Этот материал ребята из команды Трендов обсудили в выпуске подкаста «Летучка». Послушать можно на любой удобной платформе: в плеере выше, в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts и везде, где есть подкасты.
Что такое квалиа?
Одна из самых сложных проблем в философии и биологии — субъективность чувственного опыта. Нагляднее всего ее можно разобрать на примере восприятия цвета.
Цвет — это объективное физическое свойство предмета, которое зависит от длины отраженной от его поверхности волны. Но само восприятие цвета человеком — это интерпретация нашим мозгом электрических импульсов, возникающих после того, как отраженный свет попадает на сетчатку глаза. Допустим, волны длиной от 590 до 760 нм мы воспринимаем как красный цвет.
Но какой он — красный? Представьте, что вам нужно объяснить, как выглядит тот или иной цвет человеку, который никогда не видел предметов такого цвета. Объяснить ощущение оттенка невозможно, также как и индивидуальное восприятие вкуса или боли. Такие непереводимые сенсорные свойства чувственного опыта называются квалиа. Термин преимущественно используется в англоязычной аналитической философии сознания.
Проще можно сказать, что квалиа — это непередаваемая информация. К такой относятся:
- вкус;
- запах;
- цвет;
- ощущение текстуры и других физических свойств предметов;
- чувства.
Любой опыт, недоступный никому, кроме воспринимающего его субъекта, и есть квалиа.
Перевернутое квалиа
Поскольку восприятие субъективно, и мы не можем эмпирически проверить как выглядит «красный» в голове собеседника, есть вероятность, что для внутреннего взора другого человека цвета выглядят совсем иначе. Это называется «перевернутым квалиа». Например, ваше квалиа зеленого цвета может быть для другого квалиа красного. А может, мы и вовсе воспринимаем цвета (и не только) абсолютно по-разному и квалиа уникальны?
При этом эксперименты показывают, что разница между визуальным и слуховым опытом действительно существует. Как минимум из-за разности анатомического строения каждого отдельного индивида.
Языковые рамки мышления
Концепция непередаваемой информации тесно граничит с проблемой взаимосвязи между языком и мышлением. Язык — инструмент, с помощью которого мы можем выразить и передать собственные переживания и мысли. Людвиг Витгенштейн, австрийско-британский философ, утверждал, что границы языка, на котором мы думаем, определяют рамки воспринимаемого нами мира. Если какая-либо концепция отсутствует в привычном языковом аппарате, понять ее становится довольно проблематично. В целом такая точка зрения получила название гипотезы лингвистического детерминизма. Схожие идеи также озвучивал антрополог Франц Боас еще в конце XIX века, предположив, что люди воспринимают мир в границах своих культур.
Хотя гипотеза лингвистического детерминизма является спорной, есть исследования, которые подтверждают, что язык влияет на мышление путем создания семантических структур на основе чувственного опыта. Это отчасти определяет развитие когнитивных способностей человека, а также усложняет описание квалиа.
Китайская комната и квалиа искусственного интеллекта
Китайская комната — мысленный эксперимент, который описывает человека, который не знает китайского, помещенного в комнату с кубиками с иероглифами. Испытуемому выдают инструкцию с описанием, какие иероглифы стоит использовать, чтобы отвечать на запросы, входящие извне. Со временем человек в комнате в совершенстве овладевает мастерством манипуляции кубиками — настолько, что даже китайцы, задающие вопросы, считают, что общаются с носителем. Тем не менее, сам человек все еще не понимает ничего. Он владеет синтаксическим алгоритмом, но смысловое наполнение иероглифов для него недоступно.
У этого, на первый взгляд, абсолютно философского вопроса, есть вполне практическая значимость. В том случае, если будет создан искусственный интеллект, обладающий, по нашему мнению, самосознанием, мы не сможем проверить, действительно ли он ощущает себя и переживает квалиа или занимается высокоточной имитацией. Поэтому, даже если машина пройдет тест Тьюринга, мы не узнаем, мыслит ли она в действительности.
Тест основан на сугубо функционалистском подходе к изучению разума, который господствовал в 1950-х годах. В то время разум воспринимали как систему, которая оперирует физическими символами. Поэтому казалось, что и компьютер можно запрограммировать похожим образом, получив искусственный «настоящий интеллект». Однако человеческий разум работает не по правилам — «алгоритмы» могут даже противоречить друг другу. Человек манипулирует не символами, а смыслами, но ментальные паттерны сложно привязать к «кубиками с иероглифами», поскольку чаще всего они представляют квалиа. Субъективный сенсорный опыт не поддается вычислению, потому не может быть оцифрован нейросетью—а это значит, что для создания настоящего ИИ потребуются принципиально иные системы и механизмы.
Философский зомби в пещере Платона
В другом теоретическом концепте, предложенным Дэвидом Чалмерсом, рассматривается абстрактный человек-«китайская команата». Он лишен внутренней сознательной жизни и не способен переживать квалиа, но может вполне успешно имитировать поведение обычного человека. Такое существо Чалмерс назвал «философским зомби». Такой зомби действует в «ментальной темноте» — он не понимает смысла вещей, с которыми имеет дело. Зомби способен придерживаться правил, расписанных для него, и даже может совершать героические поступки — но только имитируя их моральность, поскольку чувственный опыт для него недоступен.
В философии неспособность оперировать смыслами не всегда обусловливается внутренними особенностями индивида. Человек может превратиться в «зомби» из-за негативного внешнего влияния. Например, будучи помещенным в пещеру Платона. В диалоге «Государство» древнегреческий мыслитель описал людей, рожденных и закованных в подземной пещере, в которой они могут наблюдать лишь тени реального мира. Именно их узники и считают подлинными вещами, не задумываясь, что их может отбрасывать нечто другое — более сложное, цветное и многомерное. Люди в пещере никогда не видели ничего, кроме теней на стене. Они не видели даже самих себя, поэтому принимают за истину только тот двумерный мир, доступ к которому имеют. Объяснить что-либо узнику тоже нельзя, поскольку отсутствие релевантного чувственного опыта превращает в непередаваемую информацию любой факт о внешнем мире.
Зачем изучать квалиа?
С одной стороны, изучение квалиа — амбициозная задача для врачей и биологов. Исследование механизмов восприятия цвета может помочь в лечении дальтонизма или ахроматопсии. Дальтоники невосприимчивы к отдельным цветам, люди с ахроматопсией же и вовсе видят мир в черно-белых оттенках.
С другой стороны, решение проблемы квалиа приблизит человечество к созданию полноценного искусственного интеллекта — эпохе чувствующих машин, о которых писал Рэй Курцвейл.