бизнес планирует сфокусироваться на следующих направлениях:
- ИИ и большие данные;
- охрана окружающей среды;
- дизайн и пользовательский опыт;
- маркетинг и медиа;
- лидерство и социальное влияние;
- сети и кибербезопасность.
В России актуальные ключевые задачи руководителей — обучение и развитие сотрудников под новые задачи и вызовы, сохранение ключевых сотрудников и внутренняя коммуникация с командой. А в качестве востребованных навыков называют те, которые помогают поддерживать и развивать бизнес. Большинство из них относится к бизнес-навыкам. Следовательно, российский бизнес планирует в ближайшее время уделять внимание их развитию.
Наша команда провела анализ обучающих материалов, которые изучили сотрудники российских компаний в прошлом году на платформе Kampus. Каждый сотрудник имеет возможность выбрать материалы из базы знаний для развития конкретных навыков и включить их в свой образовательный план. Из 1,5 тыс. доступных материалов в базе знаний сотрудники наиболее часто обращались к контенту, связанному с тремя основными категориями знаний:
- цифровые навыки;
- коммуникация;
- саморазвитие.
Умение пользоваться ИИ — один из важнейших навыков
Умение обращаться с ИИ тоже находит отражение во всех рейтингах. Поэтому давайте остановимся на этом направлении подробнее. Несмотря на быстрое распространение искусственного интеллекта в разных сферах жизни, компании еще не разрабатывают массово политики внедрения ИИ. Например, в США это сделали только около половины компаний. И это притом что использование ИИ помогает повышать производительность сотрудников с небольшим опытом работы. То есть внедрение искусственного интеллекта выгодно и работодателям, и работникам.
В России искусственный интеллект используют около четверти компаний. Примерно половина из них делают это на ежедневной основе, а треть — несколько раз в неделю. При этом чаще всего ИИ используют при работе с клиентами, для сбора аналитики, тайм-менеджмента и других задач. Но, как и в США, руководители компаний не всегда понимают, как правильно использовать ИИ в работе.
Несмотря на отсутствие политик внедрения ИИ и понимания выгод от его использования, работодатели все чаще хотят видеть этот навык у соискателей. Это подтверждается количеством упоминаний ИИ в вакансиях: за последние два года в вакансиях в LinkedIn оно выросло более чем вдвое. А курс «Генеративный ИИ для всех» на Coursera стал самым быстрорастущим в 2023 году за счет того, что набрал за месяц более 90 тыс. регистраций.
Каким навыкам будут обучать руководителей
Обучение руководителей — одно из приоритетных направлений этого года в российских компаниях. Таким образом, бизнес хочет научиться лучше понимать и принимать запросы работников, управлять текущей ситуацией рынка труда и повышать эффективность бизнеса. Кроме этого компании отмечают, что топ-командам не хватает стратегических компетенций и энергии.
При этом видение российского бизнеса относительно обучения руководителей частично расходится с общемировым. Например, The Conference Board и Udemy Business сформулировали четыре важнейших навыка для современных лидеров:
- межличностные коммуникации;
- коучинг;
- создание инклюзивной культуры;
- сотрудничество посредством технологий.
Сoursera выделяет следующие быстрорастущие навыки:
- управление персоналом;
- переговоры;
- влияние;
- развитие позитивных отношений с работниками;
- развитие персонала.
А российские компании, по данным «Сколково», выделяют такие приоритетные компетенции:
- операционная эффективность;
- управление людьми;
- лидерство;
- управление изменениями.
Умение управлять командой также вошло в топ-3 приоритетных навыков для руководителей, которые проходили обучение на Kampus в 2023 году. Больше всего материалов из базы знаний изучали именно на эту тему. Это связано с тем, что с каждым годом ситуация в бизнесе и в командах меняется — переход от офисного к удаленному формату, перестройка процессов из-за новых вызовов, снижение вовлеченности сотрудников из-за стресса и т.д. Все эти изменения превратили стандартный формат работы команды в своего рода пазл, который должен сложить руководитель для достижения бизнес-результатов. На втором и третьем месте по популярности материалов для изучения на Kampus — лидерство и развитие мышления.
Все приведенные рейтинги так или иначе объединяет навык управления людьми. А он подразумевает в том числе активное участие в обучении сотрудников и развитии у них навыков, которые нужны для их карьерного роста и развития бизнеса работодателя. Это огромный объем работы, который можно оптимизировать с помощью современных образовательных платформ.
От того, насколько тщательно руководитель относится к развитию сотрудников, выигрывают все. Люди получают актуальные планы развития и понятный алгоритм обучения, а бизнес — вовлеченных и лояльных сотрудников. Это, в свою очередь, помогает не только удерживать в компании нынешних сотрудников, но и привлекать в свою команду новых сильных специалистов. А это в наше время дорогого стоит, и это преимущества, за которые точно важно бороться.