1. Система индивидуальных образовательных траекторий
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) — это, по сути, персонализированный путь студента в университете. С первого курса студент, кроме общих дисциплин, которые он изучает вместе со всей группой, сам может выбирать предметы и преподавателей, которые ему интересны. ИОТ может меняться — не понравились дисциплина или преподаватель, по окончании семестра можно перейти к другим.
Одним из первых вузов в России ИОТ ввел Тюменский государственный университет. Там в расписании студента «Мифы народов мира» могут соседствовать с «Генетической безопасностью» и «Визуальной культурой современности». Это помогает раскрыть потенциал студента и понять, какая сфера ему действительно интересна, а не изучать то, что «родители заставили».
В ТюмГУ проанализировали результаты первого выпуска студентов, которые обучались по ИОТ, в сравнении с показателями студентов, учившихся по традиционной системе образования. Выяснилось, что студенты, которые могли сами выбирать дисциплины, чаще других по окончании университета хотели открыть свое дело, а в учебе ориентировались на свой интерес к предмету, а не мнение старших.
Для западных университетов ИОТ — привычная форма работы со студентами. Такие дисциплины как «Мораль в кино, на ТВ, в видеоиграх» или «Влияние соцсетей на отношения с людьми» уже не удивляют студентов. Интересно то, как именно университеты предоставляют студентам право выбора.
Например, в бакалавриате Массачусетского технологического института есть множество направлений обучения, но требования к прохождению и механизм движения по образовательному пространству для всех студентов едины. У студента есть четыре года на то, чтобы закрыть каждый из обязательных блоков обучения. При этом любой блок можно выбрать как в первом, так и в восьмом семестре. Обязательно нужно определиться с мэйджором — направлением, по которому студент получит диплом, а также с майнором — дополнительной мини-специализацией. Оставшийся блок — это неограниченные элективы. По такой модели работают большинство американских университетов.
Другой подход реализовал онлайн-университет Western Governors University. Здесь студенту не дают права выбрать предметы, зато позволяют самому определять порядок и скорость прохождения программы. Такой подход сделал университет популярным у работающих студентов и студентов с детьми, так как обучение можно закончить в индивидуальном темпе.
В России, кроме ТюмГУ, система ИОТ есть в ИТМО, ВШЭ, МИСиС, Донском государственном техническом университете, Уральском федеральном университете (УрФУ). Элементы ИОТ постепенно внедряют и все больше российских вузов.
Такая система не просто позволяет студенту реализовать свой потенциал, но и создает конкуренцию среди преподавателей. Например, вот что пишут об ИОТ студенты на форуме УрФУ: «Безусловным плюсом является то, что во всех дисциплинах вы сами выбираете преподавателей. Я расспрашивал старшие курсы о преподах и в итоге попал к потрясающему недушному преподу по математике. Места на ее курсе закончились буквально секунд за 5-10. К хорошему физику во втором семестре я попасть не успел».
Илья Обабков, директор Института радиоэлектроники и информационных технологий-РТФ УрФУ:
«ИОТ может реализовываться очень разными технологиями. Например: уровни сложности или скорость освоения, проектное обучение и система спецкурсов. Перспективность такого подхода оправдана скоростью изменений в мире и технологиях. Быстро появляется новое, студентам нужно быть готовыми к этому. Возможность выбора повышает ответственность студента и создают здоровую конкуренцию за курсы, проекты, преподавателей, что повышает вовлеченность студента в учебный процесс. У нас все происходит постепенно: выбор на первом курсе касается уровня сложности, образовательной технологии и варианта реализации (когда одна дисциплина предлагается от разных подразделений университета или от других университетов), позже появляется выбор проекта, роли, команды, а затем уже сложный выбор спецдисциплин, когда надо выбрать 12–16 курсов из 50–60».
Интересное явление ИОТ — страх общественного осуждения за элективы, выбранные по интересам, а не по специальности. Некоторые студенты ТюмГУ просили не записывать определенные элективы в диплом, полагая, что это может испортить их профессиональный имидж в глазах работодателя: «Аниме. Технология. Экология. Электив по аниме будет в дипломе! Как я буду отвечать на вопрос работодателя: «Что у вас за аниме в дипломе?».
Разнообразие дисциплин и сама возможность выбора действительно могут вскружить голову в 16-18 лет, особенно, когда в школе этот выбор делать не давали. Не допустить такой ситуации призваны тьюторы.
2. Система тьюторов
Тьюторы — это взрослые специалисты, как правило, не преподаватели, но уже и не студенты, которые помогают ученикам с организационными вопросами. Тьюторы могут помочь сфокусироваться в большом количестве дисциплин для ИОТ, посоветовать, как лучше распределить нагрузку, выстроить образовательный процесс, решить вопрос с общежитием, подсказать как разобраться в сложностях онлайн-образования, помочь адаптироваться студентам с особенностями здоровья. Их сопровождение особенно необходимо в первые годы обучения.
Важно не путать тьютора и психолога. Да, часто у тьюторов есть психологическое образование, но их главная задача — оптимизировать структуру учебного плана. А для психологической помощи в университетах есть профильные психологи.
Система тьюторства зародилась в Англии еще в XII веке и сейчас популярна в университетах всего мира. В России тьюторы есть во многих ведущих университетах страны: ВШЭ, МГУ, Томском государственном, Пермском государственном университетах и других. Принципы работы тьюторов в разных вузах отличаются. За рубежом тьюторы в основном помогают грамотно выстроить ИОТ, чтобы у студента были нужное количество дисциплин и высокий уровень успеваемости по ним. В России тьюторы иногда могут быть преподавателями, которые помогают ориентироваться в направлении профориентации. Где-то тьюторы работают только с наиболее успешными студентами, помогая в построении ИОТ. Где-то, как в ТюмГУ, тьюторская система направлена на сопровождение всех студентов, у которых есть запрос.
В некоторых российских вузах (например, в Башкирском государственном университете) тьюторами все еще остаются студенты-старшекурсники, но фактически это кураторы, так как у тьюторов есть определенный профессиональный стандарт по образованию и компетенциям.
Зато проблемы схожи и главная — количество тьюторов. Например, в РАНХИГС их 14 человек на всех студентов-первокурсников. В Пермском государственном 15 человек на 2 000 студентов, а в немецком университете Мюнстера — 9 человек на 35 000 студентов.
Несмотря на нехватку специалистов, эффективность работы тьюторов подтверждена исследованиями. Как международными, так и российскими: тьюторы помогают студентам адаптироваться к новому окружению, приспособиться к формам и методам учебной деятельности, повысить успеваемость и посещаемость и даже влияют на степень удовлетворенности студента своей учебой.
3. Система «2+2+2»
Эта система позволяет студентам в первые два года обучения попробовать себя в классических дисциплинах вне зависимости от того, чем они планируют заниматься в дальнейшем. Она направлена на то, чтобы все студенты, независимо от дальнейшей специализации, могли изучать философию, социологию, математику, иностранные языки, попутно выбирая дополнительные дисциплины.
Кому-то это помогает определиться с профессией, а кто-то может передумать и резко сменить свою учебную траекторию в следующие два года бакалавриата, когда студенты начинают изучать более узкие предметы. Завершающий этап этой системы — магистратура. Теперь это не просто повторение первых лет обучения (как часто бывало раньше), а действительно самостоятельная учебная программа.
Система «2+2+2» зародилась в американских вузах в 1940-х годах. Тогда, после тяжелого экономического кризиса, правительство решило возложить на университеты две разные задачи: и обучение узким навыкам, и формирование общего мировоззрения, чтобы в будущем студенты могли приспособиться к меняющимся рынкам (то есть, к новым кризисам). Сейчас по этой системе работают около 10% американских вузов, а около 25% используют ее на отдельных направлениях.
В России о «2+2+2» заговорили после выступления президента перед Федеральным собранием в начале 2020 года. Ее развивают ИТМО в Санкт-Петербурге, Уральский федеральный университет, Высшая школа экономики.
Таисья Погодаева, руководитель программы развития ТюмГУ:
«Благодаря этой системе выбор направления обучения не становится одним и на всю жизнь: как минимум, каждые два года студент совершает самостоятельный выбор. Эта программа — часть общих изменений в высшем образовании. Университеты превращаются в корпорации, кроме академического подхода применяют и бизнес-идеи. Разрабатывают проекты, выпускают продукты на рынке образования. Не просто «приходите к нам, мы из вас сделаем человека», а работают с целевой аудиторией, изучают спрос, ставят гипотезы, проверяют их. Конкурируют с теми, с кем раньше не конкурировали — соцсетями, онлайн-платформами».
4. Диплом как стартап или часть исследования
Студенты прекрасно ориентируются на рынке труда и чем ближе окончание учебы, тем меньше они хотят тратить время на проекты, которые не помогут им в начале карьеры. Эксперты считают, что именно с этим, а не с ленью и нежеланием учиться, связаны трудности студентов с дипломными работами. По данным исследования ВШЭ, больше половины студентов в России списывают курсовые дипломные работы из интернета.
Исправить это призвана инициатива «диплом как стартап», которую стали внедрять в российских университетах с 2017 года. Сейчас она внедрена почти в 50 вузах, включая, СПбГУ, ВШЭ, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова и другие.
Преимущество такого подхода в том, что дипломная работа перестает быть простой формальностью, а становится частью большого научного исследования или самостоятельным проектом, который может обеспечить преимущество на рынке труда. Даже сама защита диплома превращается из монотонного пересказа содержимого работы в настоящий питч не только перед преподавателями, но и реальными инвесторами.
В России «диплом как стартап» ассоциируется в первую очередь с проектами из сферы ИТ. Например, студентка ВШЭ Далия Мухамедзянова в качестве работы над дипломным проектом участвовала в разработке мобильного приложения «Календарь беременности» от компании Mobile Dimension, которые входят в топ-30 крупнейших разработчиков мобильных приложений для бизнеса в стране. После запуска приложение перевели на английский и испанский языки, его месячная аудитория в Android и iOS составляет более 500 тыс. пользователей, а Далия перешла на работу в Mobile Dimension.
5. Поощрение студентов, склонных к предпринимательству
Предприниматели уже давно стали лидерами мнений у школьников и студентов. Если раньше на постерах в общежитиях были актеры и спортсмены, то теперь почти каждый студент знает детали биографии Стива Джобса и Илона Маска. А последний еще и встречается с российскими студентами, пусть пока только онлайн.
Вузы тоже активно сотрудничают с предпринимателями. Например, в Уральском федеральном университете создали специальный личный кабинет для компаний-партнеров. В нем компания может описать характеристики проекта, для реализации которого она хочет привлечь студентов университета, а вуз, исходя из задач бизнеса, подберет команду. Получается формат win-win: бизнес может использовать знания и мотивацию студентов, а те приобретают уникальный опыт практической работы.
Планируется, что бизнес и Правительство РФ до 2024 года создадут в вузах 15 пилотных университетских стартап-студий, проведут 450 акселерационных программ поддержки проектных команд и студенческих инициатив.
Некоторые университеты уже развивают собственные программы поддержки студентов-предпринимателей. Например, в МФТИ есть успешные кейсы, которые привлекают многомиллионные инвестиции. В 2021 году выпускники университетского акселератора «Физтех.Старт» привлекли ₽139 млн инвестиций. 30 финалистов коннкурса-акселератора МФТИ «Летний пилот» привлекли ₽25 млн. Онлайн-курс университета на Coursera «Технологическое предпринимательство» прошли 3500 пользователей. При этом многие проекты студенты создали еще в университете при поддержке преподавателей.
Никита Никишкин, выпускник МФТИ, создатель проекта «Убиратор»:
«Главная мотивация заниматься предпринимательством для меня — это окружение. На Физтехе почти все студенты — настоящие электровеники. Среда заставляет тебя становиться лучше каждый день и это не просто слова. Лично меня вдохновил одногруппник, который летом после первого курса запустил свой онлайн-проект и уже на втором курсе купил квартиру маме».
6. Внутрироссийская мобильность студентов
Сегодня позиция государства такова, что студентов призывают проходить бакалавриат и магистратуру в разных университетах — так формируется академическая мобильность. Это важно, чтобы не просидеть все шесть лет учебы на одном месте, а получить доступ к разным методам, подходам и идеям, наладить связи и знакомства, которые потом помогут в профессии.
Раньше система образования, наоборот, была ориентирована на то, чтобы оставить студентов у себя, потому что бюджетирование зависело от количества студентов, вне зависимости — приезжих или местных. Сейчас же государство мотивирует университеты приглашать к себе студентов из других регионов, запрашивая именно эти показатели и выделяя дополнительное финансирование.
Традиции академической мобильности в США уже более ста лет. Там она дополнена системой кредитов, например, в Гарвардском университете есть более сотни летних интенсивов, пройдя которые, студенты из других вузов могут «закрыть» предметы в своем университете. В нашей стране пока только стремятся выстроить систему кредитов, но первые результаты уже видны.
Дарья Козлова, проректор ИТМО:
«Академическая мобильность в любом ее формате — это приращение компетенций. Это новый опыт, социальные связи, возможности. Не так принципиально, какую из карьерных траекторий выберет студент: исследовательскую, технологическую или предпринимательскую. В любом случае развитие профессионального нетворкинга очень важно. Не все компетенции на высшем уровне могут быть собраны в одном вузе, нужно учитывать специализацию каждого отдельно взятого университета. Академическая мобильность — это шанс получить топ-образование по своей уникальной персональной траектории. Чем богаче опыт выпускника, тем меньше ему понадобится времени для решения новой задачи».
7. Больше практиков среди преподавателей
Студентов, которые упрекают высшее образование в чрезмерной академичности, можно понять. Среди разочарованных в вузовском образовании много тех, кто действительно не получил в своем университете актуальных практических знаний и после выпуска заново получал необходимые навыки.
Опрошенные эксперты ТюмГУ указывают на специфику российских университетов: на образовательный процесс влияет советская традиция — к программам до недавнего времени просто никто не относился как к рынку. Отчасти это связано с тем, что у самого российского предпринимательства пока совсем недолгая история. Оттого и бизнесмены в качестве лекторов выступают редко — можно лишь найти отрывистые новости о выступлениях Олега Тинькова и Сергея Галицкого в университетах. В то время как в Стэнфорде преподает, к примеру, основатель Instagram Кевин Систром. Результаты не заставляют себя ждать: выпускники первой пятерки университетов США создали 3 747 компаний и привлекли $72 млрд инвестиций. Компании, основанные только выпускниками Стэнфордского Университета, создали 5,4 млн рабочих мест и приносят ежегодно почти $3 трлн экономического эффекта бюджету США.
Но ситуация постепенно меняется и в российских университетах — растущий рынок онлайн-образования вынуждает (в хорошем смысле слова) университеты делать все больший упор на практические навыки в образовательном процессе. Например, ТюмГУ привлекает предпринимателей для преподавания: там запустили серию авторских курсов от бизнесменов и программу «Я — профессор». Любой предприниматель с реальным успешным опытом работы может подать заявку на создание авторского курса, пройти конкурс и читать лекции студентам. Так они узнают о бизнес-реалиях не из академической теории, а от реальных игроков на рынке.