Что такое «Стартап как диплом»?
Программа «Стартап как диплом» — это альтернатива выпускной квалификационной работе или магистерской диссертации. По сути выпускник университета защищает не традиционный диплом, а свой бизнес-проект. Программа работает с 2019 года, впервые ее опробовали в 2017 году на базе Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Цель проекта — дать возможность студентам как можно раньше погрузиться в предпринимательство и привлечь инвестиции в свои стартапы.
«Обучение на примере реального проекта, который сразу становится для учащегося своим, меняет роли преподавателя и студента, меняет методологию. Для нас важно дать студенту попробовать сделать то, что кажется контринтуитивным. Такой подход к обучению позволяет учащимся проверить сложную гипотезу, не переживая за неуспех или потери», — рассказывает Антон Гопка, декан факультета технологического менеджмента и инноваций университета ИТМО. Он также отмечает, что подобные инициативы создают максимально широкую воронку проектов, что в итоге повышает шансы на появление в стенах университетов успешного бизнеса.
Теоретически студенты любых факультетов из 40 вузов России могут податься на защиту диплома в виде стартапа. Пока практика складывается таким образом, что в основном студенты экономических и технических факультетов выбирают защиту бизнес-проектов. Есть примеры из других направлений — студенты Шадринского государственного педагогического университета (Курганская область) предложили проект мобильного приложения для борьбы с нарушениями речи, заиканием. В будущем инициатива может выйти на защиту в качестве стартапа.
Университетские кейсы
В 2017 году в ДВФУ прошла первая защита диплома в виде стартапа. Евгений Перельман, выпускник Школы экономики и менеджмента, представил бизнес-проект по продаже аппаратно-программного комплекса для комбинированной диагностики холодовой гиперреактивности дыхательных путей. Этот аппарат помогает легче перенести зиму людям с заболеванием дыхательных путей. За все время такую защиту прошли 38 выпускников ДВФУ.
Дмитрий Боровиков, заместитель проректора ДВФУ, директор технопарка «Русский», объясняет невысокие цифры по стартапам жесткими критериями. «Университеты считают стартапами разные сущности, кто-то ими называет любые бизнес-истории, но мы так не считаем», — рассказал он на конференции «Стартап как диплом: цифровые инструменты и методология», прошедшей 22 марта. По его словам, можно допускать к защите только те проекты, у которых есть MVP (минимально жизнеспособный продукт — тестовая версия), понятная модель финансирования и потенциал масштабирования. Также наличие команды является обязательным условием, защитить стартап одному не получится.
Критерии отбора отличаются от университета к университету. Так, Роман Шипляков, выпускник факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО, который в 2020 году прошел через защиту стартапа, поясняет, что в целом можно было представить к защите проработанную идею проекта, а не сам бизнес.
Антон Гопка из ИТМО говорит, что они не оценивают, есть ли выручка у стартапа и сколько денег уже привлек проект. «Это прежде всего формат проектного обучения, и при выпуске мы оцениваем то, как каждый член команды освоил свою образовательную программу. Наша задача — создать максимально безопасную среду для студентов, чтобы они примерили на себя роль наукоемких лидеров и предпринимателей», — пояснил он. Антон Гопка добавляет, что команда должна ответить на вопросы, по которым оцениваются проекты в крупнейших инвестиционных фондах: уровень проработки технологии, соответствие целям устойчивого развития, интеллектуальная собственность, стратегии выхода на рынок, потенциальные инвесторы, масштабируемость и прочее.
Роман Шипляков представил на защиту проект SkaleozAR по хирургической навигации и предоперационному планированию с использованием дополнительной реальности. Навигация помогает хирургам лучше понимать расположение мышечных тканей, нервных волокон, костных структур и прилежащих сосудов, что в свою очередь снижает время операции и риски возможных осложнений.
«До поступления в магистратуру у меня уже была идея своего будущего проекта. Я шел на программу, которая подразумевала подготовку к стартапу, поэтому такой формат диплома мне показался ближе», — рассказал Роман, почему он выбрал диплом в виде защиты бизнес-проекта. SkaleozAR продолжает развиваться. Сейчас ведутся переговоры о финансировании проекта на сумму €2 млн с частными инвесторами и поставщиками хирургического оборудования.
Выпускница Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) Алина Владимирова представила на защиту стартап Lingua Bear — мобильное приложение для изучения и сохранения вымирающих языков: словарь, переводчик, упражнения, литература на национальных языках и навигация с достопримечательностями малых народов. Алина рассказала, что работала над проектом около двух лет, с момента, когда на втором курсе написала работу по данной теме. Из сложностей она отметила расчетные части дипломной работы. «Нужно было наперед спланировать свои расходы, доходы и остальные показатели», — пояснила она.
В 2020 году выпускник Инженерной школы энергетики Томского политехнического университета (ТПУ) Елизар Юшкин представил на защиту устройство для диагностики кабельной линии установок электроцентробежных насосов для нефтедобычи. Оно уменьшает затраты на покупку и диагностику кабельной линии.
«Главное преимущество такого формата защиты для студентов — изменение парадигмы мышления: из классической для студента исполнительской позиции перейти в позицию «владельца» проекта. Сегодня наиболее важным показателем востребованности выпускника является метрика time-to-project (время включения в проект). Сегодня нет времени ждать, пока работник разберется, переучится и пройдет адаптацию», — говорит Александр Осадченко, директор Школы инженерного предпринимательства ТПУ.
Он также отмечает, что Томский политех сегодня выставляет достаточно жесткие критерии к студенческим стартапам. Студенты должны не только поставить бизнес-гипотезу, но и разработать MVP (прототип), собрать команду и осуществить первые продажи. Несмотря на это, спрос на формат защиты диплома как стартапа повышается — количество желающих защитить бизнес-проект с каждым годом растет примерно в два раза, в 2022 году стать участниками программы захотели 117 студентов ТПУ.
Общие критерии оценки студенческих стартапов
Несмотря на то, что не существует единых критериев, по которым российские университеты отбирают стартапы, все же можно выделить общие правила (различаются от вуза к вузу):
- Наличие команды.
- MVP, прототип продукта или его тестовая версия.
- Оценка потенциала для масштабирования.
- Проработка технологической/социальной/инновационной составляющей проекта.
- Финансирование: привлечь потенциальных или реальных инвесторов (РАНХиГС), предоставить понятную модель финансирования (ДВФУ).
- Наличие инвестиций: привлечь потенциальных или реальных инвесторов (РАНХиГС), проанализировать, кто потенциально мог бы заинтересоваться инвестированием в стартап (ИТМО).
- Рабочий проект: действующие проекты (ДВФУ), осуществить первые продажи (ТПУ).
С каким проблемами сталкиваются университеты и студенты?
Главная сложность, которую отметили респонденты, — отсутствие единых методологических правил и нормативной базы. Каждый вуз самостоятельно решает, какие внутренние документы принять и как организовать весь процесс. Это снижает уровень распространения программы «Стартап как диплом» по университетам России, так как не везде есть возможности разработать собственные критерии отбора бизнес-проектов.
Во время конференции «Стартап как диплом: цифровые инструменты и методология» Александр Ведехин, заместитель директора Департамента государственной молодежной политики Минобрнауки рассказал, что совместно с ИТМО и ДВФУ они планируют разработать методологическую и административную базу для проекта. «Также мы с коллегами хотим провести обучение сотрудников университетов и акселерацию для студенческих команд, чтобы повысить качество подготовки бизнес-проектов», — добавил он.
Вторая проблема, которую отметили эксперты, — нехватка квалифицированных кадров. «Стартап как диплом» для университета — это драйвер для трансформации формата обучения. Повляется экспертный совет, привлекаются лидеры индустрий, постепенно эти люди входят в университет и становятся спикерами, преподавателями, экспертами, менторами и т.д. Если этого повода нет, если нет ярких проектов, то привлечь лучших практиков в стены вуза крайне сложно — в них просто нет необходимости. Нужно внедрять новые возможности, тогда на них придут практики», — говорит Антон Гопка, который сам пришел в ИТМО три года назад из сферы венчурных инвестиций.
Другая сложность, с которой сталкиваются студенты, — дополнительная нагрузка. На данный момент во многих университетах выпускникам, которые выбрали стартапы, фактически приходится защищать два диплома: традиционный и бизнес-часть. Дмитрий Боровиков из ДВФУ рассказал, что в начале защита стартапа в их университете выглядела именно так: была стандартная защита, а затем выступление перед предпринимателями и экспертами по основным бизнес-вопросам. «Сейчас проходит одна защита, которая больше похожа на презентацию на демо-днях. Это своего рода питч про бизнес-составляющую проекта», — поясняет директор технопарка «Русский».
Роман Шипляков, выпускник ИТМО, отметил, что ему пришлось писать выпускную квалификационную работу, которая, однако, была меньше по объему, чем у его одногруппников. Сначала он защищал наукоемкую часть своего диплома, а затем часть про бизнес. Похожую процедуру прошла и Алина Владимирова, выпускница НГТУ. Сначала ей надо было защитить теоретическую часть, а затем сам бизнес-проект. Впрочем, оба выпускника отметили, что это не выглядело, как защита двух дипломов и не вызывало особых сложностей.
Параллельно с проектом «Стартап как диплом» Минобрнауки утвердило концепцию развития экоситемы университетского предпринимательства. Упор в ней делается на взаимодействие университетов и регионального предпринимательства. «Чтобы стать предпринимательским университетом, необходимо выстроить систему работы с бизнесменами не формально в виде заключения соглашений о сотрудничестве, а привлекать их в качестве наставников для студентов, к созданию образовательных программ и разработке методологий», — заключает Александр Ведехин из Минобрнауки.