Этот материал выходит в рамках проекта «Мифбастинг», где мы рассказываем о спорных явлениях, достоверность которых не доказана в академической среде. Пытаемся разобраться, где правда, а где вымысел. При написании статей авторы мыслят критически и используют научный подход, чтобы не распространять ложную информацию.
Содержание:
Кто такие инфоцыгане
Инфоцыгане — это люди, которые продают свои продукты (книги, курсы, тренинги, чек-листы), не несущие ценности. Чаще всего это известные в соцсетях блогеры-миллионники, которые называют себя коучами или инфобизнесменами. [1] Они обещают за небольшую плату раскрыть секрет успешной жизни и богатства, но по факту их продукты часто состоят из информации, которую можно найти по первым ссылкам в интернете. Вместо конкретных знаний они обращаются к эзотерическим или психологическим практикам, рассказывают, как нужно ставить цели, быть уверенным в себе или правильно загадывать желания. Например, за ₽10 тыс. покупателю курса предложат очистить пространство и выбросить старые вещи.
Сразу оговоримся: используя здесь и далее по тексту слово «инфоцыгане», мы не проводим ни прямых, ни косвенных параллелей с цыганами. В данном случае речь идет о термине, которым в России с недавних пор стали называть людей, продающих «информационные продукты с неочевидной ценностью» — книги, курсы, тренинги, чек-листы и т.п.
Возникновение понятия инфоцыганства в России часто связывают с проектом «Бизнес-Молодость». Он появился в 2010 году и закрылся в 2020 году, об этом заявил сооснователь Петр Осипов. На протяжении десяти лет компания проводила курсы и тренинги и собирала на них тысячи человек, ищущих секрет успешной жизни.
Также основателем инфоцыганства считается Андрей Парабеллум (Косырин). Его самым популярным курсом был «Коучинг на миллион». Но в 2016 году один из участников, Марк Куликович, подал на бизнес-тренера в суд и выиграл его. Куликович получил ₽100 тыс. в качестве компенсации морального вреда и добился признания Косырина мошенником. Встречный иск Косырина отклонили. [2] В 2021 году бизнес-тренер умер от коронавируса. [3]
В интернете слово «инфоцыгане» стало особенно популярным после выхода в 2021 году фильма Ксении Собчак «Как инфоцыгане продают воздух: разбираем схемы продаж и их курсы». [4] Ведущая подробно и на примерах рассказала о так называемых прогревах — контенте в соцсетях, который подводит человека к желанию купить продукт, и других приемах инфоцыган.
Сферы, в которых чаще всего можно встретить инфоцыган: психология и здоровье, семейные отношения, соцсети и SMM, фитнес, арбитраж трафика, выход на маркетплейсы. Некоторые курсы посвящены «лечению» болезней. Например, Елена Блиновская собиралась запустить интенсив, который, по ее словам, поможет парам, которые не могут зачать ребенка. [5]
Предпосылками успеха инфоцыган стало сразу несколько факторов, считает бизнес-тренер Анастасия Урнова, доцент Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, автор и ведущая YouTube-канала об эффективных коммуникациях «После дедлайна».
Первый фактор, отмечает спикер, — это девальвация и эрозия формальных институтов: ценность дипломов и сертификатов значительно снизилась. Людям нужны не «корочки», а конкретные прикладные знания, при этом не всегда важно, где и как они были получены. Второй фактор — это распространение российских и зарубежных социальных сетей, позволивших, по сути, кому угодно говорить о себе что угодно. Третий фактор — мода на образование. В цене не качество диплома, а возможность говорить о количестве пройденных курсов и крупной сумме, инвестированной в их получение.
Анастасия Урнова
«Думаю, многие слышали эти заветные: «Я отдал миллион за то, чтобы это узнать. Вы же можете купить это всего за 999 руб.». Ожидаемо, что в результате образовательные курсы стали востребованным продуктом, в котором маркетинговая составляющая начала преобладать над контентной. Как однажды сказала мне знакомая, которая занимается инфобизнесом, «придумать курс может каждый, ты пойди его продай».
Теперь вследствие высокой конкуренции самые успешные коммерческие продукты могут быть не самыми качественными, а просто хорошо упакованными. И громче всего заявляют о себе не самые компетентные, а самые уверенные в себе люди. При этом растущее количество предложений приводит не к снижению средней стоимости, а, наоборот, к росту.
Признаки инфоцыган
Определить инфоцыган достаточно легко по манере поведения в соцсетях. Все они используют одни и те же приемы и триггеры, чтобы привлечь как можно больше людей.
Решение всех проблем
Инфобизнесмены-мошенники продают «универсальную таблетку» для решения проблемы, с которой человек может бороться годами. Они обещают быстрый эффект: после прохождения их курса или покупки книги вы найдете работу, похудеете, сможете исполнить мечту.
Обещание красивой жизни и значимости
Инфоцыганам важно показать собственную значимость. На это обращает внимание Никита Кочетков, кандидат психологических наук, доцент факультета социальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета: «Значимость можно подчеркивать через стаж работы или эффективность деятельности («мои клиенты уходят довольными/богатыми/счастливыми»), высокий уровень («консультирую миллиардеров»), медийную активность («автор книг»). Если нынешними достижениями похвастаться не удается, то в ход пускаются предыдущие заслуги и связи («я одноклассник Павла Дурова»). Может быть бравирование знакомствами с высокопоставленными и богатыми людьми («специально для моих читателей сейчас раскроет свой секрет хозяин одной большой сети магазинов»)».
В соцсетях активно транслируется красивая жизнь эксперта: дорогие иномарки, отдых за границей в шикарных отелях, фото возле яхты, праздники, на которые потрачены миллионы, брендовые вещи. Это все сопровождается личной историей о том, как простой человек из провинциального города смог добиться успеха благодаря своим уникальным знаниям.
Харизма и личное обаяние
Инфоцыгане очень красноречивы и харизматичны. Они обладают хорошими навыками продаж, умеют создать ощущение экспертности, отлично владеют ораторскими приемами.
Команда и преданные последователи
Поклонники некоторых инфоцыган напоминают секту — они готовы защищать своего «гуру» всеми способами. Кроме того, для создания ощущения массовости инфобизнесмены могут объединяться в «успешные бизнес-сообщества»: со стороны может казаться, что в нем состоят действительно компетентные и знающие люди, однако это не так.
Эксплуатация трендов
Инфоцыгане хорошо ориентируются в современных трендах и понимают потребности аудитории. На этом они строят свое псевдообучение. Также они часто претендуют на исключительность знания: «Этому можно научиться только у меня».
Сразу несколько сфер
Часто инфоцыгане продают несколько курсов, например, по похудению, фотографии и психологии одновременно.
Как выглядит жертва инфоцыган
При покупке онлайн-обучения у человека, как правило, есть конкретный запрос, например, стать дизайнером или научиться писать тексты. Те, кто попадается на удочку инфоцыган, часто не могут объяснить, что именно они хотели получить от покупки этого инфопродукта, настолько они находятся под влиянием агрессивного маркетинга и начинают верить, что именно этот курс (тренинг или наставничество) изменит их жизнь.
У кого больше всего шансов стать жертвой «продавцов воздуха»? Как считает психолог Никита Кочетков, сложно выделить черты определенной группы: попасться на уловки мошенников может каждый. Это бедные и богатые, реализованные и нереализованные, имеющие свободное время и не имеющие его.
Но все же некоторые люди, по словам эксперта, могут быть наиболее уязвимы:
- подписчики и фанаты блогера, которые готовы купить любой его инфопродукт;
- мамы в декрете, которые хотят преодолеть стагнацию и стать успешными бизнесвумен;
- специалисты, уставшие работать в найме, — они столкнулись с профессиональным выгоранием и мечтают перейти на фриланс;
- представители молодежи, у которых мало жизненного опыта, но которые хотят быстро добиться успеха и признания;
- люди, столкнувшиеся со сложностями: потеря работы, кредит, ипотека — они пробуют любые пути решения.
Одним словом, это уязвимые люди, которые в моменте переживают сильные эмоции, у них есть триггерные точки, на которые можно умело надавить. Эти люди покупают исполнение мечты и волшебное средство избавления от проблем, продукт-пустышку, который им красиво презентовали.
Почему инфоцыганство опасно
Трата денег
Продажа курса, тренинга или другого продукта — основной источник дохода для мошенника. Для него важны не качество и результат, а получить как можно больше денег.
Трата времени
Обучение должно приводить к результату. В продуктах инфоцыган практическая польза будет минимальна, в лучшем случае вы получите лишь поверхностные знания.
Снижение самооценки
Инфоцыгане будут искать ваши «боли» и давить на них, используя агрессивную рекламу и формулировки вроде: «Что ты можешь купить на пару тысяч рублей — продукты на один день? Я предлагаю потратить их на шанс начать новую жизнь». В их прогревах явно прослеживаются посылы вроде «ваша жизнь не изменится, если вы не купите этот курс» или «нельзя экономить на себе». Все это может сказаться на самооценке, если блогер с миллионной аудиторией будет внушать своему зрителю, что тот ничего не добился в жизни и не добьется, пока не купит курс.
Никита Кочетков:
«Один из самых популярных манипулятивных приемов психологи назвали «Нога в дверях». Его суть заключается в том, что маленькая уступка сильно увеличивает шансы на большую уступку. Большая уступка в данном случае — покупка продукта (курса). Для этого надо, чтобы человек согласился на какую-нибудь маленькую уступку. Как правило, в ее качестве выступают предложения пройти что-то бесплатно.
Еще один прием — обещание лучшей жизни. Возможно, многие могли бы сказать, что живут хорошо, но даже эта категория людей, скорее всего, не отказалась бы жить еще лучше. Попасть в актуальные потребности людей не так уж сложно. Живете на одну зарплату? Хотите быть счастливыми? Как говорил американский шоумен XIX века и основоположник главных постулатов шоу-бизнеса Финеас Барнум, «у нас есть что-нибудь для каждого».
Как отличить хороший курс от инфоцыганского
Как правило, инфоцыгане действуют практически по одинаковой схеме: «прогрев», история успеха самого коуча, история «золушки» — как этот курс уже изменил чью-то судьбу. Потом, как правило, следует бесплатный вебинар или интенсив, где рассказывают о программе курса и активно его продвигают. Затем открываются продажи, а место на курс чаще всего «только сегодня» можно купить со скидкой или в рассрочку.
Но такие приемы маркетинга в социальных сетях могут использовать и настоящие эксперты, которые продают качественный курс. Как отличить мошенника от эксперта?
Узнайте больше о наставнике
Изучите информацию в открытых источниках, биографию, данные об образовании, наличие экспертных статей в СМИ. Поинтересуйтесь у тех, кто уже проходил обучение, какие результаты это дало. Изучите отзывы не только на сайте самого курса, но и в других источниках.
Анастасия Урнова
«Обращайте внимание на отзывы участников, и если они содержат фразы в стиле «заплатить какие-то 100 тыс. руб.», «я взяла кредит на три миллиона и была так счастлива», включайте внутренний режим подозрительности. Перед вами яркие красные флаги и манипулятивные техники».
Проверьте чистоту сделки при покупке
Узнайте, какой договор с вами заключат, если его нет — это признак отсутствия лицензии на образовательную деятельность. Посмотрите, что прописано в договоре, можно ли вернуть деньги и будет ли в конце обучения выдан диплом установленного образца или сертификат с печатью или подписью преподавателя на официальном бланке организации с указанием наименования курса и количеством часов.
У организации, продающей курсы, должна быть лицензия на образовательную деятельность. Проверить наличие лицензии можно на сайте Рособрнадзора. [7]
Ознакомьтесь с программой обучения
Для начала узнайте, есть ли программа вообще. На хорошем и качественном курсе она будет расписана подробно. Прочитайте ее внимательно, чтобы понимать, чему вас научат, проанализируйте план — как долго будет идти обучение, будет ли практика. Обратите внимание на шаблонные фразы вроде «вы узнаете инструменты повышения продаж» — они сигнализируют о поверхностности знаний, которые вам будут давать.
«Недобросовестные игроки часто дают размытое представление об итогах обучения и не готовы предоставить развернутую информацию о содержании программы. И это первый сигнал, на который стоит обратить внимание», — отмечает Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ.
В программе обязательно должно быть достаточное количество часов практики, чтобы вы не получили только «говорящую голову», а действительно овладели профессией.
Как отмечает Анна Водолазская, директор по инновациям Академии Softline, качественный образовательный контент создается большой командой в профильных организациях. Для этого привлекается штат методистов, педагогических дизайнеров, реальных экспертов из отрасли. Обязательно организуются практические, лабораторные работы, например, в IT-обучении.
Анна Водолазская
«Такие подходы в сочетании теории с практикой дают тот самый эффект, который должен отвечать на простой вопрос: что получает слушатель по итогам обучения в формате «знать, уметь, владеть». Если ответ находится — описаны получаемые компетенции, профессиональные стандарты, на которые опирается программа, используются методические рекомендации с указанием источников, — тогда можно относить такие курсы к качественным».
Инфоцыганство вредит не только тем, кто приобретает курсы-пустышки, но и сфере классического образования. Как рассказывает Юлия Ремезова, у людей появляется уверенность в том, что новую профессию можно освоить без труда всего за несколько недель.
Юлия Ремезова
«На самом деле за такой промежуток времени сложно получить даже базовые знания и навыки. Поэтому вопрос оценки качества образовательных онлайн-продуктов сейчас стоит весьма остро, и появляются инициативы, которые могли бы помочь с решением этой проблемы. Например, НИУ ВШЭ совместно со Skillbox — одним из ведущих игроков рынка EdTech — разрабатывает модель оценки качества онлайн-образования в России».
В то же время у инфоцыганства оказался и положительный эффект — все благодаря их агрессивному маркетингу, отмечает Владислав Шоптенко, заместитель директора Института государственной службы и управления (ИГСУ) Президентской академии.
Владислав Шоптенко
«Огромное число людей, которые раньше не задумывались о возможности чему-то учиться, получить дополнительное образование, заняться развитием навыков, стали на это откликаться. Стал формироваться спрос, поэтому появилось и много новых качественных продуктов. Есть и бесплатные государственные курсы, программа у которых практически не отличается от программы платных курсов. Но тут проблема в другом: государство не умеет продавать, делать такой красивый маркетинг и яркую упаковку, поэтому спрос меньше».
Например, есть национальный проект содействия занятости с бесплатным обучением, специальные центры, в которых обучают предпринимательским навыкам, программы в вузах. Только в РАНХиГС в год реализуется более 60 онлайн-программ дополнительного профобразования. Ключевое направление — «Государственное и муниципальное управление».
Да, онлайн-программы в вузах длятся дольше, а поступать придется через вступительные испытания. Но, как считает Юлия Ремезова, все же они остаются привлекательными еще и потому, что выпускников коротких курсов становится очень много. В этой конкуренции специалисты с более системными и глубокими знаниями имеют больше шансов выделиться на рынке.