Как в России заинтересовать молодежь карьерой в сфере промышленности

Фото: Айгуль Сабирова
Фото: Айгуль Сабирова
Как меняется подход к формированию кадрового потенциала для высокотехнологичных предприятий, какую роль играют вузы и корпорации в профориентации и что нужно подросткам в профессии

Об эксперте: Айгюль Шадрина — руководитель стартапа «Образ. будущего», который разрабатывает профориентационные программы под CSR- и ESG-потребности промышленных корпораций РФ. Окончила специалитет и аспирантуру Уфимского государственного нефтяного технического университета, работала инженером международной мобильности на месторождении компании Schlumberger, менеджером международных проектов в LLK-International. Куратор проектов профориентации Молодежного совета при Министерстве энергетики России.

— Айгюль, с учетом вашего опыта и специфики стартапа вы, как никто другой, знаете о кадровых проблемах современных российских предприятий и предприятий, в частности, работающих на территории Дальнего Востока. Чем вызвано такое пристальное внимание к теме профориентации молодежи, подростков?

— В стране чувствуется глобальный недостаток информации в отношении промышленных профессий, причем это касается разных отраслей, на всех уровнях. Если взрослому человеку очевидно, что промышленность — основа развития страны, то подростковой аудитории это не всегда понятно. Иногда кажется, что мы живем в некоей коробке, где нас окружает индустрия услуг. Поэтому у подростков может просто не возникнуть идеи о том, что мир намного шире, а реализоваться можно в совершенно иной отрасли, мечтая не только о карьере блогера или тиктокера. И очень здорово, что сегодня для покрытия этих потребностей предприятия развернулись в сторону молодежи, ведь очевидно, что кадровый ресурс придет именно оттуда.

Второй момент — важно понимать, что в промышленной отрасли в целом есть количественная нехватка кадров, а есть вопрос отраслевой мотивации. Когда молодежь приходит на работу в компанию — насколько они ориентированы на работу в отрасли, видят ли свое будущее в ней на длительный период, понятны ли им перспективы карьерного роста? Не воспринимают ли они работу в отрасли как временный короткий этап? Многие не сразу понимают, в нужном ли направлении они развиваются. И развитие такой мотивации — это тоже системная и долгосрочная задача для предприятий. Причем эта работа, нацеленная прежде всего на подростков, не может вестись компаниями в одиночку, без взаимодействия с органами власти, образовательными структурами. Это всегда совместная работа, и это видно по составу участников форума, где есть и крупные предприятия, и представители образования, и молодежные организации. Развитием темы инженерной профориентации активно занимается молодежный совет при Министерстве энергетики России, и это также говорит о пристальном внимании государства к теме.

Фото:CoWomen / Pexels
Экономика образования Карьера как предчувствие: зачем нужна новая система профориентации

— Как вы сами выбрали свою профессию и какую роль играет ваш опыт работы сейчас, когда вы помогаете другим решать задачи, связанные с профориентацией?

— Физика, химия, математика интересовали меня всегда. Я из династии нефтяников, и меня вдохновляли рассказы в семье про изобретения, заводы, было интересно. Была возможность чуть больше знать про отрасль и ею заинтересоваться. У современной молодежи зачастую такой возможности нет. Поэтому так важно, что корпорации начали создавать программы и уделять внимание работе с подростками, особенно в регионах присутствия. Со школьной скамьи придумываю самые разные способы поддержки, знакомства с производством.

— На Восточном экономическом форуме вы выступаете модератором панельной дискуссии о взгляде подростков на работу в промышленных корпорациях на Дальнем Востоке и о том, как работу на месторождении превратить в «миссию супергероя». А что, кроме высокой зарплаты, сегодня в принципе мотивирует молодежь при выборе профессии?

— Моя сессия на форуме «ВЭФ Юниор» интересна компаниям, которые нацелены долгосрочно заниматься развитием кадрового потенциала в области добычи, переработки природных ресурсов. Они готовы представить свои кейсы по работе с подростками. Это предприятия, которые хотят подростков слышать и давать им реальную пользу, завоевывать доверие. С учетом того интереса, который есть у крупных предприятий к этой сфере, очевидно, что направление будет развиваться на многих форумах, игроки готовы делиться опытом и обсуждать работу с подростками. На сессию приглашены спикеры из 14 промышленных компаний, и это говорит об огромном интересе к работе с подростками.

Фото:Shutterstock
Экономика образования «Мы учимся договариваться»: тезисы образовательной дискуссии на ПМЭФ-2021

В рамках своего проекта я много работаю с молодежью, и проведенные нами исследования показали: подростки по-другому расставляют ценности при выборе направления работы. Для них важно, чтобы компания, в которой они будут работать, была экологичной. Им важна возможность созидать, иметь свободный график работы с различным функционалом, важна ответственность, чтобы не быть винтиком, а самостоятельно принимать решения, что-то создавать. Достойная зарплата — это суперважно, но не менее важные факторы — это наличие интереса к своему делу, эмоций. По мере того как меняется мир, люди больше будут выбирать профессии, которые им по душе. Самая большая ценность сегодня — развиваться в той профессии, которую искренне хочется поддерживать, которая приносит положительные эмоции. И для подростков это особенно важно.

Как Восточный экономический форум может помочь в профориентации для подростков

Георгий Енгибарян, руководитель проектов фонда «Контент», руководитель форума «ВЭФ Юниор»:

На форумах такого масштаба, как ВЭФ, представлены практически все крупнейшие компании основных отраслей экономики. Наряду с экономическими треками проходит форум креативного бизнеса и программа «Территории инновации», где представлены различные стартапы. Таким образом, у участников форума есть возможность познакомиться с лучшими практиками во всех возможных сферах деятельности. Такая же возможность теперь есть и у подрастающего поколения в рамках молодежной секции «ВЭФ Юниор», которая впервые проходит на ВЭФ.

В рамках деловой программы для подростков обсуждаются разные отрасли экономики, начиная от креативных индустрий и культуры и заканчивая молодежным предпринимательством и работой в крупнейших промышленных компаниях страны. Непосредственное общение на деловых сессиях с ведущими представителями бизнеса, государственными и общественными деятелями, знакомство с их опытом позволяют если не выбрать профессию жизни, то хотя бы очень внимательно посмотреть в сторону той или иной сферы.

Безусловно, большинство крупных компаний работают в связке с образовательными институтами для привлечения молодежи. Однако этого не всегда достаточно, особенно в регионах, компании чувствуют нехватку — молодежь уезжает. Сегодня очень важно выстраивать коммуникацию с представителями нового поколения, в том числе через участие в крупных дискуссионных форматах.

«ВЭФ Юниор» и «ПМЭФ Юниор» были организованы нашей платформой «Точка Юниор» (Point Junior). «Точка Юниор» — это мостик между активной талантливой молодежью и крупным бизнесом.

— Работодатели нередко говорят о том, что молодежь приходит на свое первое место работы с завышенными ожиданиями, хотят все и сразу. Есть такая проблема?

— Я бы сказала: большой вопрос, завышены ли ожидания молодежи или у компании занижена оценка потенциала молодых кадров. Когда все взвешено, таких взаимных претензий не возникает. К примеру, мне моя первая работа по вахтам дала возможность заработать на автомобиль.

Здесь скорее важно принять принципиально иной ритм жизни, который свойственен работе вахтовым методом. Он достаточно специфический, эту работу нужно любить. Вахта — это в первую очередь история про график работы, который делит жизнь на две части. Но это и вопрос совпадения интересов и ожиданий. Это не пятизвездочный отель, хотя бывают исключения. Вахту здорово воспринимать как миссию супергероя. Меня это очень вдохновляло, всегда было интересно управлять большими машинами, чувствовала себя комфортно и вдохновленно. Это бесценный опыт, который можно себе позволить на старте карьеры.

Фото:Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС, kaleb tapp / Unsplash
Экономика образования Почему рабочие профессии будут востребованы в будущем

Сегодня у молодежи много возможностей для развития еще во время обучения, и сотрудник уже на старте может быть для предприятия уникальным и ценным кадром. Они быстро учатся, открывают бизнесы, прокачивают свои навыки и могут быть полезны в разных отраслях. Если они достигли каких-то успехов и демонстрируют потенциал, борьба за такие кадры идет. Важно, чтобы работодатель умел этот потенциал увидеть и по достоинству оценить.

— Как сегодня на практике реализуется тезис о том, что вопросы профориентации должны решаться бизнесом в связке с образованием?

— Взаимодействие промышленных корпораций со сферой образования — традиционная схема. Это вопрос постепенного карьерного ориентирования, который лично мне дал огромное развитие и ориентацию в этой индустрии. Как раз сейчас корпорации пошли еще глубже в сферу образования. Они понимают, что им было бы интересно работать со старшеклассниками на этапе выбора вузов, что позволяет еще более эффективно ориентировать подростков. К этой работе подключились корпорации со своими инструментами для профориентации.

И сейчас, развивая свой проект, я отношусь к образовательным институциям как к партнерам, с которыми нужно контактировать на принципах взаимодействия и взаимопомощи. Подростков невозможно задарить подарками. Можно только честно выстраивать диалог и показывать им, что есть свобода выбора. Мой проект «Образ. будущего» помогает крупным промышленным корпорациям создавать профориентационные образовательные программы для подростков в различных регионах и отраслях. Мы оказываем услуги по выстраиванию отношений между корпорациями и подростками в нефтегазовой, золотодобывающей и других промышленных отраслях.

— Как воспринимается эта работа самими подростками?

— По моим ощущениям, у них есть запрос на дополнительные активности, им хочется развиваться за пределами школьной программы, популярно увлечение волонтерской работой, вовлекаться в действующие проекты, создавать свои, выигрывать гранты. И когда корпорация приходит к подросткам с предложением реализовать реальные бизнес-задачи, это не может не понравиться. Молодежь сегодня ощущает реальную нехватку информации о профессии. И когда этот вакуум начинает заполняться, мы видим немало примеров, когда подростки после взаимодействия с корпорациями осознанно поступают в вузы. Таких студентов видно, они выделяются в процессе обучения, они генерируют идеи, создают проекты и пробуют себя в профессии еще во время учебы. Люди на своих местах — это огромная ценность для страны, и мы видим свою задачу в том, чтобы таких людей было как можно больше.

Обновлено 02.09.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть