Кадры в новой экономике: главное с сессии РБК Трендов на «ПМЭФ.Юниор»

Фото: Евгений Реутов
Фото: Евгений Реутов
Тренд на непрерывное обучение не теряет актуальности. Но чтобы стать востребованным специалистом, этого мало. Какие навыки сейчас особенно важны и интересно ли бизнесу «взращивать» кадры, обсудили на сессии «ПМЭФ.Юниор»

О панельной дискуссии

ПМЭФ — Петербургский международный экономический форум, ежегодно проходящий в России с 1997 года (в 2020-м был отменен в связи с пандемией коронавируса). В рамках форума ПМЭФ-2023 состоялась сессия «РБК Тренды» «Как бизнес помогает формировать кадры для новой экономики».

Бизнес заинтересован в формировании кадров в условиях стремительно меняющейся экономической ситуации. Каким навыкам важно уделить внимание, чтобы быть готовым к сегодняшним вызовам? Как работодатели выстраивают партнерские отношения с образовательными учреждениями? Какие сферы наиболее перспективны в ближайшем будущем? Об этом и не только поговорили эксперты на сессии РБК Трендов.

Фото: Дарья Поздеева
Фото: Дарья Поздеева

Своим мнением на сессии поделились:

  • Надежда Макова, основатель и управляющий партнер LXP платформы K-AMPUS;
  • Анна Степанова, заместитель вице-президента по образовательным проектам VK;
  • Рустам Айнетдинов, исполнительный директор онлайн-школы Skyeng;
  • Валентина Куренкова, директор по работе с государственными органами власти, заместитель генерального директора образовательной платформы «Нетология»;
  • Наталья Царевская-Дякина, директор направления EdTech-кластера информационных технологий фонда «Сколково».

Модератором сессии выступил директор по маркетингу РБК и издатель rbc.ru Андрей Сикорский.

Основные тренды в обучении кадров

Непрерывность процесса обучения, спрос на частные вузы, движение в сторону микролернинга, персонализация — сфера образования не стоит на месте. И вместе с развитием инноваций меняется отношение и к подготовке молодых специалистов. В начале дискуссии каждый эксперт выделил основные тренды обучения. Как выяснилось, на первое место выйдут не только прикладные навыки будущих специалистов, но и их личные качества.

С бизнесом на одной волне

По словам Анны Степановой, самый понятный тренд ближайшего времени — соответствие обучения актуальными потребностям бизнеса. То есть должен происходить полный «мэтч» с тем, что необходимо бизнесу, и с тем, какая подготовка осуществляется в образовательных учреждениях.

Анна Степанова:

«Второй тренд — обучение от практиков, то есть те знания и навыки, которые востребованы бизнесом, должны передаваться самим бизнесом. Третий тренд — изменение подхода к методологии. Здесь нужно отдать должное коллегам из EdTech-кластера. Мне кажется, что они вернули правильный подход к обучению. Сегодня стали все активнее применяться интерактивные методики обучения с использованием технологий — видеоконтента, голосовых помощников и так далее. Четвертый тренд — объединение усилий академической среды и бизнеса. Компании и учебные учреждения (школы, техникумы и вузы) должны не только слышать друг друга, но и знать стратегии друг друга, действовать сообща».

Анна Степанова
Анна Степанова (Фото: Евгений Реутов)

Интерес к частным вузам и точечному обучению

Надежда Макова, рассуждая на тему трендов, выделила новую реальность, которую нужно принять всем, — непрерывность процесса обучения. Согласно исследованию Gartner, 33% навыков, которые указывали в вакансиях в 2019 году, не потребуются уже в 2024-м, отметила спикер.

Надежда Макова:

«Меня очень радует тот факт, что сейчас развивается история с частными образовательными учреждениями, которые дают короткое, очень точечное и узкоспециализированное обучение. Второй тренд — стали появляться инициативы по вузам. Вы, наверное, слышали о том, что «Тинькофф» объявил о запуске Центрального университета — первого в России частного университета на основе STEM-модели. Есть Тюменский государственный университет, который запустил проект по индивидуальному обучению. То есть каждый студент в рамках обучения имеет право выбрать себе те специальности и траектории, которые именно ему интересно проходить. Это совершенно инновационный подход обучения для России. Третий тренд — обучение и переобучение на рабочем месте. В последнем отчете Всемирного экономического форума обозначили, что в рескиллинге до 2027 года будут нуждаться шесть сотрудников из каждых десяти. Я вижу, как бизнес выражает свою потребность в этом и обучает структурных руководителей навыкам наставничества и менторства».

Надежда Макова
Надежда Макова (Фото: Евгений Реутов)

Новое поколение государственных управленцев

Как отметила Валентина Куренкова, еще несколько лет назад существовал стереотип о том, что работа с госструктурами — токсичная история. Но он уже остался в прошлом. Сейчас растет новое поколение профессионалов, которым предстоит управлять не только бизнесом, но и страной.

Валентина Куренкова:

«Поэтому первый тренд я бы сформулировала так: не бояться того, что через десять лет вам предстоит руководить и компаниями, и государственными структурами. И тут вопрос, какими ценностями вы будете руководствоваться, чтобы совместная работа бизнеса и государства была эффективна».

Валентина Куренкова
Валентина Куренкова (Фото: Евгений Реутов)

Работа корпораций со студентами

Наталья Царевская-Дякина уверена, что у студентов появилось больше возможностей. Корпорации сами заинтересованы в талантах и открыты к диалогу напрямую.

Наталья Царевская-Дякина:

«Хочу процитировать директора корпоративного университета «Ростелекома», где учатся несколько тысяч человек в год. На вопрос, какого специалиста ждет корпорация, она ответила: адекватного. И попала абсолютно в точку. Все-таки разница между «хотелками» бизнеса и представлениями молодых специалистов после получения диплома существует. Поэтому первый тренд — сейчас корпорации пытаются работать со студентами напрямую. Раньше это были заходы в кафедры, через ректораты и что-то еще. В настоящее время для молодого специалиста открыты возможности, чтобы сделать все самостоятельно. Например, можно уйти в предпринимательство, получить грант на студенческий стартап или компенсацию инвестиций в студенческий стартап».

Наталья Царевская-Дякина
Наталья Царевская-Дякина (Фото: Евгений Реутов)

Быстрые знания

Рустам Айнетдинов уверен, что со временем образовательные учреждения перейдут на гибридный формат обучения. Образование во всем мире движется к смешанным форматам, и Россия не станет исключением. Также исполнительный директор Skyeng выделил растущий тренд на микролернинг — обучение небольшому объему знаний и навыков за короткий промежуток времени.

Рустам Айнетдинов:

«То есть мы становимся свидетелями приоритета знаний «здесь и сейчас» над знаниями «впрок»: информации много, а времени на многолетние курсы переобучения нет, важно быстро получить новые прикладные знания и начать применять их на практике. И отчасти с этим же трендом связана потеря преподавателем монополии на знания и трансформация этой профессии в тьютора, задача которого направлять и мотивировать учиться».

Профессии быстро устаревают и меняются, а значит, придется учиться постоянно. Благодаря развитию нейросетей обучение станет еще более персонализированным, и инструменты, которые позволят тщательно подобрать индивидуальный образовательный трек для каждого, есть уже сейчас.

«Вопрос только, кто первый сумеет грамотно их внедрить. Как бы то ни было, весь EdTech будет двигаться в этом направлении, а обучение станет массовым и персонализированным», — подытожил Айнетдинов.

Рустам Айнетдинов
Рустам Айнетдинов (Фото: Евгений Реутов)

Каким навыкам учиться

Помимо прикладных навыков важно развивать и свои личностные характеристики. Надежда Макова посоветовала усилить:

  • любознательность. Если посмотреть биографии успешных людей, то можно заметить, что красной линией у них проходит история о любознательности. Это способность проявлять чувство удивления и желание узнать больше. Любознательные люди пробуют новые вещи, задают вопросы, ищут ответы, наслаждаются новой информацией и устанавливают связи, активно познавая мир и осмысливая его;
  • умение чувствовать комфорт в условиях неопределенности. Навык, который позволяет продуктивно работать и принимать решения, несмотря на неопределенность, риски и недостаток информации;
  • креативность. Это способность думать о задаче или проблеме по-новому или по-другому, способность использовать воображение для генерации новых идей;
  • адаптивность. Это навык, который означает, что вы легко приспосабливаетесь к меняющимся обстоятельствам. Человек, умеющий адаптироваться на рабочем месте, может идти в ногу с меняющимися приоритетами, проектами, клиентами и технологиями.

Как бизнес участвует в подготовке кадров

Технологические компании и корпорации участвуют в становлении молодых профессионалов. К примеру, VK более 12 лет активно развивает образовательное направление и работает с вузами, колледжами и школами.

«Наша задача — помочь и обогатить практическими навыками фундаментальное образование, которое дают в вузах. Реализовать это можно, подкрепляя теорию работой над реальными проектами бизнеса. Сейчас мы наблюдаем, что образовательным учреждениям и бизнесу интересны стратегии друг друга. Мы развиваем направление VK Education и сотрудничаем в разных форматах с более чем 30 вузами по всей стране. Мы точно будем усиливать свое присутствие, увеличивать количество партнерских вузов и повышать количество контактов со школьниками и студентами. Наша особенность в том, что мы умеем находиться в диалоге с ребятами. Для нас это тоже бесконечный и непрерывный процесс обучения. Также мы много вкладываем в развитие наших сотрудников, чтобы они могли обучать молодежь и делиться своей экспертизой. У нас более 600 преподавателей из разных сервисов и продуктов VK», — объяснила Анна Степанова.

Анна Степанова:

«К нам на образовательные проекты и стажировки часто приходят инициативные ребята с сознательной позицией развиваться и строить карьеру в IT. А мы готовы им в этом помогать. Для них у нас есть программы, чтобы они быстрее смогли адаптироваться в компании. Обращаюсь к студентам: когда приходите в компанию, постарайтесь получить максимум полезного опыта. Мы не всегда точно знаем, что хочется современным студентам, но зачастую быстро адаптируемся под их потребности».

Рустам Айнетдинов:

«У бизнеса одна цель, и она записана в определении слова «бизнес», — зарабатывать деньги. Он заинтересован получить максимальную отдачу в минимально короткий срок. Поэтому для бизнеса идеально получить готового специалиста со старта. А если подходящего человека не найти, то начинается допил того, что есть. В этом смысле я бы не ожидал от бизнеса индивидуального плана развития. Да, это модно. Но это сделано скорее для мотивации. Первое — вы сами должны быть заинтересованы в своем успехе. Второе — надо много пробовать, ходить во все отделы и понять, что нравится».

Какие программы помогут трудоустроиться

Чтобы стать востребованным специалистом, нужно отслеживать перспективные направления. Как пояснил Рустам Айнетдинов, государство слишком долго адаптируется ко всем изменениям в образовательной среде, а бизнес всегда реагирует на то, где есть спрос и денежные перспективы. Учиться умирающим или невостребованным профессиям глупо.

Рустам Айнетдинов:

«Как видеть тренды в образовании? Важно смотреть на то, какие программы запускаются у крупных частных игроков. Для того чтобы запустить программу, нужны определенные инвестиции. И бизнес смотрит на то, чтобы они [инвестиции] окупились. Например, мы смотрим на соотношение «спрос/предложение», количество мест на одну вакансию, анализируем рынок. И потом только формируем понятный список профессий, которые будут востребованы в ближайшем будущем».

Какие специалисты нового поколения нужны предприятиям

Валентина Куренкова добавила, что нужно не только анализировать рынок труда и запросы крупных корпораций, но и следить за законодательными инициативами и федеральными программами развития. В ближайшее время будут актуальные направления, которые связаны с рабочими специальностями, инклюзивным образованием и обучением людей «50 плюс».

Валентина Куренкова:

«Люди, которым сейчас «50 плюс», очень активны в социальном и экономическом смысле. Если раньше их не брали на работу, поскольку в России было много эйджизма, то сейчас они важные и ключевые претенденты на топовые позиции бизнеса. Ну и, конечно, нужны отраслевые специалисты: когда у вас есть IT-специальность, но работаете вы в конкретной отрасли. Допустим, инженером данных в медицине, или специалистом по кибербезопасности в любой из отраслей, или специалистом по гражданским беспилотникам в сельском хозяйстве».

Как прийти к позитивному уравнению, чтобы оно заработало для рынка труда? Очень просто: колледжу, высшему учебному заведению и бизнесу нужно вместе заниматься тремя этапами организации обучения. Колледж готовит специалистов по рабочим специальностям, высшее учебное заведение — инженеров и управленцев, а EdTеch помогает формировать рынок отраслевых IT-специалистов.

Валентина Куренкова:

«Вот такое уравнение должно работать и дать свои плоды для экономики. Сейчас IT-навыки — это уже база».

Спрос на айтишников продолжает стремительно расти, и государство активно способствует формированию кадрового потенциала отрасли. Однако все актуальнее становится вопрос, как долго еще рынку будут нужны «универсальные айтишники». Один из фокусов EdTеch-компаний будет направлен на подготовку специалистов для работы в разных отраслях промышленности.

Какие подходы в образовании использует российский EdTech

За последние несколько лет рынок EdTech перестраивался. Но его вклад в процесс обучения людей очевиден, считает Наталья Царевская-Дякина.

Наталья Царевская-Дякина:

«У нас есть такая поговорка: если бы формальное образование удовлетворяло требование рынка, EdTech бы не возник. Мы сформировали рынок объемом почти 200 млрд руб. ежегодного оборота ровно на том месте, где не удовлетворены потребности рынка».

К главным преимуществам EdTech относят:

  1. Скорость изменений образовательных программ. Если нужны знания по новым технологиям, то это EdTech.
  2. Педагогический состав. Формальное образование требует педагогов из академической среды. «К сожалению, наиболее актуальные знания сейчас не там. При всем уважении к педагогам из академической среды», — объяснила директор направления EdTech-кластера информационных технологий фонда «Сколково».
  3. Мобильность. Можно учиться в любое время.
  4. Больший ориентир на студентов. Любой учащийся может пройти профессиональное тестирование, карьерное ориентирование, посмотреть дополнительные модули и не только.

Наталья Царевская-Дякина:

«Теперь перейдем к технологиям. Что есть такого в онлайн-образовании, чего не сможет повторить ни один университет? Воспроизвести речь лектора на скорости 1,5 или вовсе выключить, например. Любые механики EdTech (lifelong-learning, возможности тестирования, видеотехники, обучение в группах) полностью к вашим услугам».

На какие сферы обратить внимание

В конце дискуссии эксперты выделили сферы, на которые будущим специалистам точно стоит обратить свое внимание:

  1. Востоковедение
  2. Межличностные коммуникации
  3. IT
  4. Digital
  5. Креативные индустрии
  6. Промышленность
Обновлено 20.06.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть