Ловушка обучения: почему вы учитесь, но не применяете знания

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Большинство слушателей онлайн-курсов никогда не применяют свои знания, полученные во время учебы. Разбираемся, почему так происходит, как получить максимум от обучения и не отправить знания «в стол»

Об эксперте: Кирилл Котов, предприниматель, бизнес-консультант, основатель международного консалтингового агентства Growth, экс-руководитель отдела продаж в «Яндекс Практикуме».

Почему так много людей идут в онлайн-образование

В 2023 году, по данным агентства Smart Ranking, объем российского рынка онлайн-образования вырос на 32% по сравнению с 2022 годом и достиг ₽119,33 млрд. По данным платформы Getcourse, на которой размещено около 60% всех онлайн-курсов российских авторов, наибольшим спросом пользуются курсы для освоения новой профессии.

Последние 3–4 года технологии настолько быстро развиваются, что, пока вы учитесь в университете, некоторые знания могут потерять актуальность. Образовательные онлайн-платформы же предлагают 3–6-месячные курсы с возможностью дальнейшего трудоустройства и получения полезных практических знаний. В США, например, интерес к классическому образованию в университете только за последнее десятилетие снизился на 21 п.п., поскольку вероятность найти работу только на основе полученных в вузе знаний с каждым годом становится меньше.

Возьмем для примера взрослого человека, который хочет освоить новую для себя профессию аналитика данных. Он может рассматривать две опции: пойти в университет, заплатить минимум ₽400 тыс. за несколько лет обучения, выучить массу базовых предметов или пройти курс удаленно, начать практиковаться в компании и потратить в четыре раза меньше денег. Второй вариант кажется более привлекательным. Однако не все так просто: международные исследования показывают, что до 85% слушателей онлайн-курсов бросают обучение еще до его окончания, а еще меньше используют полученные знания на практике.

Фото:Freepik
Экономика образования Как изменится российское образование в 2024 году

Почему знания с курсов оказываются бесполезными

Можно выделить две основные причины, по которым люди покупают курсы, но не применяют полученные навыки в реальной жизни, — влияние маркетинга на принятие решения и психология слушателя курса.

Когда я руководил отделом продаж в «Яндекс Практикуме», мои менеджеры постоянно рассказывали, что у клиентов есть по два-три незакрытых курса на других платформах и они пытаются вернуть за них деньги. И дело далеко не всегда в качестве самого курса — люди покупали обучение благодаря грамотным рекламным офферам, а потом осознавали, что ошиблись с выбором профессии.

Как маркетологи заставляют покупать ненужные курсы

Если говорить про рынок диджитал-профессий, то многие компании используют маркетинговые уловки, после которых студенты разочаровываются из-за отсутствия быстрых результатов. Ожидания просто не совпадают с реальностью — им обещали 100% трудоустройства, но таких цифр не может быть даже у самого полезного курса. Как минимум потому, что некоторые курсы не предполагают полноценного освоения новой профессии, а лишь повышают квалификацию в конкретном направлении.

В итоге платформы вынуждены завышать эти цифры, потому что честные 69% (реальный показатель трудоустройства после окончания курсов в «Яндекс Практикуме») не могут конкурировать с обещанной маркетологами стопроцентной гарантией на другой платформе.

Кроме того, онлайн-школы предлагают разный уровень дохода. Одна платформа обещает маркетологу выйти на доход в ₽100 тыс. за шесть месяцев, вторая — за три месяца, а третья, более отважная, — вообще после первого месяца обучения.

Но всегда результат студента зависит от его бэкграунда и мотивации. У одного слушателя может быть опыт в смежной нише и видимая задача в виде обещанного повышения, а у второго — желание попробовать себя в противоположной сфере и отсутствие достаточного количества времени. Поэтому говорить об их усредненных успехах и гарантировать скорый прирост в доходах не совсем справедливо.

Фото:Андрей Любимов / РБК
Экономика образования Будущее онлайн-образования: искусственный интеллект и этические дилеммы

Ответственность отдела продаж

Еще одна проблема заключается в том, что менеджеры по продажам слепо следуют скрипту и поставленному плану задач, заставляют брать кредиты на обучение и не пытаются вникнуть в ситуацию клиента. Лучше стараться обучить менеджеров стать помощниками в выборе пути.

Представьте мужчину 35 лет, руководителя в компании с зарплатой ₽250 тыс. Он хочет освоить новую удаленную профессию, чтобы проводить больше времени с семьей и новорожденным сыном. Он видит рекламу: «Разработчик на пайтоне c з/п от ₽150 тыс. дистанционно».

«Вау! Это то, что мне нужно!» — думает мужчина и тут же берет курс. Но не все так просто: он и так работает по 12 часов в день, времени и сил на обучение попросту нет. К тому же его ипотека не может позволить зарабатывать менее ₽180 тыс. в месяц. То есть через один-два месяца мужчина выгорит от нагрузки либо будет еще сильнее ругать себя за маленькое количество времени, проведенное с семьей.

В таких случаях намного лучше предложить пройти курс по делегированию и тайм-менеджменту, чтобы освободить время для семьи. Если же мужчине хочется сменить профессию, то можно выбрать более перспективные виды разработки или усилить текущие навыки новыми. Поэтому хороший менеджер по продажам должен быть в первую очередь консультантом для клиента.

Психология слушателя курса

Самым печальным с точки зрения результатов остается рынок изучения иностранных языков. Skyeng одним из первых заметил, что продавать пакеты на шесть месяцев гораздо выгоднее, чем ежемесячные подписки. В период внезапного желания учить язык человек планирует целенаправленно заниматься этим долгое время, поэтому легко принимает решение о покупке дорогой подписки на полгода или год. В противном случае высока вероятность, что после первых месяцев пользования клиент не продлит занятия. В итоге онлайн-платформа получает намного больше прибыли благодаря изначальной мотивации клиента серьезно заняться языком.

Но почему так? Первопричиной желания изучения английского языка всегда является триггер в жизни человека. Это может быть разговор с родителями, желание учиться у лучших преподавателей за рубежом или прочитанная статья о росте доходов сотрудников со знанием иностранного языка на 30%. Но после начала прохождения курса мотивация в изучении языка с каждым днем снижается из-за ослабления изначального порыва к учебе. В итоге человек «забивает» на курс и не открывает его, пока не появится очередной триггер.

Фото:Freepik
Социальная экономика Как не ошибиться в выборе онлайн-курса и пройти его до конца

Почему знания не монетизируются

У многих есть убеждение, что покупка дорогого обучения автоматически означает успех в профессии и хороший доход. Об этом говорит и огромное количество рассрочек — согласно исследованию «Тинькофф», за январь—октябрь 2023 года спрос на рассрочку для обучения онлайн увеличился на 97%.

То есть люди влезают в долги, поскольку ожидают золотые горы сразу после окончания курса. Но все забывают, что сами по себе знания и информация не значат ничего, пока в процессе действий и тренировок не перерастут в навык. К тому же во время прохождений курса возникает эйфория (от поддержки в чате, преподавателя и т.д.), но быстро снижается после окончания, и возникает зависимость от постоянной покупки новых курсов. Как итог — несколько незакрытых кредитов и разочарование от обучения.

Более того, большая часть курсов подразумевает наличие у студентов определенной степени склонности к предпринимательству, а она есть далеко не у всех. Кроме того, многие профессии, такие как дизайнер, коуч, онлайн-маркетолог, больше ориентированы на фриланс. И столкнувшись с необходимостью искать клиентов и самостоятельно вести свое дело, огромная доля студентов теряет мотивацию.

К тому же появляется синдром самозванца — поддержки начинающих коллег нет, помощи спросить тоже часто не у кого, знания кажутся бесполезными. А попытки работать в штате компании либо проваливаются, либо не оправдывают ожидания от условий работы и зарплаты.

Фото:Freepik
Социальная экономика Где и как искать работу без опыта после онлайн-курсов

Советы, как выбрать курс и не потратить деньги зря

Задумайтесь, зачем вам тот или иной курс

Сделайте элементарный анализ школ и платформ, не бросайтесь покупать курс по первому клику. Почитайте отзывы на разных сайтах, посмотрите полную программу, изучите формат вебинаров. Например, где-то есть частые видеовстречи, которые не нравятся интровертам. А кому-то, наоборот, хочется больше общаться с коллегами.

Поставьте конкретную цель на курс и приготовьте для себя подарок за прохождение всех домашних заданий.

Как ни странно, но больше всех на курсы всегда жалуются те, кто хуже всех учился — не смотрел лекции, не практиковался. Если вы приходите учиться, то прикладывайте усилия и обязательно делайте все задания. И не ждите легких и быстрых результатов. Если реклама говорит, что вам надо будет тратить мало времени и усилий, значит, результат также будет невелик.

Старайтесь вливаться в комьюнити

Заниматься новым делом проще с поддержкой единомышленников. Если в вашем онлайн-обучении есть группа, старайтесь быть более активным и вовлекаться в то, что происходит. Не игнорируйте общие встречи и чаты, так как они источник сил в те моменты, когда обучение дается тяжело.

Верьте в себя

Мы встречали очень много талантливых и легко обучаемых студентов, но они просто не верили, что конкретно у них может что-то получиться. Вот несколько кейсов, которые были в моей практике.

  • Водитель трамвая 47 лет с зарплатой около ₽15 тыс. отучился на инженера по тестированию и начал зарабатывать удаленно ₽40 тыс. в месяц.
  • Мужчина 97 лет пришел учить английский. На вопрос зачем, он ответил, что хочет, чтобы его мозг не старел, тем более что его друг недавно прошел бесплатную вводную часть на одну из профессий, а ему уже 103 года.
Обновлено 21.03.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть