О панельной дискуссии
ПМЭФ — Петербургский международный экономический форум, ежегодно проходящий в России с 1997 года (в 2020-м был отменен в связи с пандемией коронавируса). В рамках форума ПМЭФ-2023 состоялась сессия «РБК Тренды» «Как бизнес помогает формировать кадры для новой экономики».
Бизнес заинтересован в формировании кадров в условиях стремительно меняющейся экономической ситуации. Каким навыкам важно уделить внимание, чтобы быть готовым к сегодняшним вызовам? Как работодатели выстраивают партнерские отношения с образовательными учреждениями? Какие сферы наиболее перспективны в ближайшем будущем? Об этом и не только поговорили эксперты на сессии РБК Трендов.
Своим мнением на сессии поделились:
- Надежда Макова, основатель и управляющий партнер LXP платформы K-AMPUS;
- Анна Степанова, заместитель вице-президента по образовательным проектам VK;
- Рустам Айнетдинов, исполнительный директор онлайн-школы Skyeng;
- Валентина Куренкова, директор по работе с государственными органами власти, заместитель генерального директора образовательной платформы «Нетология»;
- Наталья Царевская-Дякина, директор направления EdTech-кластера информационных технологий фонда «Сколково».
Модератором сессии выступил директор по маркетингу РБК и издатель rbc.ru Андрей Сикорский.
Основные тренды в обучении кадров
Непрерывность процесса обучения, спрос на частные вузы, движение в сторону микролернинга, персонализация — сфера образования не стоит на месте. И вместе с развитием инноваций меняется отношение и к подготовке молодых специалистов. В начале дискуссии каждый эксперт выделил основные тренды обучения. Как выяснилось, на первое место выйдут не только прикладные навыки будущих специалистов, но и их личные качества.
С бизнесом на одной волне
По словам Анны Степановой, самый понятный тренд ближайшего времени — соответствие обучения актуальными потребностям бизнеса. То есть должен происходить полный «мэтч» с тем, что необходимо бизнесу, и с тем, какая подготовка осуществляется в образовательных учреждениях.
Анна Степанова:
«Второй тренд — обучение от практиков, то есть те знания и навыки, которые востребованы бизнесом, должны передаваться самим бизнесом. Третий тренд — изменение подхода к методологии. Здесь нужно отдать должное коллегам из EdTech-кластера. Мне кажется, что они вернули правильный подход к обучению. Сегодня стали все активнее применяться интерактивные методики обучения с использованием технологий — видеоконтента, голосовых помощников и так далее. Четвертый тренд — объединение усилий академической среды и бизнеса. Компании и учебные учреждения (школы, техникумы и вузы) должны не только слышать друг друга, но и знать стратегии друг друга, действовать сообща».
Интерес к частным вузам и точечному обучению
Надежда Макова, рассуждая на тему трендов, выделила новую реальность, которую нужно принять всем, — непрерывность процесса обучения. Согласно исследованию Gartner, 33% навыков, которые указывали в вакансиях в 2019 году, не потребуются уже в 2024-м, отметила спикер.
Надежда Макова:
«Меня очень радует тот факт, что сейчас развивается история с частными образовательными учреждениями, которые дают короткое, очень точечное и узкоспециализированное обучение. Второй тренд — стали появляться инициативы по вузам. Вы, наверное, слышали о том, что «Тинькофф» объявил о запуске Центрального университета — первого в России частного университета на основе STEM-модели. Есть Тюменский государственный университет, который запустил проект по индивидуальному обучению. То есть каждый студент в рамках обучения имеет право выбрать себе те специальности и траектории, которые именно ему интересно проходить. Это совершенно инновационный подход обучения для России. Третий тренд — обучение и переобучение на рабочем месте. В последнем отчете Всемирного экономического форума обозначили, что в рескиллинге до 2027 года будут нуждаться шесть сотрудников из каждых десяти. Я вижу, как бизнес выражает свою потребность в этом и обучает структурных руководителей навыкам наставничества и менторства».
Новое поколение государственных управленцев
Как отметила Валентина Куренкова, еще несколько лет назад существовал стереотип о том, что работа с госструктурами — токсичная история. Но он уже остался в прошлом. Сейчас растет новое поколение профессионалов, которым предстоит управлять не только бизнесом, но и страной.
Валентина Куренкова:
«Поэтому первый тренд я бы сформулировала так: не бояться того, что через десять лет вам предстоит руководить и компаниями, и государственными структурами. И тут вопрос, какими ценностями вы будете руководствоваться, чтобы совместная работа бизнеса и государства была эффективна».
Работа корпораций со студентами
Наталья Царевская-Дякина уверена, что у студентов появилось больше возможностей. Корпорации сами заинтересованы в талантах и открыты к диалогу напрямую.
Наталья Царевская-Дякина:
«Хочу процитировать директора корпоративного университета «Ростелекома», где учатся несколько тысяч человек в год. На вопрос, какого специалиста ждет корпорация, она ответила: адекватного. И попала абсолютно в точку. Все-таки разница между «хотелками» бизнеса и представлениями молодых специалистов после получения диплома существует. Поэтому первый тренд — сейчас корпорации пытаются работать со студентами напрямую. Раньше это были заходы в кафедры, через ректораты и что-то еще. В настоящее время для молодого специалиста открыты возможности, чтобы сделать все самостоятельно. Например, можно уйти в предпринимательство, получить грант на студенческий стартап или компенсацию инвестиций в студенческий стартап».
Быстрые знания
Рустам Айнетдинов уверен, что со временем образовательные учреждения перейдут на гибридный формат обучения. Образование во всем мире движется к смешанным форматам, и Россия не станет исключением. Также исполнительный директор Skyeng выделил растущий тренд на микролернинг — обучение небольшому объему знаний и навыков за короткий промежуток времени.
Рустам Айнетдинов:
«То есть мы становимся свидетелями приоритета знаний «здесь и сейчас» над знаниями «впрок»: информации много, а времени на многолетние курсы переобучения нет, важно быстро получить новые прикладные знания и начать применять их на практике. И отчасти с этим же трендом связана потеря преподавателем монополии на знания и трансформация этой профессии в тьютора, задача которого направлять и мотивировать учиться».
Профессии быстро устаревают и меняются, а значит, придется учиться постоянно. Благодаря развитию нейросетей обучение станет еще более персонализированным, и инструменты, которые позволят тщательно подобрать индивидуальный образовательный трек для каждого, есть уже сейчас.
«Вопрос только, кто первый сумеет грамотно их внедрить. Как бы то ни было, весь EdTech будет двигаться в этом направлении, а обучение станет массовым и персонализированным», — подытожил Айнетдинов.
Каким навыкам учиться
Помимо прикладных навыков важно развивать и свои личностные характеристики. Надежда Макова посоветовала усилить:
- любознательность. Если посмотреть биографии успешных людей, то можно заметить, что красной линией у них проходит история о любознательности. Это способность проявлять чувство удивления и желание узнать больше. Любознательные люди пробуют новые вещи, задают вопросы, ищут ответы, наслаждаются новой информацией и устанавливают связи, активно познавая мир и осмысливая его;
- умение чувствовать комфорт в условиях неопределенности. Навык, который позволяет продуктивно работать и принимать решения, несмотря на неопределенность, риски и недостаток информации;
- креативность. Это способность думать о задаче или проблеме по-новому или по-другому, способность использовать воображение для генерации новых идей;
- адаптивность. Это навык, который означает, что вы легко приспосабливаетесь к меняющимся обстоятельствам. Человек, умеющий адаптироваться на рабочем месте, может идти в ногу с меняющимися приоритетами, проектами, клиентами и технологиями.
Как бизнес участвует в подготовке кадров
Технологические компании и корпорации участвуют в становлении молодых профессионалов. К примеру, VK более 12 лет активно развивает образовательное направление и работает с вузами, колледжами и школами.
«Наша задача — помочь и обогатить практическими навыками фундаментальное образование, которое дают в вузах. Реализовать это можно, подкрепляя теорию работой над реальными проектами бизнеса. Сейчас мы наблюдаем, что образовательным учреждениям и бизнесу интересны стратегии друг друга. Мы развиваем направление VK Education и сотрудничаем в разных форматах с более чем 30 вузами по всей стране. Мы точно будем усиливать свое присутствие, увеличивать количество партнерских вузов и повышать количество контактов со школьниками и студентами. Наша особенность в том, что мы умеем находиться в диалоге с ребятами. Для нас это тоже бесконечный и непрерывный процесс обучения. Также мы много вкладываем в развитие наших сотрудников, чтобы они могли обучать молодежь и делиться своей экспертизой. У нас более 600 преподавателей из разных сервисов и продуктов VK», — объяснила Анна Степанова.
Анна Степанова:
«К нам на образовательные проекты и стажировки часто приходят инициативные ребята с сознательной позицией развиваться и строить карьеру в IT. А мы готовы им в этом помогать. Для них у нас есть программы, чтобы они быстрее смогли адаптироваться в компании. Обращаюсь к студентам: когда приходите в компанию, постарайтесь получить максимум полезного опыта. Мы не всегда точно знаем, что хочется современным студентам, но зачастую быстро адаптируемся под их потребности».
