Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкасты». А еще следите за нами в Telegram и Instagram «Что изменилось?» — там мы делимся интересными материалами по теме.
Гости выпуска:
Марина Харахордина — руководитель методического отдела Skillbox. Марина рассказала, как платформы онлайн-обучения рассчитывают эффективность образовательного процесса и как грамотно подойти к выбору своей образовательной траектории.
Анна Завалей — начальница отдела дирекции по онлайн-обучению НИУ ВШЭ. Анна объяснила, как вузы совмещают онлайн и офлайн подходы к образованию и почему дипфейки и искусственный интеллект никогда не заменят преподавателя.
Таймлайн беседы:
1:20-3:38 — Существуют ли новые формы образования
3:38-7:14 — Эффективное обучение: как онлайн-платформы оценивают прогресс студентов
7:14-10:26 — Как организовать онлайн и офлайн-образование
10:26-18:28 — Дипфейки и роботы: будут ли новые технологии востребованы
18:38-21:55 — Какие профессии нельзя изучить на онлайн-курсах
21:55-28:58 — Образование и аккредитация: почему важен формальный подход
28:58-33:05 — Зачем нужны видео в TikTok и на YouTube
Хайлайты разговора
Анна считает, что образование консервативно. Не стоит говорить о появлении новых форм учебного процесса хотя бы из-за того, что особенности человека к изучению остаются прежними. Можно выучить что-то активным методом, вовлекаясь полностью в дискуссию и образовательный процесс, можно быть пассивным слушателем, а можно применить ноу-хау подход и изучать что-то в процессе активности.
Единственное, что изменяется с течением времени — технологические возможности, поэтому главным становится вопрос того, насколько мы гибки и инновативны, чтобы соединить прогресс со старыми педагогическими приемами.
Марина объяснила, что онлайн-платформы — это лишь один из возможных инструментов, который позволяет доставить контент другим способом. Потенциально наиболее эффективным является смешанное обучение, когда получить информацию можно с помощью любого из предложенных инструментов.
Дипфейк и искусственный интеллект не заменят преподавателя, считает Анна. Это связано с тем, что большинство людей выбирают курс исходя из того, кто его читает. Конечно, есть информация, которую может рассказать кто угодно. Однако в случаях, где требуется экспертиза и личный опыт, дипфейк вряд ли сможет чем-то помочь.
Анна объяснила, что в образовании вряд ли когда-то перестанут действовать механизмы государственной аккредитации. В некоторые профессии — например, в медицину, юриспруденцию и государственные должности — точно не пройти без формального подтверждения своих компетенций.
Марина рассказала, что к выбору траектории обучения в принципе стоит подходить осознанно. Хороший вариант — изучить все возможные способы получить профессию и сравнить их эффективность. Узнать, какие требования предъявляют к специалистам этой сферы, пообщаться с теми, кто уже давно там работает.
Нельзя быть полностью уверенным, что в образовательных клипах в TikTok нет ошибок, считает Анна. Возможно, они актуальны в изучении каких-то бытовых практик: готовки, вязания, сбора полок, но за тем, что требует теоретической базы, лучше идти на курсы или в университет.
Кажется, что многие предметы в учебных заведениях бесполезны, и их можно избежать с помощью обращения к «быстрому» контенту. Но это вовсе не так: на самом деле изучение, например, длинных теорем очень полезно для наращивания в мозге определенных нейронных связей, которые влияют на способность выстраивать логические последовательности.
Помимо этого, важно учитывать, что дополнительные предметы в школах и университетах фокусируются не только на предоставлении определенных знаний, но и на развитии мышления и навыков коммуникации, расширении кругозора, говорит Марина.
Анна также подчеркивает, что, возможно, для изучения, например, иностранного языка на уровне А1 будет достаточно пройти небольшой онлайн-курс. Но все же не стоит брать успешное прохождение курса для каких-то статистических данных, ведь тогда в стороне остаются такие факторы, как мотивация студентов, их языковые знания и предпочтения, социальный бэкграунд. В некоторых случаях без учителя не обойтись.