Практическое обучение: как школа может заложить основы будущей профессии

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
Мало практики, много лишних предметов, а выпускники не знают, кем хотят быть — за это часто критикуют современные школы. Рассказываем, как можно это изменить и зачем школьникам нужны стажировки

Какой видят будущую карьеру выпускники школ?

Образовательный путь «школа – вуз» давно стал практически золотым стандартом. Большинство родителей уверены, что без диплома вуза добиться успеха невозможно, а потому и дети чаще всего не начинают строить карьеру пока не окончат бакалавриат, а еще лучше – не станут магистрами. Но далеко не всем молодым людям подходит такое долгое обучение. Все чаще старшеклассники задумываются о том, чтобы начать карьеру раньше или же вовсе открыть собственный бизнес, например, после окончания колледжа или техникума.

Тренд на быстрый вход в профессию нашел отражение и в изменении программ среднего профессионального образования. Например, в 2022/23 учебном году часть российских колледжей и техникумов начинают работать по программе, которая сокращает число учебных часов, при этом перераспределяя время в пользу практики.

Зачем нужен практико-ориентированный подход в образовании?

Ответом на запрос более раннего входа в профессию и необходимость действовать в постоянно меняющемся мире становится практико-ориентированный подход. Он позволяет формировать профессиональную картину мира еще в школе. И такие школы, и отдельные классы уже появляются в нашей стране.

Евгения Аникина, руководитель проекта по созданию инновационной школы в Сколково:

«Уже в школе важно готовить детей к тому, что им придется жить в постоянно меняющемся мире, и скорость этих изменений с каждым годом только возрастает. Традиционная классно-урочная система не готовит к этому в полной мере, поскольку в ней процесс обучения построен линейно, где знания передаются от учителя к ученику. Однако успешный процесс освоения знаний должен быть гибким и неразрывно связанным с применением этих знаний на практике, более того, современные дети должны уметь самостоятельно «добывать» необходимые им знания в процессе учебы. В последние годы мы видим рост числа самозанятых, молодых предпринимателей, растет запрос молодежи на альтернативное образование и практико-ориентированное обучение. В такой модели через эксперимент и опыт формируется набор профессиональных компетенций и гибких навыков, необходимых успешному человеку в современном мире. И именно эта образовательная модель будет наиболее востребованной в будущем».

Польза такого подхода в том, что он дает детям гораздо больше возможностей получить практическое представление о различных профессиях и помогает понять, кем ребенок хочет стать в будущем. Именно практика и проектная работа позволяют перейти от традиционной схемы – «учитель дает знания, дети их заучивают» – к схеме, когда ребенок сам познает мир, пробует себя в различных сферах, а учителя и эксперты выступают скорее в роли наставников.

Преимущества практико-ориентированного подхода испытают на себе не только дети. Он важен и для будущих работодателей, и для государства в целом. Именно бизнес, то есть потенциальные работодатели, заинтересован в том, чтобы молодые люди осознанно выбирали профессию и имели базовые навыки, с которыми ими проще будет начать свой профессиональный путь.

Особенности практико-ориентированных образовательных систем

Ориентированные на практику учебные заведения и отдельные классы имеют ряд отличительных признаков.

Участие индустриальных партнеров

Связать знания и практику помогает участие индустриальных партнеров. Сотрудничающие со школами компании, производственные предприятия и научные центры смогут полноценно участвовать в учебном процессе, проводить практические занятия и стажировки. Благодаря этому ученики не только усвоят теорию из учебников, но и получат реальный опыт в разных профессиях.

Фото:Unsplash
Экономика образования Среднее профессиональное: кто и зачем поступает в колледж

Вовлеченные преподаватели

Задача практико-ориентированных школ — создать для учеников среду, в которой они могли бы экспериментировать, пробовать себя в разных направлениях, формировать свою собственную образовательную траекторию. Для этого преподаватели тоже должны быть готовы тестировать разные подходы к обучению, постоянно учиться и переобучаться на протяжении всей жизни.

Осознанный выбор профессии

Согласно исследованию EdTech компании MAXIMUM EDUCATION, 42% одиннадцатиклассников не знают, кем собираются работать в будущем и куда хотят поступать. Сотрудничество школ с предприятиями и компаниями поможет школьникам определиться, какие сферы им нравятся и к каким занятиям у них есть склонность.

Андрей Комаров, инвестор, сопредседатель Комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП:

«Школа оказывает сильное влияние на выбор ребенком будущей профессии. В большинстве случаев единственной целью окончания школы, которую видят родители, у нас является последующее поступление в вуз. Окончив его и начав профессиональную деятельность, через 3–4 года молодой человек понимает, что он сделал неправильный выбор, профессия ему неинтересна, и выбранная сфера деятельности ему не подходит.

Практико-ориентированная модель обучения эту традиционную для нашей страны цепочку позволяет разорвать. Благодаря вовлечению в образовательный процесс индустриальных партнеров ребенок пробует себя в разных областях, получает прикладные навыки и может сделать четкий выбор своей будущей профессии, осознанно определить дальнейшую траекторию своего развития».

Вариативность образовательных и профессиональных траекторий

Практико-ориентированные школы позволят учитывать потребности рынка труда, поскольку индустриальные партнеры помогают актуализировать содержание образования. При этом темы и стажировочные модули можно будет легко адаптировать без необходимости переписывать учебный план. Такие образовательные модели очень гибкие, а это едва ли не самый главный тренд современности.

Образовательные системы с акцентом на практику

Общемировой тренд на практико-ориентированное обучение набирает обороты и в России, и за рубежом.

Инновационная практико-ориентированная школа в Сколково

Заработает в 2023 году

«Сколково» — современный научно-технологический комплекс, где сосредоточены офисы крупнейших корпораций, учебные заведения и научно-исследовательские центры. 1 сентября 2023 года в Сколково откроется новая практико-ориентированная школа, рассчитанная на 825 детей (1–11-й классы). Позже планируется создать детский сад и колледж, которые вместе со школой будут интегрированы в единую образовательную экосистему полного цикла.

Проект будущей школы в Сколково.
Проект будущей школы в Сколково. (Фото: bigskolkovo.career)

Создаваемая в Сколково общеобразовательная школа ориентирована на современные прикладные профессии. Обучение в ней пойдет по четырем основным направлениям: креативные индустрии, искусственный интеллект и IT, биотех и космос.

В новой практико-ориентированной школе акцент будет сделан на портфолио проектов, которые разрабатывают ученики, а не только на академические результаты. Во главу угла в них будут ставить предпринимательское мышление. Школьников будут обучать управлять командой и проектами, быстро принимать решения.

Фото:Антон Подгайко / ТАСС
Экономика образования Не все то золото, что медаль: зачем оканчивать школу с отличием

Интеграция школы в экосистему Сколково позволит максимально вовлечь в учебный процесс индустриальных партнеров, что позволит учащимся получить конкретные профессиональные компетенции за счет практики и в дальнейшем выбрать профессию и даже место работы, основываясь не на мечтах и рассказах родителей, а на собственном опыте.

Евгения Аникина:

«Мы хотим создать среду, в которой детям будет дана возможность пробовать себя в практической деятельности под наставничеством педагогов и экспертов из бизнеса, знакомиться с профессиями и выбирать, что подходит именно им. Школа готовится к открытию в будущем году, а пока мы создаем команду единомышленников: управленцев, педагогов, кто разделяет наш подход и верит в его успех. Ключевую роль в этом, конечно, играет лидер. Поэтому мы уже объявили открытый конкурс на замещение вакансии директора школы».

Школы IBM P-Tech, 28 стран

Запущены в 2011 году

IT-компания IBM чуть больше чем за 10 лет открыла 300 образовательных учреждений, в которых студенты могут получить аттестат средней школы и диплом младшего специалиста за 6 лет вместо 14 лет в обычной системе образования США (12 классов школы плюс двухлетняя программа специализации в колледже).

Ученики одновременно и проходят стандартную программу средней школы, и углубленно изучают предметы по специальности. Профильные дисциплины зависят от конкретного учреждения: например, в одних школах готовят графических дизайнеров, в других — инженеров.

Помимо теоретической подготовки, в течение 6–8 недель за весь период обучения студенты работают, получая практический опыт в выбранной сфере. P-Tech сотрудничает с Volkswagen, American Airlines и более чем 600 других компаний. Ученики могут стажироваться даже в NASA, обучаясь программировать спутники, анализировать данные с их датчиков, делать космические снимки.

Студенты наблюдают за ракетой, которую они помогали готовить к запуску вместе с сотрудниками NASA.
Студенты наблюдают за ракетой, которую они помогали готовить к запуску вместе с сотрудниками NASA. (Фото: ptech.org)

После выпуска ученики получают должности в организациях, где проходили практику. Например, в 2019 году IBM начала принимать на работу первых специалистов, которые обучались в P-Tech.

Первая школа P-Tech появилась в США, а сейчас такие учреждения открыты в 28 странах — Великобритании, Канаде, Италии, Марокко, Польше и других. Поступить туда могут и граждане других государств, условия зависят от выбранной страны.

Необходимость связать образование с реальным сектором экономики не первый год обсуждается на уровне государства, бизнеса и учебных заведений. Но, что еще важнее, в обществе формируется устойчивый запрос на получение в процессе учебы практических навыков и более ранний вход в профессию. Внедрение практико-ориентированного подхода в образование – это эффективный и актуальный ответ на вызовы времени и потребности современной молодежи.

Обновлено 21.09.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть