Микрообучение: чему и как учиться в условиях нехватки времени

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
В последние годы в сфере образования все чаще говорят о микрообучении. Но что это — очередное модное слово или образовательный формат будущего? О том, заменит ли оно традиционное обучение — в материале РБК Трендов
1

Что такое микрообучение

Микрообучение — это тренд в сфере онлайн-образования, ежегодно набирающий популярность. Современный темп жизни очень стремителен, и людям становится все сложнее уделять время чему бы то ни было. Коснулось это и образовательной сферы: учиться некогда, а знания нужны всегда и быстро. Именно это и спровоцировало рост популярности микрообучения, где информация подается небольшими блоками и содержит лишь самое необходимое. Более того, формат позволяет учиться буквально везде: во время поездки в метро, перерыва на работе или ожидания своего заказа в ресторане. И это является главным принципом данного подхода — дать ученику возможность получать информацию когда и где он хочет.

2

Методы микрообучения

Существует несколько методов и форм, используемых в процессе микрообучения:

  1. Приложения. Согласно статистике, на март 2021 года образовательные приложения занимают второе место по популярности среди пользователей Android и третье место — среди пользователей iOS. Они позволяют превратить смартфон в образовательный центр, соединяя в себе все методы современного микрообучения.
  2. Видео. Они комбинируют в себе преимущества визуального и аудиоконтента, что позволяет доносить информацию в быстрой и понятной форме. Короткие ролики, содержащие в себе концентрированную информацию с развлекательными элементами, имеют больший эффект в сравнении с письменным источником. К тому же, такой материал проще распространять.
  3. Игры. Согласно недавнему исследованию международной группы ученых из Греции, Финляндии и Китая, геймификация увеличивает эффективность образовательного процесса почти на 35%. Быстрые пятиминутные игры позволяют ученикам вспомнить и повторить пройденный материал, а добавление целей на день, рейтингов и челленджей позволяет поддерживать увлеченность процессом.
  4. Инфографика. Визуальная форма, позволяющая с одного взгляда понять суть освещаемой темы, делает материал более запоминающимся.
  5. Социальные сети. Сегодня в России насчитывается более 99 млн пользователей соцсетей, и эта цифра с каждым годом растет. Их использование в рамках процесса обучения не только обеспечивает быструю доставку контента, но также способствует образованию круга единомышленников [1].
3

Кому это подходит?

Крупным корпорациям и их сотрудникам

Работники больших компаний обычно загружены делами и не могут подстраиваться под чужой график, у них нет времени на просмотр часовых роликов. Микрообучение в этом случае — решение проблемы, ведь контент в сжатом и доступном виде не отнимет много времени. Более того, такой формат выгоден и удобен работодателям, так как предоставляет возможность провести обучение, не отрывая сотрудников от работы и не согласовывая время их занятий. Намного проще организовать процесс, когда можно получить необходимые материалы в удобное для себя время.

Компаниям с большой текучкой кадров

По сравнению с аналогичным исследованием 2019 года, в 2020-м средний уровень текучести кадров на предприятиях в России увеличился с 14% до 24%. В 2019 году это больше всего проявилось в сфере розничной торговли: там уровень текучки персонала составил 50%. Таким образом, если человек приходит устраиваться на работу с мыслью уйти через несколько месяцев, ему будет неинтересно посещать длительные курсы и тренинги, устроенные компанией. Но обучать персонал необходимо. И если заставить человека изучать то, что ему неинтересно, невозможно, то можно попробовать преподнести контент в такой форме, чтобы он запомнил самые важные моменты. Так, 96% сотрудников Walmart, крупнейшей в мире сети оптовой и розничной торговли, после внедрения микрообучения применили свои знания в работе, их уровень компетентности по теме вырос на 15%, а уверенность сотрудников в изученной области увеличилась на 8%.

Фрилансерам

Растущий спрос населения на гибкость и разнообразие рабочих мест привел к тому, что немалая часть рабочей силы состоит из людей, предпочитающих часто менять места работы или совмещать сферы занятости. Микрообучение позволяет быстрее постичь основы деятельности, что делает возможным пробовать себя в разных областях.

Всем остальным

В целом, формат этот довольно универсален. Например, микрообучение хорошо подходит для повторения уже пройденного материала: студентам перед сессией или ученикам во время каникул оно поможет вспомнить основные моменты. Его также можно использовать как план-презентацию для рекламы основного, более углубленного курса. С помощью такого формата можно проводить инструктажи, изучать языки, разнообразить учебный курс [2].

Однако микрообучение — не панацея, и, несмотря на все плюсы, нет никаких гарантий, что ученик пройдет курс до конца. Все также необходимо применять приемы, удерживающие внимание.

4

Как работает микрообучение

Микрообучение основано на модульной подаче информации. Можно выделить несколько особенностей:

  1. Краткость. Уроки максимально коротки, имеют одну мысль, преследуют одну цель. Продолжительность занятий обычно не превышает десяти минут.
  2. Фокусировка. Никаких уроков с пространными размышлениями, все четко и по делу.
  3. Автономность. Каждый урок самодостаточен, но является при этом составной частью программы.
  4. Разнообразие. Используются различные форматы обучения: от коротких видео до игр.
  5. Интерактивность. Ученик самостоятельно управляет процессом, что усиливает вовлеченность, а это в свою очередь увеличивает эффективность обучения.
  6. Доступность и мобильность. Возможность учиться всегда и везде как с мобильных устройств, так и со стационарных.
5

Отличие микрообучения от традиционного

Если сократить до одного дня курс, рассчитанный на неделю, будет ли это микрообучением? Нет. А если одну академическую лекцию разбить на видео по десять минут и ежедневно смотреть по ролику, будет? Тоже нет. Над каждым роликом, который длится пять-десять минут, работает команда профессионалов. Их работа заключается в том, чтобы за эти минуты дать максимум полезной информации, поделить большой блок на мелкие, легкоусвояемые части. Уроки имеют четкую структуру и сценарий, работает правило «минимум времени — максимум пользы».

Сравнив классическое обучение, которое практикуется в традиционных учебных заведениях, и микрообучение, можно сделать следующие выводы.

Курс в традиционном формате является структурированным, одна тема вытекает из другой. Все ученики, независимо от способностей и знаний, проходят обучение в одном темпе, в одно время. Характерно конспектирование больших объемов материала во время подробных лекций, которые длятся 60-80 минут и сопровождаются презентациями. Весь контент имеет одинаковый приоритет.

Микрообучение, напротив, является гибким и проходит в удобном для ученика темпе по индивидуально заданной траектории. Не страшны форс-мажорные обстоятельства из-за отсутствия определенного места и времени для учебы. Модули сокращены до пяти-десяти минут и содержат саму суть. В отличие от конспектов, материалы представлены в форматах игр, аудио, видео; есть возможность ими поделиться в неограниченном количестве [3].

Несмотря на очевидные преимущества, формат не будет эффективен в случае, если тема является сложной и требует подробного разбора каждого модуля.

«Специфика микрообучения такова, что его можно интегрировать в любое классическое обучение, — пояснил РБК Трендам Евгений Стройнов, руководитель продуктов SkillFactory. — Но это лишь винтик, который можно встроить в большой механизм. Заменить микрообучением классическое обучение, конечно же, невозможно. Этот формат уместно использовать в ситуациях, когда требуется за одну минуту закрыть вопрос, либо если есть вероятность устаревания информации».

То есть формат хорошо подойдет для того, чтобы ввести в курс дела или повторить изученное, но не подойдет для более широкого понимания темы.

6

Прогнозы развития рынка микрообучения

Согласно отчету компании Mordor Intelligence, в течение 2021-26 годов среднегодовые темпы развития в сфере микрообучения составят 14,2%. Развитие технологий эффективно стимулирует рост рынка с высокими показателями результативности. Закрытие образовательных учреждений, спровоцированное COVID-19, предоставило огромные возможности для микрообучения: школы и университеты вынуждены следовать тенденциям онлайн-образования для обеспечения непрерывности учебного процесса. Таким образом, в долгосрочной перспективе объем рынка будет только расти.

Обновлено 10.09.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть