От учителя к наставнику: как изменится роль педагогов в будущем

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Преподавание требует особых техник и подходов, но 88% российских учителей считают, что школа не готовит учеников к реальной жизни. О том, как изменится роль педагогов в будущем, рассказала СЕО «ЯКласс» Екатерина Рыжова

Какая сейчас роль у педагогов

Ученики за школьные годы должны получить такие навыки, которые пригодятся во взрослой жизни: умение сотрудничать с разными людьми, критически, логически и творчески мыслить. Но сегодня роль педагога сводится в основном к обучению и донесению знаний до учеников. Например, помочь освоить материал по предмету для перехода в следующий класс, сдать успешно ОГЭ или ЕГЭ, хорошо написать контрольную работу.

Часто учитель точно следует разработанной учебной программе, имеет определенные ключевые цели и придерживается норм и дисциплины. Например, обучить и выпустить N количество учеников, изучить N количество тем.

Конечно, любой учитель имеет экспертизу, но обычно в своей узкопрофессиональной области, и готовит учеников строго в рамках своего предмета. Но современному преподавателю необходимо быть в курсе технологических достижений, особенно тех, что имеют образовательный потенциал.

Фото:You X Ventures / Unsplash
Экономика образования Учитель 2.0: семь правил прогрессивного преподавателя

Как изменится роль педагогов в будущем

Среди школьников и их родителей есть запрос на педагога-наставника. В отличие от учителя, наставник не оценивает академические знания человека с помощью тестов или контрольных работ.

Наставник развивает способности ученика, передавая свой опыт, помогая школьнику расти и развиваться. Для него важно, чтобы ученик приобрел знания и мог ими управлять. Здесь получение высоких оценок стоит на втором месте.

А еще он направляет ученика и акцентирует внимание на его сильных сторонах: такой подход в будущем помогает ученикам достигать значимых результатов. Речь идет не только об успеваемости, но и о том, чтобы у каждого студента была возможность реализовать свой потенциал независимо от жизненных условий.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Раскрыть потенциал: зачем школьнику нужен наставник

Что отличает наставника от учителя

Знания в нескольких областях. Сегодня профессии существуют на стыке нескольких дисциплин, поэтому важно и в обучении использовать междисциплинарный подход. Например, на стыке географии и программирования работает стартап «ГеоСплит», моделирующий структуры и формирующий прогнозы для геологов с помощью нейросети.

Взаимодействие с учениками в долгосрочной перспективе. Наставники обучают навыкам, которые будут применимы и полезны на протяжении всей жизни — профессиональной или личной. С такими наставниками хочется поддерживать контакт, поскольку их мудрость и опыт могут помочь студентам в обычной жизни.

Кастомизация образовательного процесса на основе запросов учеников. Наставники учитывают индивидуальные особенности и сильные стороны учащихся в процессе обучения. Благодаря этому ученик разносторонне развивается и находит свое призвание. Эта практика уже существует в России в МАИ, МФТИ и Coursera.

Ориентация на прикладные знания. Задача наставника не только передать ученику знания, но и добиться того, чтобы он их усвоил и знал, как применить в реальной жизни.

Предоставление возможности самостоятельно принимать решения. Педагог-наставник предоставляет ученикам возможность находить и принимать решения, определять, каким путем или способами прийти к решению поставленной задачи. Этот навык поможет в будущем любому школьнику. Глава Сбербанка предложил внедрить с младших классов в школьное образование предмет «Принятие решений».

Личность наставника. Наставник в корне отличается от обычного учителя: он должен вести за собой, вдохновлять, мотивировать учеников своими успехами, вызывать доверие и уважение. Часто их помнят на протяжении всей жизни, а находят иногда далеко за пределами школы. Например, наставником основателя корпорации Microsoft Билла Гейтса был всемирно известный Уоррен Баффет, а генеральный директор холдинга Alphabet Ларри Пейдж называет своим наставником Стива Джобса.

Что мешает изменениям

Маловероятно, что в обозримом будущем во всех школах изменится подход к преподаванию. Вот что этому мешает.

Неготовность самих педагогов менять подход к обучению. Средний возраст школьного учителя в РФ составляет 45–47 лет. Большинство из них имеют консервативные взгляды и не готовы к изменению своих методик преподавания, проверенных годами.

Устаревание школьной системы образования. То, что было актуально 30 лет назад, сейчас уже несовременно в условиях быстрого технического и общественного развития. Например, 71% учителей считают нынешнюю систему школьного образования устаревшей и предлагают внедрить в программу: финансовую и цифровую грамотность, психологию, инновационные технологии, эмоциональный интеллект и креативные техники.

Медленный процесс цифровой трансформации. Половине российских педагогов требуется серьезная помощь для эффективной работы в онлайн-формате — сами они освоить данный процесс не в силах. Наставник же находится в одном контакте с учеником, в том числе и цифровом.

Сопротивление со стороны учеников или их родителей. Не всем подходит подобный метод обучения по тем или иным причинам.

Что же делать

Люди ожидают от системы образования индивидуального подхода, а среди школьников и студентов все больше возрастает спрос на наставника, который сможет помочь им расставить ориентиры, сделать правильный жизненный выбор и дойти до конечной цели. Кроме того, с каждым годом на учеников обрушивается поток информации, который иногда сложно усвоить без посторонней помощи.

Со временем система наставничества будет распространяться: в некоторых регионах точечно, а в других — на административном уровне. В целом, методология наставничества уже активно разрабатывается Министерством просвещения и будет внедряться повсеместно в каждом субъекте России.

Наставники мотивируют, вдохновляют и поддерживают. Так, 34% учителей считают основной функцией школы подготовку ребенка к будущей жизни за пределами школы, а 16% — воспитание и привитие нравственных ценностей. Согласно опросам, 27% учеников не хватает личного примера другого человека для достижения наивысших результатов.

Как стать наставником

Наставники могут быть образцом для подражания, голосом разума или надежным ресурсом, который помогает ученикам расти профессионально. Чтобы стать наставником в образовательной среде, необходимо развить несколько параметров:

  1. Опыт работы в области наставничества. Нельзя стать наставником, если нет опыта в той области умений, в которой нуждается ученик.
  2. Способность преподавать индивидуально. Чтобы стать наставником, нужны лидерские качества и умение адаптировать подход к конкретному человеку.
  3. Желание помочь ученику раскрыть свой потенциал. Любой наставник хочет, чтобы его ученик достиг великих высот и своих целей. Как минимум к 2024 году 70% школьников должны получить наставников в рамках различных российских проектов.
  4. Навыки коммуникации. Каждому наставнику необходимы развитые навыки общения, чтобы построить успешные и продуктивные отношения с учеником и его опекунами/родителями.

Изменения, произошедшие в обществе за последние десятилетия, требуют пересмотра сложившейся системы образования, ориентированной в основном на консервативный педагогический подход. Учитель может играть роль инструктора, наставника и даже друга.

Больше о наставничестве на РБК Трендах

  1. Ментор: кто это, зачем нужен наставник и где его искать — большой гид
  2. Как внедрить институт менторов в компании
  3. Что ждет образование в будущем
Обновлено 05.10.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть