Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как мы выбираем образование и профессию: подкаст «Списать не получится»

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Как мы выбираем образование и профессию, зачем ученые исследуют неравенство и почему в современной системе образования трудно стать lifelong learner'ом — в десятом выпуске подкаста РБК Тренды «Списать не получится»

Это завершающий эпизод первого сезона подкаста. Ведущий Максим Буланов немного вернется назад, чтобы широко посмотреть на российский контекст образовательной траектории. Для этого он пригласил в студию Екатерину Павленко — аналитика и младшего научного сотрудника Лаборатории культурсоциологии и антропологии образования в Институте образования НИУ ВШЭ.

В 2012 году Лаборатория начала лонгитюдное исследование «Траектории в образовании и профессии». Уже более восьми лет исследователи изучают, как живут, учатся и работают почти 5 тыс. человек из 42 регионов России. Екатерина рассказала, что узнали исследователи, как меняются образовательные траектории и есть ли среди участников lifelong learner’ы.

Таймлайн беседы

1:45 — Зачем исследуют траектории образования в профессии

7:00 — Что такое лонгитюдное исследование

9:30 — О чем спрашивают информантов исследования

11:15 — Что узнали исследователи

16:00 — Почему люди не замечают образовательные возможности

21:20 — Как подростку выбрать вуз

24:49 — «Я хочу что-то уметь»: образовательные концепции

32:50 — Есть ли среди героев исследования lifelong learner’ы

Несколько хайлайтов разговора

«Траектории образования в профессии» — уникальное для России исследование, но в США и Великобритании такие разработки начали проводить еще в 1950-70-х годах. Ученые выбирают определенную группу людей — когорту, которую опрашивают в течение нескольких лет, чтобы понять, как разворачиваются их траектории, как и из-за чего меняются обстоятельства.

Такие исследования помогают установить связь текущего момента с тем, что было в прошлом. Лонгитюдные исследования очень трудоемкие и дорогие, поэтому их в мире немного, но полученные данные очень ценны.

Данные исследования открыты — любой исследователь может использовать их для своей работы.

Одна из ключевых тем, которую исследователи пытаются раскрыть с помощью данных — неравенство. Она имеет прямое отношение к тому, как люди принимают решения. Социологическая перспектива помогает видеть то, что люди не замечают.

У неравенства есть два пути. Первый — прямой. Более обеспеченные родители могут дать больше образовательных возможностей ребенку: кружки, репетиторов, оборудование. Дети из таких семей получают более высокие оценки и благополучную траекторию, поступают в университеты. Второй путь — неравенство в выборе и том, как школьники смотрят на свое будущее при одинаковых оценках. Например, дети из семей с более высоким ресурсом принимают другие решения и по-другому.

У человека, который получает не очень высокие оценки в школе, может сформироваться ограниченное представление о своих возможностях в образовании — он не рассматривает все варианты, которые у него есть.

Один из самых распространенных мотивов уйти после 9 класса — поскорее начать работать. За ним стоят совершенно разные вещи. Например, желание скорее стать самостоятельным и обеспечить себе жизнь, которой не было. Стать самостоятельным, чтобы перестать быть обузой или помогать семье. Есть мотив: «Я не хочу больше учиться в школе, я вырос и хочу идти дальше». Ребята начинают чувствовать себя на своем месте в школе.

Родители часто начинают настаивать, чтобы ребенок окончил университет по специальности, на которую поступил, даже если он уже разочаровался. Это такой «черный ящик» — никто не обсуждает конкретное содержание образования. Есть лишь эмоциональная реакция: «Просто доучись, потому что мы не знаем, что с тобой может потом случится». У нас не принимают идею Gap Year — взять год на подумать, потому что страшно думать, где ты будешь целый год.

Чтобы быть lifelong learner’ом, нужны специфические компетенции и представление о себе и мире, которые сложно сформировать в современной школе, если ты не учишься на все пятерки и «не молодец» по критериям системы. Lifelong learner’у нужно чувствовать себя уверенно. Знать, что ты можешь принимать решения и справиться с последствиями этих решений — это не врожденные психологические черты, но современные обстоятельства не включают такой работы.

Возвращайтесь к прошлым эпизодам подкаста в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox и подписывайтесь на нас, чтобы не пропустить второй сезон. Оставляйте свои отзывы и задавайте вопросы о том, что еще вам хочется узнать в теме образования.

Ссылки эпизода

  1. Свежая статья руководителя проекта «Траектории в образовании и профессии» Дмитрия Куракина о новых перспективах исследований социального неравенства.
  2. Подробное описание исследования «Траектории в образовании и профессии» в журнале лонгитюдных исследований на английском языке и на русском языке.
  3. Спецвыпуск «Журнала социологии и социальной антропологии». В нем содержатся переводы статей, созданных в рамках проекта международных сравнительных исследований образования eduLife. Они дают разносторонний взгляд на проблемы образования и неравенства.
  4. Книга Джеффри Александера «Смыслы социальной жизни: культурсоциология». Автор дает нестандартный взгляд на место и значение культуры в современном мире и формулирует новую программу ее исследования, которой он дает название «культурсоциология».
  5. Образование и социальная дифференциация: коллективная монография. Сборник материалов по исследованию социальной дифференциации в российском образовании с разных перспектив и на разных уровнях.
  6. Все материалы проекта «Траектории образования в профессии».

В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Обновлено 02.03.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть