Тренд на рациональность
Можно заметить, что тема когнитивных искажений стала популярной как в медиа, так и в науке. За последние 20 лет Нобелевские премии по этой теме получили сразу два экономиста — Даниэль Канеман и Ричард Талер в 2002 и 2017 годах соответственно. Борьба с когнитивными искажениями воспринимается многими как способ стать рациональнее, а это качество стало особенно ценится в современном обществе.
Мышление и фактчекинг
Работа с когнитивными искажениями может помочь распознать фейки. Согласно теории «Двух систем» Канемана, наше мышление работает в двух режимах. Первый — автоматический, который практически не занимает ресурсы рабочей памяти. Например, когда вы выходите из дома и потом не помните, выключили ли свет, это проделки первого режима. Второй — контролируемый.
Когнитивные искажения возникают преимущественно в бессознательном режиме. Можно считать это платой за возможность делать несколько дел одновременно. Когда мы делаем выбор в «экономичном» состоянии, разум прибегает к когнитивным искажениям как к механизму принятия решения. Например, выбирает хорошо знакомую альтернативу. И это касается не только выбора продуктов в магазине. Если попросить человека «угадать самый большой город в списке предложенных», с большей вероятностью он выберет наиболее известный.
Когнитивные искажения и расизм
Когда мы выходим в информационное пространство с десятками противоречивых источников, двоичная система выбора сбоит, а разум оказывается дезориентирован. Появляется риск погрузиться в информационный пузырь и отдавать предпочтение только «приятным» или хорошо знакомым спикерам. Это называется «мотивированное рассуждение». Похожий эффект дает и «простое предъявление» — изображения, которые мы уже видели раньше, нравятся нам больше новых. Глобально это влияет, в том числе, на восприятие внешности людей других национальностей: люди, похожие на вас, могут восприниматься более привлекательными.
Мотивы в обработке информации
Часто говорят о том, что на обработку информации влияет одна из четырех мотивационных стратегий:
- Стремление к общей определенности - когда человек хочет узнать что-то в целом. Например, когда нужно разобраться, как устроено метро в новом городе.
- Стремление к конкретной определенности: к примеру, когда нужно узнать, как доехать от одной станции к другой.
- Избегание общей определенности. Эта стратегия проявляется, скажем, когда мы стараемся скрыться от спойлеров и не хотим даже примерно знать, например, хорошо закончится фильм или трагически.
- Избегание конкретной определенности: когда мы боимся, что произошло какое-то конкретное событие и игнорируем любые новости, чтобы не наткнуться на неприятную.
Слишком частое использование избегающих стратегий приводит к нарушениям в обработке информации. Человек начинает игнорировать любые факты, которые могут пошатнуть его картину мира и выборочно подбирает свидетельства, подкрепляющие его мнение. С этим связан эффект «перцептивных защит». Когда он срабатывает, человек обесценивает любую «неправильную», на его взгляд, информацию.
Эмоции мешают логике
Чтобы нейтрализовать влияние когнитивных искажений, стоит начать с фильтрации эмоций. Если какая-то тема слишком сильно вас задевает, вероятность сделать некорректный вывод растет. Чтобы разобраться в ситуации, попробуйте посмотреть на нее со стороны — например, попробуйте порассуждать вместе с другом. Также попробуйте набросать аргументы «за» и «против» какой-либо позиции. Если с какой-то стороны получится большой перевес (особенно, если аргументы вы подобрали очень быстро), это может говорить о том, что ваша позиция предвзята.
Что мешает прокачивать рациональность
На то, как вы интерпретируете те или иные сигналы, влияет и ваше моральное состояние. Например, в плохом настроении можно воспринимать любой взгляд коллеги как осуждающий — хотя, на самом деле, может быть, он и вовсе не обратил на вас внимания и смотрел в окно. При этом одни когнитивные искажения могут мешать борьбе с другими — это называется «эффект слепого пятна». Что-то вроде «в своем глазу бревна не замечает». Поэтому обычно люди легко соглашаются с мнением, что все вокруг мыслят не рационально, но остаются уверенными в том, что с ними-то все нормально.
Медианавигатор — это спецпроект РБК о том, как потреблять и создавать контент в эпоху новых медиа. Переходите по ссылке, чтобы разобраться, как проверить достоверность информации, развить критическое мышление и научиться соблюдать цифровую гигиену.