Что происходит
- Согласно исследованию о роли школы и школьного образование, проведенному международной образовательной компанией «ЯКласс» (есть у РБК Трендов), 88% школьных педагогов считают, что школа не готовит детей к реальной жизни.
- 11% опрошенных утверждают, что знания, полученные в школе, вовсе не применимы в будущей жизни, 77% — что только часть из них полезна и пригодна, и лишь 12% респондентов заявили, что школа готовит детей к жизни в современном обществе и соответствует запросам времени.
- Основной функцией школы 37% учителей назвали обучение детей. 34% — подготовку ребенка к будущей жизни за пределами школы, 16% — воспитание и привитие нравственных ценностей, 9% — социализацию школьников, 4% — подготовку учащихся к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения.
- Особое внимание было уделено вопросу цифровизации обучения, — 74% учителей видят в цифровых образовательных ресурсах необходимое дополнение к классическим форматам обучения, и лишь 6% респондентов заявили о неэффективности таких ресурсов.
- Исследование проводилось в августе 2021 года, в нем приняли участие 2 113 педагогов со всей России.
Что это значит
Обучение в школе — важный этап социализации человека и его дальнейшей подготовки к жизни. В связи с этим образовательные программы в школах должны адаптироваться под условия стремительно развивающегося мира. Вопрос о модернизации школьной программы в России стоит на повестке уже не первый год. С одной стороны, некоторые инициативные группы просят включить в обучение школьников новые предметы, — например, омбудсмен Татьяна Москалькова видит необходимость введения дисциплины по правам человека, а глава Сбербанка Герман Греф выступает с инициативой добавить в школьное обучение основы теории принятия решений. С другой стороны, важным вопросом остается модернизация уже существующих программ, в первую очередь, — информатики.
«Система школьного образования, конечно, нуждается в определенной модернизации для более полного соответствия запросам современной жизни: почти 90% учителей заявили, что школьные знания малоприменимы или неприменимы совсем для детей за пределами школы. Однако я вижу положительную тенденцию в том, что школа сегодня ставит своей главной целью не только обучение детей, но и их подготовку к будущей жизни, формирование ценностей и поддержание процесса социализации», — комментирует результаты опроса директор «ЯКласс» в России Екатерина Рыжова.