За последние полтора года все чаще вместо живых людей звонки из банков совершают роботы, а взять кредит или оформить страховку можно не обращаясь в отделение банка и страховую. Мобильные приложения, роботы и чат-боты все чаще заменяют людей именно в этих двух сферах. И хотя общая численность сотрудников в них пока изменяется незначительно, эксперты консалтинговой компании KPMG считают, что в обозримом будущем целые подразделения банков заменят так называемые «хорошо информированные виртуальные помощники». Кроме того, эксперты ожидают и дальнейшего сокращения количества банков, что усилит конкуренцию и заставит игроков оптимизировать ресурсы, в том числе и кадровые. Людмила Иванова-Швец, доцент базовой кафедры ТПП РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Г.В. Плеханова приводит сразу несколько причин, по которым это произойдет: «Число банков неуклонно сокращается, до пандемии ежегодно не меньше, чем на 50 единиц, а за период пандемии ежемесячно количество банков умньшалось на четыре-пять штук. Часть банков прекращали свою деятельность из-за отзыва лицензий Банком России, а часть, не выдержав конкуренции, уходили с рынка или сливались с более крупными игроками.
Кто в группе риска?
По оценке Ивановой-Швец, в банках под прицелом оптимизации окажутся отделы розничной инфраструктуры и операционисты. Это связано с тем, что сегодня целые направления переходят в онлайн-обслуживание — отделы развития и прямых продаж, call-центры. Меняется и структура персонала в страховых компаниях. «Например, раньше специалисты бухгалтерии или урегулирования убытков были в каждом филиале, а теперь эта функция полностью или частично централизована», — приводит пример председатель Совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров Катерина Якунина. По ее словам, остаться в отрасли можно, но профессию, возможно, придется сменить. «Количество сотрудников не уменьшилось, а увеличилось за счет продавцов или тех, кто отвечает за работу с посредниками», — отмечает спикер. По словам Якуниной, оптимизация страховых компаний будет происходить по всем специальностям с единственной целью — сократить затраты на каждый рубль страховой премии.
Переход на цифровые технологии и онлайн-взаимодействие с клиентами диктует и новые требования к персоналу. Это означает, что тем, кто все же решит остаться в профессии, придется серьезно прокачать свои навыки. Тем, кто не захочет меняться, увы, придется искать другую работу.
Представители банков и страховых компаний составили для РБК Трендов список профессий, представителям которых уже сейчас приходится думать о будущем:
- Работники call-центров. По сути, уже сейчас все базовые операции и консультации могут проводить голосовые помощники и боты. «Вполне вероятно, что со временем на первой линии останутся только наиболее компетентные специалисты и сотрудники профильных отделов, вопросы к которым отличаются от стандартных обращений клиентов», — считает Михаил Коган, руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами.
- Специалисты скоринга. Оценку риска в банках уже сегодня доверяют скоринговым системам, которые работают по сложным алгоритмам и оценивают десятки параметров, прежде чем выдать заключение о надежности заемщика.
- Выездные представители для доставки финансовых продуктов и первичной идентификации клиентов. По оценке Ксении Артемьевой, операционного директора сервиса «Фаст Ривер», этих специалистов уже в ближайшее время заменят технологии, позволяющие удаленно идентифицировать клиентов. «Такие технологии уже существуют, но для широкого их применения еще предстоит получить разрешение регулятора и прокачать технологическую инфраструктуру, на это нужно время и инвестиции», — говорит Артемьева. По ее оценкам, этот процесс может затянуться лет на десять.
- Служба поддержки. Нейросети научатся закрывать большинство повседневных вопросов рядовых пользователей. Исключением станет лишь определенная категория клиентов, решать проблемы которых будут люди. Для бизнеса и крупных вкладчиков, по мнению Артемьевой, сохранится некий «премиальный банкинг» с индивидуальным сервисом, где без живых людей не обойтись.
- Сотрудники фронт-офисов банков. Ксения Артемьева считает, что в перспективе 20–30 лет их заменят приложения. Такой расклад подтверждает и прогноз Autonomous Research, согласно которому 70% сотрудников фронт-офиса крупных банков к 2030 году заменят роботами.
Как остаться в профессии?
Практически все эксперты признают, что профессии, отнесенные к «группе риска», не исчезнут совсем. Но в большой вероятностью численность сотрудников на этих направлениях в ближайшие годы будет заметно сокращаться. Есть и профессии, требования к которым стремительно меняются в последние годы. И чтобы оставаться востребованным, нужно активно прокачивать навыки. Одна из таких профессий — страховой агент. С началом цифровизации некоторые поспешили спрогнозировать вымирание этой самой многочисленной армии специалистов страхового рынка. Но оказалось, что полностью заменить человека приложения пока не могут. Правда, чтобы стать незаменимым и создать с клиентом долгосрочные отношения, потребуется приложить дополнительные усилия. «Для этой категории важно постоянно наращивать багаж знаний в области управления финансами и рисками для квалифицированного финансового консультирования своих клиентов», — считает Элла Платонова, вице-президент Всероссийского союза страховщиков.
В своем стремлении прокачать навыки эксперты советуют определиться с направлением, в котором есть желание развиваться. «Нельзя совмещать ремесло продажника вместе с SEO-продвижением, у человека будет сильный расфокус и в результате он останется частично компетентен в каждом из вопросов, но не вырастет в крутого специалиста с большим уровнем экспертности. При любом раскладе и независимо от специализации нужно изучать ту сферу, в которой работает компания, ее продукты, конкурентный рынок—это даст большое преимущество при дальнейшем продвижении. Но основой все равно должна стать постоянная прокачка своих навыков, фактически безостановочный процесс обучения», — считает Коган.
Крайне важным для продвижения в карьере эксперты считают быстрое мышление, готовность работать в больших коллективах, в условиях стресса, владение базовыми пакетами прикладных офисных программ, коммуникабельность, правильную речь и навыки грамотного письма, умение четко выражать свое мнение, работать с возражениями и т.д. Очень важно быть готовым к изменениям, быть инициативным, стремиться узнать больше.
За какими профессиями будущее?
Несмотря на то, что цифровизация стала глобальным трендом в банковской и страховой сфере, в будущем востребованными будут не только специалисты ИТ-отрасли, но и люди творческих профессий: дизайнеры, маркетологи, составители контента. Именно они своим нестандартным мышлением способны составить конкуренцию роботам и нейросетям. Но все же более перспективным направлением эксперты считают технические специальности, которые будут на пике спроса еще десятки лет. В широком смысле слова при нынешних трендах будущее за теми, кто умеет договариваться с машинами и следить за их работой: технические специалисты, специалисты по автоматизации, аналитики данных.
Эксперты РБК Тренды назвали специальности, которые будут востребованы в ближайшие 10 лет (все данные о зарплатах — с HeadHunter):
- Data Scientist (специалист по обработке массивов данных). Зарплата от ₽60 тыс. до ₽250 тыс.
- UI-дизайнер (проектирование пользовательских интерфейсов в WEB). Зарплата от ₽150 тыс. до ₽320 тыс. в месяц.
- Специалист по ESG (устойчивое финансирование и «зеленые» сделки). Зарплата от ₽100 тыс. в месяц.
- Инженер по тестированию. Зарплата от ₽60 тыс. Любой цифровой продукт проходит испытание, прежде чем стать доступным клиенту. Тестировщик выявляет, насколько корректно работает программа, что в ней нужно изменить для удобства пользователя, как оно взаимодействует с другими продуктами компании.
- Специалист по продвижению блокчейн (маркетолог, копирайтер). Криптовалюты прочно вошли в современную жизнь и не собираются уступать позиции. Зарплата блокчейн-маркетолога в актуальных на сегодня вакансиях начинается от $1 000, блокчейн-копирайтеру предлагают от ₽50 тыс. в месяц. Набор требований к блокчейн-маркетологу предполагает в первую очередь отличное знание темы и практический опыт.
- Аналитики и эксперты по урегулированию страховых событий. Зарплата напрямую зависит от компетенции сотрудника и начинается от ₽60 тыс.
Где уже сейчас учат профессиям будущего?
Безусловно, всем новым специальностям можно обучиться, причем сделать это можно как на курсах или в вузе, так и на работе. «Профессионалы и рождаются за счет трансформации полученных теоретических знаний в практическую плоскость», — отмечает Александр Калиновский, директор по информационным технологиям Банка Хоум Кредит. Говоря о конкретных навыках, он рекомендует сотрудникам сфокусироваться на работе с данными, умении анализировать их большие объемы, находить неожиданные взаимосвязи, выстраивать математические модели, которые обладают большой предсказательной силой. Кроме того, нужно в целом работать над повышением цифровой грамотности, быть готовым постоянно самосовершенствоваться и адаптироваться под быстро меняющийся мир.
Студентам, которые еще не определились с будущей специальностью, эксперты советуют помнить, что практически любая технология живет 5–6 лет, и этот процесс ускоряется. Поэтому, получая образование, нужно делать упор на фундаментальные знания, которые не устаревают.
Самый простой способ получить профессию будущего — пройти специальные курсы. Несомненный плюс — возможность пройти обучение дистанционно, совмещая его с основной работой. К примеру, профессии UI-дизайнера обещают обучить даже с нуля. Организаторы курсов обещают, что не только помогут выпускникам составить грамотное резюме, но и окажут содействие в трудоустройстве.
В Сети огромное количество курсов, в том числе и бесплатных, которые позволяют получить необходимые для профессии навыки. Некоторые содержат бесплатную вводную часть, которая поможет определиться, в нужном ли направлении вы двигаетесь.
Чуть медленнее, но под потребности рынка меняют свою работу и вузы. По словам Швец-Ивановой, новые направления появляются, но пока достаточно медленно. Так, с 2020 года вузы начали готовить специалистов по искусственному интеллекту и разработке программных продуктов, специалистов по цифровому маркетингу. «Эти профессии будут востребованы не только банковским сектором, но и всеми сферами экономики», — считает спикер.