Рустам Айнетдинов:
«У бизнеса одна цель, и она записана в определении слова «бизнес», — зарабатывать деньги. Он заинтересован получить максимальную отдачу в минимально короткий срок. Поэтому для бизнеса идеально получить готового специалиста со старта. А если подходящего человека не найти, то начинается допил того, что есть. В этом смысле я бы не ожидал от бизнеса индивидуального плана развития. Да, это модно. Но это сделано скорее для мотивации. Первое — вы сами должны быть заинтересованы в своем успехе. Второе — надо много пробовать, ходить во все отделы и понять, что нравится».
Какие программы помогут трудоустроиться
Чтобы стать востребованным специалистом, нужно отслеживать перспективные направления. Как пояснил Рустам Айнетдинов, государство слишком долго адаптируется ко всем изменениям в образовательной среде, а бизнес всегда реагирует на то, где есть спрос и денежные перспективы. Учиться умирающим или невостребованным профессиям глупо.
Рустам Айнетдинов:
«Как видеть тренды в образовании? Важно смотреть на то, какие программы запускаются у крупных частных игроков. Для того чтобы запустить программу, нужны определенные инвестиции. И бизнес смотрит на то, чтобы они [инвестиции] окупились. Например, мы смотрим на соотношение «спрос/предложение», количество мест на одну вакансию, анализируем рынок. И потом только формируем понятный список профессий, которые будут востребованы в ближайшем будущем».
Какие специалисты нового поколения нужны предприятиям
Валентина Куренкова добавила, что нужно не только анализировать рынок труда и запросы крупных корпораций, но и следить за законодательными инициативами и федеральными программами развития. В ближайшее время будут актуальные направления, которые связаны с рабочими специальностями, инклюзивным образованием и обучением людей «50 плюс».
Валентина Куренкова:
«Люди, которым сейчас «50 плюс», очень активны в социальном и экономическом смысле. Если раньше их не брали на работу, поскольку в России было много эйджизма, то сейчас они важные и ключевые претенденты на топовые позиции бизнеса. Ну и, конечно, нужны отраслевые специалисты: когда у вас есть IT-специальность, но работаете вы в конкретной отрасли. Допустим, инженером данных в медицине, или специалистом по кибербезопасности в любой из отраслей, или специалистом по гражданским беспилотникам в сельском хозяйстве».
Как прийти к позитивному уравнению, чтобы оно заработало для рынка труда? Очень просто: колледжу, высшему учебному заведению и бизнесу нужно вместе заниматься тремя этапами организации обучения. Колледж готовит специалистов по рабочим специальностям, высшее учебное заведение — инженеров и управленцев, а EdTеch помогает формировать рынок отраслевых IT-специалистов.
Валентина Куренкова:
«Вот такое уравнение должно работать и дать свои плоды для экономики. Сейчас IT-навыки — это уже база».
Спрос на айтишников продолжает стремительно расти, и государство активно способствует формированию кадрового потенциала отрасли. Однако все актуальнее становится вопрос, как долго еще рынку будут нужны «универсальные айтишники». Один из фокусов EdTеch-компаний будет направлен на подготовку специалистов для работы в разных отраслях промышленности.
Какие подходы в образовании использует российский EdTech
За последние несколько лет рынок EdTech перестраивался. Но его вклад в процесс обучения людей очевиден, считает Наталья Царевская-Дякина.
Наталья Царевская-Дякина:
«У нас есть такая поговорка: если бы формальное образование удовлетворяло требование рынка, EdTech бы не возник. Мы сформировали рынок объемом почти 200 млрд руб. ежегодного оборота ровно на том месте, где не удовлетворены потребности рынка».
К главным преимуществам EdTech относят:
- Скорость изменений образовательных программ. Если нужны знания по новым технологиям, то это EdTech.
- Педагогический состав. Формальное образование требует педагогов из академической среды. «К сожалению, наиболее актуальные знания сейчас не там. При всем уважении к педагогам из академической среды», — объяснила директор направления EdTech-кластера информационных технологий фонда «Сколково».
- Мобильность. Можно учиться в любое время.
- Больший ориентир на студентов. Любой учащийся может пройти профессиональное тестирование, карьерное ориентирование, посмотреть дополнительные модули и не только.
Наталья Царевская-Дякина:
«Теперь перейдем к технологиям. Что есть такого в онлайн-образовании, чего не сможет повторить ни один университет? Воспроизвести речь лектора на скорости 1,5 или вовсе выключить, например. Любые механики EdTech (lifelong-learning, возможности тестирования, видеотехники, обучение в группах) полностью к вашим услугам».
На какие сферы обратить внимание
В конце дискуссии эксперты выделили сферы, на которые будущим специалистам точно стоит обратить свое внимание:
- Востоковедение
- Межличностные коммуникации
- IT
- Digital
- Креативные индустрии
- Промышленность