Что такое нейропсихология?
Нейропсихология — молодое направление в науке, которое изучает формирование и развитие познавательных процессов головного мозга, его свойства, способность к быстрому или долгому запоминанию информации, к примеру, числовых упражнений и иностранного языка.
Предметом исследования нейропсихологии становится внимание человека, возможности его концентрации и переключения. Также под область изучения попадают речь, эмоции, виды мышления, способность к самостоятельному принятию решений и волеизъявлений, возможности контролировать любую деятельность. Все эти механизмы нейропсихология связывает с созреванием мозговых структур, которые отвечают за то или иное физическое или мыслительное действие, совершаемое человеком.
Человеческий мозг живет и развивается по своим биологическим законам. Механизмы головного мозга изучают ученые-нейропсихологи. Исследуя процессы мозговой деятельности, специалисты могут разглядеть зоны развития человека и выявить причины его сложностей в профессиональной деятельности, если речь идет о взрослом человеке, или в учебе, если мы говорим о ребенке. Понимание того, как функционирует мозг, помогает не только скорректировать «слабые стороны», но и спланировать дальнейшую работу, направленную на повышение его эффективности.
Существуют:
- Клиническая нейропсихология, изучающая глубинные поражения мозга.
- Диагностическая, занимающаяся оценкой психических функций до и после лечения.
- Реабилитационная, направленная на возобновление работы психических функций мозга после его повреждений.
- Экологическая, изучающая взаимосвязь проблем окружающей среды и поражений мозга.
Наталья Богдан, кандидат психологических наук, практикующий психолог:
«Нейропсихология — наиболее объективное и доказательное направление в области наук о внутреннем мире человека. Она занимается, в основном, изучением законов, по которым работает мышление и другие познавательные процессы — память, внимание, воображение. Нейропсихолог не сможет подсказать, что сделать, чтобы простить обиду или какое принять решение — сохранить брак или завершить. Но этот специалист даст научно-достоверный ответ, где происходит сбой в обработке информации, и что можно сделать, чтобы восстановить нормальную работу систем головного мозга, а значит — появятся новые способы сделать так, чтобы, к примеру, ребенок заговорил, или стал усидчивее, и взрослый быстрее восстановил память после травмы или болезни».
Кто обращается за помощью к нейропсихологам?
Чаще всего — родители, когда понимают, что развитие их ребенка не соответствует возрастным общепринятым характеристикам. Их могут насторожить задержки в развитии речи (к примеру, если до пяти лет ребенок не говорит); расстройства аутистического спектра (нежелание ребенка с кем-либо разговаривать во время игры в детском саду и на детской площадке); наследственные генетические заболевания (синдром Дауна, ДЦП).
Обращаются к нейропсихологу и взрослые. Просто в случае с ребенком врач работает с пластичным материалом и делает упор на развитие психических функций головного мозга. У взрослого человека нейропсихолог выявляет нарушения в работе уже созревших мозговых структур и восстанавливает либо утраченные, либо ослабленные функции.
Консультация нейропсихолога может понадобиться ребенку или взрослому человеку, если он:
- обладает плохой зрительной памятью, слухом и речью;
- быстро устает, большую часть времени находится в плохом настроении, вялый, много спит;
- эмоционально нестабилен, подвержен простудным заболеваниям, часто болеет, плохо ориентируется в пространстве;
- имеет крупный почерк, пишет неровно, плохо читает, не слышит обращенную к нему речь, не может перерисовать рисунок, не дописывает слова;
- проявляет реакции невротического характера, часто отвлекается, имеет повышенную возбудимость.
Если у человека, а как показывает опыт, чаще у его окружения, есть подобные жалобы, то это повод для проведения нейропсихологической диагностики. И задача нейропсихолога взять сильные стороны головного мозга (ресурсные) и слабые (дефицитарные) и привести их к балансу.
Наталья Богдан:
«Возрастные психологи наблюдают и изучают динамику, в которой развиваются познавательные процессы у детей и подростков, видят связь между развитием определенных структур головного мозга и новыми навыками речи или мышления, помогают «догнать» возрастные нормы. Взрослые люди, принимая решения или переживая события, опираются на уже сформированный психический аппарат, а дети и подростки пока еще в процессе становления, и если в работе мозга происходят какие-то нарушения — нейропсихологи могут найти причины и указать, что именно и как надо поправить».
Когда зародилась нейропсихология?
Понимать и предсказывать поведение людей, влиять на мысли и чувства других — задача, которую человечество пытается решить всю свою историю существования. В донаучный период это были наблюдения, результаты которых передавались следующим поколениям в пословицах, поговорках и приметах. И хотя много полезного для понимания дали уже и античные философы, рождение психологии как науки относят к временам Фрейда. Но до тех пор, пока люди не обрели возможность изучать работу психики с помощью сложных технических устройств, мы могли только предполагать и наблюдать.
Александр Лурия
О нейропсихологии как науке, основанной на изучении медицины (физиологических процессов в организме человека) и психологии (высших психических функций), впервые заговорил психолог, врач-невропатолог Александр Лурия. Он является основоположником нейропсихологии в СССР. Лурия доказал существование связи между «нейро» — структурным и функциональным строением человеческого мозга, и психологией. В процессе своей работы он стремился выявить пораженные участки головного мозга, определить вследствие какого психического процесса произошел сбой и, опираясь на здоровые участки мозга, восстановить утраченную функцию.
Лурия условно разделял головной мозг на три функциональных блока, связанные между собой.
- Энергетический блок отвечает за всю информацию, которую получает от внутренних органов. Если человек голоден, из желудка поступает сигнал о том, что нужна еда. Главная функция этого блока — поддерживать организм в тонусе и обеспечивать его жизнедеятельность.
- Операциональный блок отвечает за переработку и хранение информации, которую получает человек благодаря органам чувств — слуху, зрению, обонянию и осязанию.
- Блок программирования психических процессов — регулирует опорно-двигательную систему и находится в лобных долях головного мозга. Если происходит поражение этого блока, то человек теряет способность физических и мыслительных действий.
Нарушение работы одного блока неминуемо влияет на работоспособность двух других. По мнению ученого, функционирование всех трех блоков обеспечивает стабильное психическое поведение человека.
Евгения Хомская
Последователем научных идей и взглядов Александра Лурии стала его ученица — Евгения Хомская. Она занималась изучением психических функций людей, пострадавших от тех или иных техногенных катастроф, в частности лиц с «чернобыльским синдромом», которые боятся радиации. Хомская — автор исследований о взаимосвязи головного мозга и эмоций. Она основала новое направление — психофизиология локальных поражений мозга. Научные труды Лурии и Хомской до сих пор актуальны и востребованы среди психологов.
Детская нейропсихология
На развитие головного мозга большое влияние оказывает то, как протекала беременность будущей мамы. Одной из причин, почему познавательные функции ребенка могут быть нарушены, являются осложнения при беременности или сложные роды (гипоксия плода, черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания).
В первый год жизни ребенка показывают неврологу. Если есть симптомы, которые его настораживают, то врач направляет к нейропсихологу. Этот специалист наблюдает детей с грудничкового возраста и до 12 лет. Очень часто детей показывают нейропсихологу в 8–9 лет, когда он переходит из первого во второй класс. К этому возрасту школьная программа усложняется и от ребенка требуется больше внимания и усердия. Если ребенок не может запомнить стихотворение, а выученные уроки забываются уже на утро, есть повод проконсультироваться у врача, который выяснит, почему мозг не справляется с задачами и определит, это систематическая история или эпизодические случаи. В зависимости от результатов исследования будет назначена помощь.
К детскому нейропсихологу обращаются, когда ребенок 6–7 лет:
- неуравновешен;
- не умеет справляться с задачами, направленными на развитие мелкой моторики;
- с трудом запоминает цифры и буквы, зеркалит буквы и плохо читает во втором и третьем классе.
Существует возрастная градация: в первый раз нейропсихологическое тестирование следует пройти в возрасте 5–6 лет, второе — перед школой, третье — по необходимости и направлению других специалистов. Детский мозг очень пластичный. И его можно корректировать вплоть до 10 лет. До этого возраста необходимо наблюдать за ребенком и вовремя консультироваться у врачей.
Нейропсихология в логопедии
Человеческая речь — это способ выражения мысли. Если она нарушена, то возникают проблемы в общении и понимании, а нарушена она часто бывает из-за патологий или локальных повреждений в головном мозге. Нейропсихология анализирует пострадавший функции мозга и разрабатывает программу для восстановления способности говорить.
Для правильного развития речи должны работать все три блока, про которые говорил Александр Лурия: органы человеческого тела и чувств, а также опорно-двигательная система. Существует специальная наука — кинезиология, тесно связанная с нейропсихологией, но отвечающая за развитие умственных способностей через двигательные упражнения.
Методы нейропсихологии
В нейропсихологии существуют две группы методов:
- Сравнительно-анатомический метод — изучает взаимосвязь строения головного мозга и нервной системы и влияние на них окружающей среды и особенностей поведения.
- Практический метод — используется для восстановления функций головного мозга. Сюда относятся КТ, МРТ, электроэнцефалография.
Наталья Богдан:
«С одной стороны — область применения знаний нейропсихологии довольна узкая, по сравнению, например, с гештальт-психологией, когнитивно-поведенческой или психоанализом. Но с другой стороны, здесь все выводы исключительно субъективные, можно в конкретных цифровых показателях измерить результаты, появляется возможность реально воздействовать на работу некоторых структур головного мозга и быть уверенным в том, что изменения — улучшения или ухудшения, связаны именно с терапией. Причем далеко не всегда для этого вам потребуются лекарства, многого можно достичь специальными упражнениями».
Как стать нейропсихологом?
Чтобы стать нейропсихологом, нужно получить высшее образование по специальности «нейропсихология» или «психолог». Затем квалификацию можно повышать в аспирантуре, защитить кандидатскую и докторскую диссертации. После устроиться на работу клиническим психологом в нейрохирургическое отделение. Одним из вариантов карьерного роста может стать пост главы отделения. Можно открыть частную практику и заниматься научной деятельностью на международном уровне. Заработная плата нейропсихологов начинается от ₽20 тыс. (начинающий специалист) и может достигать нескольких сотен тысяч рублей.