Об авторе: Инна Сертакова, руководитель HR-направления компании-разработчика и издателя игр для ПК и мобильных Astrum Entertainment.
Геймдев в 2024 году — самая прибыльная отрасль индустрии развлечений с ежегодным объемом мирового рынка в $183 млрд. Россия не отстает: по данным онлайн-школы геймдева XYZ School, в стране насчитывается 25 млн геймеров, а спрос на игры растет: в январе-марте 2024 года на видеоигры для ПК и приставок в стране было потрачено ₽49 млрд. Большим интересом пользуются игры российских студий.
В связи с высокой конкуренцией и обилием продуктов гейм-индустрия стремительно развивается в том числе технологически. Сегодня в тренде — применение искусственного интеллекта в разработке игр. Согласно исследованию SBS Consulting, мировой объем рынка генеративного ИИ, отвечающего за поведение персонажей, создание контента и неограниченность игровых миров, к 2030 году будет составлять $13 млрд вместо нынешних $2 млрд.
Александр Рябыкин, технический директор киберспортивного шутера Warface, Astrum Entertainment:
«ИИ уже сейчас очень хорошо справляется с пересказом объемных текстов и с переводом на различные языки. Это можно применять, например, для генерации Patch Notes (списков исправлений) для очередной версии игры и для локализации на другие языки. Также искусственный интеллект может быть полезен в создании контента. Например, с его помощью можно сгенерировать концепт-арт новой локации в игре, а дальше художник внесет в него необходимые корректировки. Нейросети неплохо справляются с улучшением текстур, например, добавляют дополнительные детали, увеличивают их разрешение. Это уже сейчас применяют в ремастерах старых игр. Помимо этого, есть различные интеллектуальные помощники для программистов, облегчающие написание кода, избавляющие от рутины, пытающиеся понять контекст текущей задачи и указать возможные проблемы. Активно развивается ИИ в генерации 3D-сцены по фотографии или конкретной 3D-модели объекта, что тоже можно использовать в геймдеве в качестве первой итерации при создании контента».
Развитие этих технологий будет способствовать и росту спроса на специалистов, работающих с ИИ в геймдеве. В статье рассмотрим топ-5 наиболее востребованных профессий в ближайшем будущем.
Какие профессии популярны в геймдеве
1. Программист ИИ
Программисты ИИ в геймдеве занимаются проектированием, внедрением и оптимизацией систем ИИ, используемых в видеоиграх. Тесно сотрудничают с геймдизайнерами и другими программистами для создания реалистичного поведения неигровых персонажей (NPC), процедурной генерации контента и динамических настроек игры. Для этой должности нужны сильные навыки программирования, особенно на таких языках, как C++ и Python, а также глубокое понимание алгоритмов и методов искусственного интеллекта.
Сколько зарабатывают: по данным HeadHunter, опытные сотрудники зарабатывают от ₽150 тыс. в месяц.
Где учиться: МГУ имени Ломоносова, бакалавриат «Фундаментальные информатика и информационные технологии»; Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ), программа «Искусственный интеллект и машинное обучение»; Московский авиационный институт (МАИ), бакалавриат «Программно-информационные системы».
2. Промпт-дизайнер
Эти специалисты разрабатывают и совершенствуют текстовые вопросы или инструкции, известные как промпты, которые задаются генеративным моделям искусственного интеллекта (ИИ), таким как Midjourney, Bard, DALL-E, Stable Diffusion и другие для создания игрового контента, в данном случае изображений. Также они создают и наполняют библиотеки удачных промптов. Кандидату на эту должность нужно хорошо ориентироваться в генераторах изображений и буквально разговаривать с нейросетью на одном языке. Пригодятся такие личные качества, как усидчивость и перфекционизм.
Сколько зарабатывают: уровень заработной платы сильно зависит от опыта работы. По данным HeadHunter, в среднем, middle-дизайнеры зарабатывают от ₽80 тыс. до ₽120 тыс.
Где учиться: Школа дизайна Высшей школы экономики (ВШЭ), курс «Промпт-дизайн для креативных индустрий»; Международная академия интеллектуальной деятельности (МАИД), курс «Нейросети для дизайна»; Факультет дистанционного обучения РЭУ имени Плеханова, бакалавриат «Графический дизайн».
3. Нейрокопирайтер
Этот специалист помогает писать игровые тексты. Он тоже работает с промптами, но уже для текстовых нейросетей, таких как ChatGPT. Тесно сотрудничает с игровым сценаристом, облегчая его работу. Как правило, нейрокопирайтер поручает машине сочинять реплики неигровых персонажей, описания предметов, и следит за тем, чтобы тексты отвечали духу игры. От специалиста требуется глубокое понимание принципов работы текстовых нейросетей и умение работать в связке с командой. Более того, такой профессионал должен обладать общими навыками работы с текстами, быть креативным и разбираться в стилистических тонкостях, чтобы выдавать качественный продукт.
Сколько зарабатывают: в зависимости от объема работ и размера компании оклад может составлять от ₽40 тыс. до ₽200 тыс. (основывано на вакансиях, опубликованных на HeadHunter). Возможен фриланс.
Где учиться: МАДИ, программа «Нейро-копирайтер»; Digi Up, курс «Нейрокопирайтер».
4. Инженер машинного обучения (Machine Learning Engineer).
Они разрабатывают и внедряют алгоритмы и модели машинного обучения для улучшения различных аспектов разработки игр, таких как аналитика игроков, персонализация и корректировка игры в реальном времени. Эти специалисты анализируют большие массивы данных и разрабатывают модели, которые могут адаптироваться и учиться на поведении игроков. От кандидата требуются сильные навыки программирования и знания алгоритмов и фреймворков машинного обучения.
Сколько зарабатывают: Опыт работы значительно влияет на заработную плату. Если на junior-позициях, по данным HeadHunter, инженеры получают ₽60-120 тыс., то оклад middle- и senior-специалистов колеблется от ₽200 тыс. до ₽500 тыс.
Где учиться: Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ), программа «Искусственный интеллект и машинное обучение»; Московский технологический институт (МТИ), направленность «Технологии искусственного интеллекта»; Московский Политех, факультет информационных технологий.
5. Разработчик нейроинтерфейсов
Самая футуристичная профессия. Этот специалист проектирует, создает и испытывает устройства для прямой коммуникации и взаимодействия между человеческим мозгом и внешними технологиями: компьютером, оборудованием виртуальной реальности и так далее, тем самым обеспечивая полное погружение в игру. Высококлассный специалист должен обладать глубокими знаниями как в нейрофизиологии и психологии, так и технике, ориентироваться в законодательстве в связи с вопросами этики применения нейроприборов и сбором персональных данных пользователей. Разработчику предстоит сотрудничать с биологами, медиками и инженерами.
Также набирает популярность профессия проектировщика нейроинтерфейсов по управлению промышленными роботами, позволяющих контролировать машины индивидуальным операторам и коллективам. В задачи такого специалиста, помимо прочего, входит «очеловечивание» робота. Для ИИ создается виртуальная личность, которой доступны язык, жесты и мимика.
Сколько зарабатывают: начинающий разработчик нейроинтерфейсов по управлению роботами может получать от ₽50 тыс., middle+ разработчики — от ₽200 тыс.
Где учиться: МГТУ имени Баумана, факультет биомедицинской техники; ИТМО, магистратура «Нейротехнологии и программная инженерия»; Национальный исследовательский университет Московский институт электронной техники (МИЭТ), программа обучения «Биомедицинские электронные и компьютерные системы».
Что пригодится всем кандидатам
Несмотря на перспективность развития технологий искусственного интеллекта, они вряд ли смогут полностью заменить человека.
Александр Рябыкин:
«Каким бы крутым ни был ИИ-помощник, результат его работы нуждается в проверке. Окончательное решение за человеком, тем более в такой творческой области, как геймдев. Именно человеку нужно скорректировать задачу для ИИ, подобрать правильные материалы для его обучения, если результат будет неверный. С развитием ИИ вряд ли какие-то профессии в геймдеве совсем потеряют актуальность, но с большой вероятностью всем специалистам будет полезно уметь работать с нейросетями и применять их для улучшения качества и производительности своей работы».
Какие навыки и знания ценятся в геймдеве
- Знание английского языка. На нем написано абсолютное большинство языков программирования и мануалов, множество международных научных изданий издаются на английском. Знание языка необходимо и для работы в международных компаниях, взаимодействии с иностранными партнерами.
- Понимание основных принципов работы с нейросетями. ИИ — главный мировой тренд, и создателям игр необходимо ориентироваться в теме. В идеале — уметь работать с основными текстовыми и графическими нейросетями.
- Многозадачность и тайм-менеджмент. Работа над несколькими проектами одновременно — норма для разработчика игр.
Александр Рябыкин:
«С приходом нейросетей в привычных профессиях будет больше времени непосредственно на творчество и меньше — на скучную рутину. Насколько же сильно ИИ будет использоваться в индустрии покажет время и будет зависеть от успешности дальнейшего развития этих технологий».