Цифровые менторы и коучи в белых халатах: что ждет бизнес-образование

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Кризисы последних нескольких лет меняют запросы крупных компаний и их топов к бизнес-образованию. Чем на это могут ответить (и уже пытаются отвечать) бизнес-школы и корпоративные университеты?

Об авторе: Денис Конанчук, директор Департамента корпоративного обучения Школы управления «Сколково».

Вот уже несколько лет мы в Школе управления «Сколково» проводим исследования, как меняется запрос к корпоративному обучению со стороны крупных компаний, их HR-служб и топ-менеджеров. Кроме очевидных «текущих» изменений, связанных с разной спецификой экономической ситуации 2022 и 2023 годов, проглядывают и более общие тренды — как постепенно меняется жизнь корпораций, их интересы и, в частности, ожидания от образования.

Бизнес хочет простоты и человечности: три запроса к образованию

Возврат к самым базовым, «гигиеническим» вещам

Он происходит на уровне знаний — я называю это ренессансом стандарта МВА. Это управление людьми, проектами, та же операционная эффективность. Раньше, пока все были нацелены на рост, возникали новые зоны развития — была ставка на скорость, компании могли не оглядываться на то, что теряют какие-то деньги из-за неэффективных процессов, если легко восполняли их новыми рынками, новыми клиентами, ростом выручки. Сейчас бизнес продолжает экспериментировать, но цена ошибки стала выше. Стали недопустимы «детские» просчеты, связанные с дефицитом базовой управленческой грамотности, когда деньги теряются из-за того, что где-то недосмотрели, недосчитали. Сегодня руководители восполняют то, на что не хватало времени, пока старались бежать быстрее других, — чтоб, как минимум не быть неэффективным там, где ты должен быть эффективен просто по учебнику.

Фото:Unsplash
Экономика образования Тренды MBA: каким будет бизнес-образование в 2024 году

Запросы, связанные с удержанием сотрудников

Дефицит специалистов и правда очень серьезный. Компании заинтересовались корпоративной и организационной культурой, тем, что раньше было лишь фоном для других аспектов эффективности процессов — и в корпоративном образовании руки до этого не доходили. Стало понятно, что если системно не заниматься тем, как люди чувствуют себя в компании, как понимают задачи, используют свой потенциал и т.д., то каждый новый кризис так и будет оборачиваться тушением пожара и работой в режиме выживания. А от этого все уже устали.

Запрос на развитие self skills

Со времен пандемии сотрудники компаний только и слышат «Кризис это возможность, давайте это использовать», но когда эта возможность приходит раз в полгода, возникает реакция — «Может, уже хватит возможностей?». Усталость растет, на призывы бежать вперед люди реагируют вопросом «А зачем?», команду все сложнее скреплять категориями больших целей, EBITDA, бонусов... Чем выше нагрузка и степень мобилизации, тем актуальнее вопросы «Зачем я работаю?» и «Что потом?», на которые не у всех компаний и руководителей есть ответ. Запрос на развитие self skills сотрудников призван соединить личные цели с корпоративными, помочь найти силы, вдохновение и понимание себя.

Фото:Freepik
Экономика образования Будущее образования: что важнее для карьеры — диплом или навыки

Между роботами и врачами: три картины будущего бизнес-образования

Как будет меняться корпоративное образование в ответ на эти новые запросы и тренды?

Появятся практики, связанные с телесностью, психическим здоровьем и достижениями медицины

Бизнес-образование — очень гибкое, мы видим это по его истории за последние десятилетия. Еще в конце прошлого века это была классика-классика: программа опиралась на кейсы, на изучение различных бизнес-функций, а преподавали в основном исследователи в области стратегии, маркетинга, финансов и других классических бизнес-дисциплин. В начале XXI века возник запрос на три новые темы — лидерство, предпринимательство, инновации. Тогда в бизнес-образовании стали появляться «нетипичные» профессора, например с базовым образованием в психологии, потому что тема лидерства в основном связана с поведенческими характеристиками. Параллельно в бизнес-образовании началась технологическая волна — и в связи с возникновением запроса на «цифру» появилось много профессоров с инженерным и IT-бэкграундом. Еще позже, около 10 лет назад, в бизнес-образование пришел коучинг и быстро стал основным методом обучения в большинстве бизнес-школ («Сколково» не исключение — сейчас у нас треть программ построены на коучинговом движке).

