А в чем тренд?
Ученые регулярно ищут новые методики и способы исследования головного мозга человека, который таит в себе еще много загадок. Изучать этот орган не только интересно, но и полезно — открытия позволяют в том числе находить пути лечения различных заболеваний.
Прочитать оригинал статьи можно на сайте издания Scientific American.
Могут ли младенцы формировать воспоминания?
Несмотря на огромные различия в деталях, у ранних воспоминаний есть несколько общих черт: большинство из них автобиографичны или касаются значимых событий в жизни человека. Как правило, эти воспоминания берут начало не ранее 2–3 лет. Но исследования показывают, что и у младенцев могут формироваться воспоминания — однако они отличаются от тех, что человек помнит в более позднем возрасте. В течение первых нескольких дней жизни новорожденные могут вспомнить лицо матери и отличить его от лица незнакомца. Через несколько месяцев малыши уже могут продемонстрировать, что они помнят много знакомых лиц, улыбаясь тем людям, которых они видят чаще всего.
На самом деле существуют множество различных видов воспоминаний, помимо автобиографических. Есть также семантические воспоминания, или воспоминания о фактах, например, названия различных сортов яблок или столицы стран. Процедурные воспоминания, то есть о том, как выполнить то или иное действие, например, открыть входную дверь или вести машину.
Исследования, проведенные в лаборатории психолога Кэролин Рови-Колье в 1980-х и 1990-х годах, показали, что младенцы могут формировать некоторые из вышеперечисленных видов памяти с самого раннего возраста. Конечно, они не могут точно сказать, что именно помнят. Поэтому ключевым моментом в исследовании Рови-Колье была разработка метода, который реагирует на быстро меняющееся тело и способности младенцев для оценки их воспоминаний в течение длительного времени.
Суть метода заключалась в том, что исследователи клали младенцев в возрасте от 2 до 6 месяцев в кроватку, над которой висел мобиль. Ученые измеряли, насколько сильно ребенок пинался, чтобы получить представление о его естественной склонности к движению ногами. Затем они привязывали веревку от ноги ребенка к концу мобиля, так что всякий раз, когда ребенок пинался, мобиль двигался. Младенцы быстро понимали, что они контролируют ситуацию — им нравилось видеть, что мобиль движется, и поэтому они дрыгали ногами чаще, чем до того, как веревка была привязана к их ноге. Таким образом младенцы продемонстрировали, что понимают взаимосвязь своих действий и изменений в пространстве, к которым они приводят.
Для детей в возрасте от 6 до 18 месяцев использовали похожий эксперимент. Но вместо кроватки младенец сидел на коленях у родителей, держа руки на рычаге, который движет игрушечный поезд по рельсам. Сначала рычаг не работал, и экспериментаторы измеряли, с какой силой ребенок нажимает на него. Затем они включали рычаг. Тогда каждый раз, когда младенец нажимал на него, поезд двигался по рельсам. Младенцы снова быстро осваивали игру и значительно чаще нажимали на рычаг, который приводил игрушку в движение.
Какое отношение это имеет к памяти?
После обучения младенцев по одному из этих методов в течение нескольких дней Рови-Колье проверила, насколько хорошо они запомнили алгоритм действий. Когда младенцы возвращались в лабораторию спустя некоторое время, исследователи просто показывали им мобиль или поезд и наблюдали, продолжают ли они пинаться и нажимать на рычаг.
Используя этот метод, Рови-Колье и ее коллеги обнаружили, что если младенцев в возрасте 6 месяцев тренировать в течение одной минуты, они могут вспомнить это событие день спустя. Чем старше были младенцы, тем больше они помнили. Психолог также обнаружила, что младенцам можно помочь дольше помнить события, если тренировать их в течение более длительного времени и делать напоминания — например, показывая им, что мобиль двигается некоторое время сам по себе.
Почему ранние воспоминания ограничены?
Если младенцы могут формировать память в первые месяцы своей жизни, почему взрослые люди не помнят события с самого раннего этапа жизни? До сих пор неясно, возникает ли младенческая амнезия потому, что дети не могут сформировать автобиографические воспоминания, или же у нас просто нет возможности их восстановить. Никто не знает наверняка, что происходит, но у ученых есть несколько предположений.
Одно из них заключается в том, что автобиографические воспоминания требуют наличия чувства собственного достоинства или осознания себя. Вы должны быть способны думать о своем поведении с учетом того, как оно связано с другими людьми. Исследователи проверяли эту способность в прошлом с помощью задачи распознавания зеркал, называемой «румяным тестом».
Для этого они наносили на нос ребенка пятно красной помадой или румянами. Затем исследователи ставили младенца перед зеркалом. В ходе эксперимента младенцы младше 18 месяцев просто улыбались милому ребенку в отражении, не показывая никаких признаков того, что они узнали себя или красную метку. Между 18 и 24 месяцами малыши трогают свой нос, даже смущаясь при этом. Это говорит о том, что они связывают красную точку в зеркале со своим собственным лицом — то есть у них уже есть некоторое чувство собственного достоинства.
Другое возможное объяснение детской амнезии заключается в том, что, поскольку младенцы не владеют языком примерно до второго года жизни, они не могут составить рассказ о собственной жизни, который могли бы вспомнить позже. Кроме того гиппокамп — область мозга, которая отвечает за память, — не полностью развит в младенчестве.
Ученые продолжают исследовать, как каждый из этих факторов влияет на то, что мы не можем вспомнить ничего или почти ничего о своей жизни до двухлетнего возраста.