Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ совместно с Минобрнауки России, Минпросвещения России и Росстатом выпустили статистический сборник «Индикаторы образования: 2022». В 11-е издание сборника вошли инновации и значимые тренды высшего образования. Исследование включает данные об участии населения в непрерывном образовании и онлайн-обучении, а также в подготовке кадров для цифровой экономики. Рассмотрим ключевые выводы из этой работы.
Инвестиции в высшее образование остаются в тренде
Исследование отмечает рост доли студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры за счет бюджетных ассигнований. Десять лет назад этот показатель составлял 37%, а на начало 2020/2021 учебного года он вырос до 47%.
На одного студента государство тратит ₽393,3 тыс., это на 11,4% больше по сравнению с 2010 годом. Расходы на высшее образование составили 1% ВВП России. Этот показатель сопоставим с расходами в Италии, Испании, Германии, Франции и Японии (0,9–1,2%), но все еще уступает США, Великобритании, Канаде, Швеции и Республике Корея (1,4–2,5%). В целом расходы на образование в России составляют 4,6%.
Высшее образование в России привлекает иностранцев
Все больше иностранных граждан поступают в российские вузы. Доля зарубежных студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры в России, в 2020/2021 учебном году выросла до 7,7% по сравнению с 2010/2011 годом, когда этот показатель составлял 2,3%.
В целом на 2020 год выпустились 887,9 тыс. специалистов с высшим образованием. Из них 849,4 тыс. бакалавров, магистров и специалистов. 14 тыс. человек аспиранты — 1,2 тыс. из них защитили диссертации, это 8,9%. Показатель ординаторов составил 24,1 тыс., а ассистентов-стажеров — 0,4 тыс. человек.
Общественные науки являются наиболее востребованными
Среди программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, направления подготовки, относящиеся к наукам о социуме, наиболее предпочтительны. В 2020 году 41,2% выпускников получили образование в этом направлении, большинство из них связаны с экономикой и управлением, а также юриспруденцией. 28,4% выбрали специальности, связанные с инженерным делом и техническими науками. Доля выпускников в области информационно-коммуникационных технологий составила 5%, что сопоставимо с уровнем США, Германии и Южной Кореей (4,5–4,7%).
Преподаватели активно участвуют в ДПО
За последние три года доля сотрудников, прошедших повышение квалификации или переподготовку, составила 91,4%. Три четверти работников профессорско-преподавательского состава, которые реализуют программы бакалавриата, специалитета и магистратуры, имеют ученую степень доктора или кандидата наук, из них 13,5% — люди в возрасте до 35 лет. В России на одного такого работника приходятся 12 студентов. В других странах нагрузка на преподавателя существенно выше: Новая Зеландия и Чехия — по 17 студентов, Латвия и Франция — по 18, Италия и Турция — по 20.
Цифровизация массово внедряется в обучение
Пандемия и ограничительные меры повлияли на массовое внедрение электронного и дистанционных средств в образовательный процесс. На начало 2020/2021 учебного года 47,4% студентов обучались по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры с помощью дистанционных образовательных технологий, а 37,5% применяли электронное обучение.
В России на октябрь 2021 года 1,3 тыс. онлайн-курсов были размещены на образовательных интернет-платформах, которые подключились к Государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда». Однако наибольшее количество курсов предоставили «Открытое образование» (199 онлайн-курсов), Stepik (164), «Росдистант» (100), «Образование на русском» (88), «Онлайн-образование в НИУ ВШЭ» (74).
Выпускники вузов чаще устраиваются по специальности
В 2020 году 70% выпускников 2017–2019 годов работали по полученной специальности, в то время как доля таких выпускников со средним профессиональным образованием по программам подготовки специалистов среднего звена составила 58%, а по программам подготовки квалифицированных рабочих/служащих — 56%.
Тренд на непрерывное образование
Активное участие в непрерывном образовании принимают люди, окончившие вузы — их доля составляет 56,2% от числа взрослого населения в возрасте 25-64 лет (43,2%). 19,2% населения этой возрастной категории намерены участвовать в непрерывном образовании, а 52,8% связывают его с профессиональными интересами.