Предполагаю, что примерно через пять лет в бизнес-образовании появятся практики, заимствованные из нейронаук: слушателям будет важно освоить, как устроен мозг и как работает система принятия решений. Отчасти это уже применяется, на курсах по принятию решений в наших корпоративных программах уже преподают нейрофизиологи, которые объясняют, как мозг принимает решения, какую роль играет гормональная система и можно ли этим управлять. Вероятно, появятся непривычные пока практики медитации, осознанности, оздоровления — вместе с философским дискурсом они создадут новую дисциплину о человеке в бизнесе.

Фото:Freepik
Зеленая экономика Руководитель школы «Сколково» о том, кому и зачем нужно ESG-образование

Не будет знания полезного и бесполезного — будет целесообразное и нецелесообразное

Внедряя «навыки будущего», бизнес-образование вряд ли будет активно избавляться от «навыков прошлого», потому что в управленческой практике таковых очень мало. В управлении чем больше человек понимает и про себя, и про людей, тем лучше. С этой точки зрения в нем почти нет бесполезных навыков. Стратегия «узкой управленческой специализации» работает все хуже. Чтобы стать дирижером, ты должен профессионально играть на нескольких инструментах. Так и с управленцами: тот, кто имеет лишь один профессиональный навык (например, связанный с финансами), будет все менее успешен в будущем.

На первый план выйдет управленческое мышление и мировоззрение — способность адекватно воспринимать мир и действовать в нем эффективно. В первую очередь это критическое мышление, эмоциональный интеллект, способность читать контекст, а главное — умение ставить цели. Я часто вижу успешных менеджеров, которые очень четко и рационально умеют ставить цели, когда это касается бизнеса, но теряются, когда речь заходит о личной цели, а ведь она тоже влияет на фокус внимания. Если у тебя есть цель хотя бы на ближайшие годы, ты поймешь, что тебе изучать и как это комбинировать.

Появятся персональные цифровые помощники

Если заглядывать совсем далеко, на 10+ лет, то и ландшафт бизнес-обучения, и сам образ жизни людей в бизнесе и управлении могут сильно изменить персональные цифровые помощники, которые отчасти возьмут на себя роль менторов. Думаю, именно эта технология, а не виртуальная реальность и тому подобное, все изменит. Уже сегодня гаджеты отслеживают довольно много и в поведении, и в интересах, и в биологических параметрах человека. Не за горами время, когда искусственный интеллект сможет выдавать персональные наставнические рекомендации — что именно тебе нужно учить, на что обратить внимание в своем рабочем процессе, распорядке дня, как управлять своим состоянием.

Генеративные технологии позволят устройствам быть собеседниками, способными отвечать на персональные вопросы (наверное, довольно базового уровня, но кто знает). Более того, возможно, этих цифровых коучей можно будет настраивать по типу мышления — «под Платона», «под Эйнштейна» и т.д., то есть под ту логику, картину мира, стиль подачи, которые ближе каждому конкретному человеку, чтобы он получил ответы на те вопросы, которые ему важны. Окажется эта технология массовой или нет — сказать трудно, но, думаю, ее ждет большое будущее, потому что здесь соединяются два запроса. Запрос самого человека — на то, чтобы себя лучше понимать, видеть со стороны и получать советы, и запрос бизнеса — на то, чтобы видеть на рабочем месте более осознанного, профессионального, развивающегося сотрудника.

Обновлено 26.02.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть