Как выстроить свой образовательный профиль: подкаст «Списать не получится

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Что такое индивидуальная образовательная программа и из чего состоит ваш образовательный профиль — Максим Буланов, ведущий подкаста «Списать не получится», подводит итоги второго сезона

Подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете. А в нашем Telegram-канале вас уже ждет задание, выполнив которое, вы станете еще более эффективным лайфлонг-лернером.

Чтобы прослушивание выпуска было максимально полезным, мы подготовили для вас воркбук к этому выпуску, а также сборник всех упражнений сезона, чтобы вы могли хранить все материалы в одном месте.

Это завершающий эпизод второго сезона подкаста «Списать не получится», в котором мы разбирались, что же такое индивидуальный образовательный профиль и как учиться на протяжении всей жизни. Ведущий Максим Буланов ставит точку в разговоре о лайфлонг-лернинге в рамках этого сезона, подводя итог разговорам с гостями.

Таймлайн подкаста

01:15 — Что такое индивидуальная образовательная программа?

04:10 — Самоактуализация и важные вопросы себе

06:50 — О связи образования и города

07:57 — При чем тут новый и старый урбанизм

09:40 — В чем особенность нашей современности

13:15 — Образовательный профиль и как его описать

15:20 — О наших демографических характеристиках

18:50 — Почему так трудно понять, что нам интересно?

20:50 — Зона разделенной ответственности в образовательной траектории

25:15 — Тренируем свою способность учиться

28:20 — Как связаны эпизоды этого сезона

Хайлайты разговора

Начнем с того, что такое индивидуальная образовательная программа (ИОП). Существуют разные виды программ: общего образования, изучения конкретного предмета или дисциплины, программа базовая и углубленного обучения, а может быть программа реабилитации, адаптации, экскурсионная, конкурсная и другие. Когда же мы говорим про ИОП, то это, скорее, способ индивидуального освоения одной из существующих программ. Она составляется на основе выбранного общего учебного плана и соответствующего ему соотношения между различными образовательными областями и видами учебной работы. Хорошая новость в том, что ИОП есть у каждого из нас, независимо от того, оформлена она в отдельный документ или нет, обсуждает ли ее кто-то с нами, утверждает ли ее кто-либо для нас. Она складывается спонтанно, неуправляемо, может быть максимально бедной, либо же перенасыщенной по своему содержанию и форме. Когда мы задумываемся о том, что она собой представляет, то начинаем ее анализировать, описывать — а значит, делаем шаг к тому, чтобы начать ею управлять. В тьюторской среде такой процесс связывается с растущей субъектностью человека — способностью взять ответственность за собственное образование, видеть возможности и варианты освоения какой-либо учебной программы, шире — способность мыслить про весь свой опыт как потенциально образовательный и также управлять им. В логике образовательных организаций ИОП позволяет учащимся по-своему освоить общеобразовательную программу, кастомизируя ее содержание и форму под себя и свои способности, потребности и интересы. Вместе с тем, составить ИОП — значит, прежде всего, актуализировать себя, и тогда такая программа становится своеобразным сценарием развития своего профиля из точки «я сейчас» в точку желаемого образа будущего.

Отвечая на вопрос, почему именно в наше время важно говорить про индивидуальные образовательные программы и профили, обратимся к работам философа Сергея Смирнова о городской антропологии и его размышлениям о старом и новом урбанизме. Для самоопределения горожанин, условно старого типа, вынужден был вписываться в уже существующую картину мира: через понятную систему профессий, грейдов, родословную, религиозную традицию и так далее. Старый город был понятным, траектории развития и жизни в нем были ясны. Горожанин же «нового» типа вписывает себя в картину мира, которая пишется здесь и сейчас, или даже не написана вообще. Мы существуем во такое время, когда прогресс происходит очень быстро, тренды сменяют друг друга, — и для того, чтобы умудриться найти свое место в этой меняющейся реальности, нужно знать свои опоры и осмыслять свою программу развития, управлять ей и тем самым удерживаться в городе нового времени. Урбанистика дает нам пример: современность, как и любая до нашего времени современность, — это новый контекст. Наше время существенно отличается от предыдущих эпох тем, что мы сильно завязаны на себе. Это касается всех сфер, и образования в том числе.

Как бы там ни было, законы нашего бытования в определенном социальном и экономическом контексте влияют не только на наш выбор в образовании, но и на наш образовательный профиль, что характеризует нас как лайфлонг-лернеров. Присмотримся внимательнее к явлению индивидуального образовательного профиля (ИОПрофиль) и попробуем его сконструировать. Один из фреймворков для описания ИОПрофиля состоит четырех рамок: демографические данные, академическая информация, способность к обучению, интересы/устремления/драйверы обучения. Если применить этот фреймворк в качестве оптической линзы к эпизодам подкаста, можно увидеть, как связаны выпуски про способы учебы в Tiktok и про формирование стоимости курса.

Эти четыре рамки можно объединить в две группы: персональное и персонализированное. Демография и интересы — это персональные качества. Это что-то, что поддается изменению сложнее всего — трудно пойти против своей семьи и окружения, как непросто и преодолеть социальный статус, в котором мы рождены. Например, существует категория first-generation students (студенты в первом в поколении), которые сталкиваются с рядом проблем, среди которых: академические трудности (низкий уровень учебных навыков, низкий уровень soft skills), культурные трудности (сложно поверить, что учеба реально улучшит качество жизни), социальные трудности (тактика изоляции и ощущение дискриминации), финансовые трудности (ориентация на поиск работы и достижение успеха в карьере, а не в учебе). Ситуация с пониманием собственных интересов примерно такая же трудная, как и ситуация с анализом персональной демографии. Человек может не знать о многом, что вообще потенциально интересно в этом мире, но уже испытывает стеснение относительно своего интереса.

Вторая группа — персонализированное, академическая информация и способность к обучению — поддаются влиянию легче. И это как раз зона разделенной ответственности: сам человек понимает про себя и делает усилия по улучшению этих качеств, и вместе с тем — образовательные проекты и институты стремятся создавать такой сервис, чтобы студент мог это лучше про себя понять. Академические данные включают в себя результаты тестов, экзаменов, сертификаций и различные инструменты отслеживания прогресса. В конце концов, четвертая рамка — это все то, что сегодня называется «уметь учиться». Работа с этой группой навыков напоминает любой спортивный тренинг: нужно, во-первых, знать об их существовании, во-вторых, понимать, что из этого получается, а что — нет, в-третьих, иметь терпение и усидчивость развивать их, а также замечать их развитие.

Эпизоды второго сезона подкаста были посвящены не только темам, касающимся лайфлонг-лернинга, но и подсвечивали основополагающую идею, которая стоит за всеми локальными аспектами образовательной сферы. Это идея индивидуальности и свободы выбора и возможностей, которые дает нам современность. Появляется множество интересных способов получить и развить знание, овладеть навыком, бросить себе интеллектуальный вызов или задуматься о продолжении образовательного пути. Тут мы старались помочь вам на разных этапах, рассказывая на протяжении сезона, как можно научиться учиться и не бросить такую классную привычку.

Подписывайтесь на нас, чтобы не пропустить новые выпуски, и возвращайтесь к предыдущим эпизодам на любой удобной для вас платформе. Оставляйте свои отзывы и пожелания о том, что еще вы бы хотели услышать об образовании.

Ссылки эпизода

Обновлено 26.05.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть