Сетевые игры и чат-боты: 5 техник для повышения мотивации к обучению

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Зачем повышать мотивацию к обучению у современных школьников, как в этом поможет их любовь к гаджетам и в чем здесь тренды? Разбираемся вместе с директором «ЯКласса» Екатериной Рыжовой

В чем проблема

Ребенка становится все сложнее увлечь занятиями с учебником ― грустно осознавать, но это так. Сегодня учитель уже далеко не единственный источник знаний. И заработать авторитет — задача не из легких: школьники быстрее нас находят в поисковиках любую информацию, от исторических фактов до математических формул.

При этом мотивация детей к учебе оказывает сильное влияние на их успеваемость. Опрос московских школьников младших классов в 2020 году показал, что важнейший мотивирующий фактор в обучении для них — эмоциональный компонент. В частности то, насколько комфортно и интересно ребенку в школе. Для этого учитель должен увлечь детей, используя разные форматы подачи информации.

Сами подростки подтверждают, что им интересны практические домашние задания. Например, вместо зазубривания формул они предпочтут составить реальный бизнес-план, а на уроках биологии с удовольствием вырастят растения.

Добавить жизни в уроки и удивить учеников помогут современные методики. Вот несколько эффективных инструментов для повышения мотивации учеников.

Фото:Freepik
Экономика образования Иммерсивность, глокализация и VR: основные тренды школьного образования

Геймификация

Попробуйте не запрещать детям использовать гаджеты, а предложите им обучающее приложение по теме урока или организовать сетевую игру для всего класса. С помощью компьютерных игр гораздо интереснее изучать и таблицу умножения, и исторические события, и информатику.

Исследование, проведенное в Университете штата Юта, говорит, что игровой формат в обучении значительно повышает мотивацию в учебе ― более 67% опрошенных студентов это подтвердили.

Например, «ЯКласс» предлагает ученикам освоить программирование в игре Minecraft. Дети устанавливают специальный мод с программируемой черепашкой — оператор деления по модулю. Там ученики создают первые программы с использованием линейного и циклического алгоритма и свои функции. А еще учат черепашку копать туннели и строить дома.

Дети 5–6 лет могут запрограммировать черепашку в Minecraft, чтобы с ее помощью строить дома и копать туннели.
(Видео: Codim.online)

Другой пример геймификации — сетевая образовательная игра. Например, с ее помощью школьники могут изучать исторические эпохи. Учитель заранее готовит сценарий, записывает сопроводительное видео для учеников и дает задания. А ученики рисуют маршрут на интерактивной карте, по которому должен передвигаться Александр Македонский, или изображают исторический костюм Екатерины II.

Сетевая игра может длиться до нескольких месяцев и сочетать в себе онлайн- и офлайн-активности. Игру можно дополнить игровыми динамиками и техниками, а еще транслировать в соцсетях.

Интерактивные задания

«Самое страшное в образовании — это шаблоны», ― предупреждает заслуженный учитель России Евгений Ямбург. Интерактивные задания помогут действовать вне шаблона и удивить учеников новизной. Используйте анимированные карточки, «живые» тесты, театральные сценарии и викторины. Дети и сами с удовольствием помогут подготовиться к такому уроку.

Например, можно провести интерактивные уроки по истории, химии, биологии, информатике и другим предметам. На уроке истории можно устроить костюмированный средневековый бал или конкурс на лучший исторический репортаж с места события, организовать аукцион «по продаже» старинных артефактов. А еще ― привлечь класс к изготовлению фрески, гравюры или мозаики.

Список идей можно продолжать бесконечно. Осваивать тему по химии, например, реально в формате занятия по зельеварению, а изучить особенности политических партий начала ХХ века — через политические дебаты. Экспертная группа или учителя при этом проследят, чтобы каждое выступление соответствовало исторической действительности.

Идея интерактивного задания для урока истории.
Идея интерактивного задания для урока истории. (Фото: ЯКласс)

Скрайбинг

Скрайбинг — это наброски и эскизы по теме, которые помогают ее усвоить и запомнить. В отличие от конспектов, скрайбинг помогает запечатлеть информацию с помощью схем и рисунков. Практиковаться можно на бумаге или планшете.

С помощью скрайбинга реально презентовать собственный проект, экранизировать стихи или рассказы. Технику используют во время мозгового штурма на уроке или в рамках методики «перевернутый класс». Это модель обучения, когда преподаватель предоставляет материал на самостоятельное изучение дома, а на уроках в классе дети сразу переходят к практике.

Скрайбинг-конспект о мастермайнд-группах.
Скрайбинг-конспект о мастермайнд-группах. (Фото: Наталья Ядренцева)

Экономика образования Что такое мастермайнд-группа и как ее организовать

Мультимедийные уроки

Мультимедийные уроки помогают разнообразить занятия, используя в обучении тексты, звуки, видео и графику. Зачем рассказывать про быт древних людей на словах, если можно посетить виртуальный музей, посмотреть театральную постановку онлайн или исторический фильм?

Но если возможности выйти из класса нет, то урок сделают более наглядным онлайн-инструменты. Например, «ЯКласс» использует в обучении подборку мультфильмов, которые помогут детям разобраться в себе и своих отношениях с другими людьми.

Учителям поможет онлайн-доска Miro, на которой можно создавать проекты, визуализировать идеи с помощью изображений, стикеров, заметок. Здесь есть шаблоны. Дети могут работать на доске самостоятельно ― строить схемы, записывать термины, выделять самое главное из нового материала. Учитель наблюдает за процессом и исправляет ошибки.

В Miro есть готовые шаблоны для работы с офлайн-классами, группами и онлайн-вебинарами — все бесплатно.
В Miro есть готовые шаблоны для работы с офлайн-классами, группами и онлайн-вебинарами — все бесплатно. (Фото: Miro)

Чат-бот с учителем

Учителю больше не нужно будет беспокоиться, что кто-то не услышал или не понял домашнее задание, если использовать чат-боты и специальные приложения с интерактивными заданиями для оценки вовлеченности.

Чат-боты пригодятся при составлении расписаний индивидуальных занятий, при автоматической рассылке заданий на самоподготовку, составлении карт контроля знаний, выставлении оценок.

В зависимости от целей, учитель может создать чат-бота для ответов на вопросы, игрового бота для вовлечения в тему или бота-информатора для рассылки важных сообщений. Для создания собственного чат-бота в «Телеграме» можно воспользоваться помощником @Botfather.

Например, мы часто используем в работе приложения Mentimeter и Plickers. Первое предназначено для пассивных слушателей ― сервис помогает провести опрос и оценить, насколько хорошо ученики поняли тему, собрать комментарии от аудитории.

Второе приложение пригодится для быстрой оценки знаний учеников. Школьники отвечают с помощью распечатанных карточек с индивидуальными штрих-кодами. Учитель сканирует штрих-коды с помощью своего устройства и получает статистику ответов. Результаты можно вывести на экран.

Обновлено 05.07.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть