Об экспертах:
- Александра Михайлова, соавтор «Курса критического и креативного мышления» в «Яндекс.Практикуме», младший научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ.
- Никита Непряхин, владелец тренинговой компании Business Speech, основатель Школы критического мышления, руководитель научно-исследовательской лаборатории Business Speech Science Research, автор девяти книг, включая такие, как «Анатомия заблуждений», «Я манипулирую тобой», «Аргументируй это».
- Вера Иванова, ведущий трекер стартап-студии Admitad Projects, отвечает за мониторинг прогресса команд и проектов, выявляет проблемные места и помогает их устранить.
Мозговой штурм, или брейншторм (от англ. brainstorm), ― это метод коллективного решения задач, применимый в разных сферах жизни.
Чаще всего мозговой штурм используют:
- при обсуждении идей для решения, в том числе, экстренных задач;
- в разработке креативных решений, особенно когда привычные методы не работают;
- при структурировании информации, если данные разрознены;
- при анализе данных для их дальнейшего структурирования.
Как появилась методика и зачем она нужна
Александра Михайлова:
Методы мозгового штурма, которые сегодня используют, были изначально придуманы креативными агентствами, к которым приходили компании, чтобы, например, придумать слоган или новую упаковку товара, а также исследовательскими центрами. В результате последние начали заниматься прикладными проектами и пытаться понять, как креативность может удовлетворить реальные запросы бизнеса.
У креативности много разных аспектов. Например, ее можно рассматривать как индивидуальный и групповой процесс. Групповая креативность ― это отдельная сфера: в рамках нее, с одной стороны, может появиться гораздо больше идей, но, с другой, возникают и риски. Например, слушатели нашего курса иногда делятся своим неудачным опытом мозгового штурма. Кто-то рассказывает, что в результате вся команда перессорилась, кто-то ― что после прихода руководителя все замолкали, и процесс останавливался.
Чтобы все эти сложности устранить, надо понять, что мозговой штурм при правильном применении может принести реальную пользу бизнесу, даже в сложных ситуациях. Например, когда у компании закончился бюджет, но осталась необходимость реализовать проект.
Креативное мышление в целом и методы мозгового штурма в частности становятся полезными как раз тогда, когда стандартные, привычные методы перестают работать.
Когда на смену линейному алгоритму (один вопрос ― один ответ) приходит более сложный: есть одна задача, и чтобы найти верное решение, нужно перепробовать сотни вариантов.
Никита Непряхин:
Брейншторм — один из самых эффективных методов генерации креативных идей. К нему прибегают для устранения проблем, мешающих развитию проекта. При этом креативность — это действенный инструмент не только для людей искусства, современных художников, клипмейкеров и маркетологов, как многие считают. Креативность нужна каждому из нас для ежедневного решения бесконечного числа задач. Креативные и результативные решения дают невероятное преимущество.
Как организовать эффективный брейншторм
Александра Михайлова:
На мой взгляд, главный критерий эффективности мозгового штурма ― это хороший модератор или ведущий. Он отвечает за то, чтобы в группе была творческая и бесконфликтная атмосфера. Выбирая человека на эту роль, надо понимать, какие обязанности лежат на нем, и быть уверенным, что он сможет их выполнять.
Модератор следит, чтобы:
- до определенного момента никто не оценивал и не критиковал идеи
Это касается и участников мозгового штурма, и самого ведущего. Часто на роль модератора предлагают руководителей, но из-за специфики работы им обычно сложно записывать идеи, предварительно не оценивая их.
- все участники мозгового штурма принимали в нем участие
У модератора должны быть в запасе методики, помогающие преодолевать барьеры в групповых процессах ― например, когда кто-то один говорит, а остальные молчат. Для этого есть простая методика: попросить каждого участника сначала записать одну идею на стикере, а потом озвучить ее. Этот шаг поможет преодолеть страх, и человеку будет проще назвать свою идею вслух. В крайнем случае можно попросить приклеить стикер с идеей на общую доску, не озвучивая написанное.
- все помнили о правилах процесса, отсутствии иерархии между участниками
Это особенно актуально в случае, если в мозговом штурме участвуют специалисты разного уровня.
- участники правильно высказывали свое мнение и избегали конфликтов
Ведущий может предложить варианты того, как давать обратную связь: например, выделять в каждой идее только положительные стороны или предложить проголосовать за одну идею, которая понравилась больше всех.
Никита Непряхин:
Если процесс мозгового штурма организован неправильно, то и креативных результатов ждать не стоит. Поэтому во многих компаниях есть свой свод правил брейншторма.У меня и моей команды есть свой, которым мы пользуемся в повседневной практике.
- Чтобы решение было найдено, все участники мозгового штурма должны разделять его правила и четко понимать проблему.
- Каждый должен понимать свои задачу и роль в брейншторме.
- В мозговом штурме не существует должностей, грейдов, субординации. Все равны. И все работают на общий результат.
- Важно определиться, нужен ли вам модератор. Обычно это зависит от числа участников: если их больше пяти человек, справиться без ведущего будет сложно.
- Обязательно нужен тот, кто будет фиксировать все поступившие идеи и промежуточные результаты. Для фиксации лучше всего использовать средства визуализации: флипчарт, маркерные доски, специальные стикеры.
- Главное правило: никакой критики! То же самое касается похвалы. Любая оценка — после мозгового штурма.
- Нельзя перебивать участников, надо давать каждому высказаться до конца.
- Чем больше идей — тем лучше. Главное, не отходить от основной темы и задачи.
- Тем не менее, необходимо соблюдать тайминг встречи.
- Для мозгового штурма можно создавать две группы: первая предлагает идеи, вторая — обрабатывает их и оценивает.
Всегда ли эффективен брейншторм
Об эффективности техники мозгового штурма можно говорить долго, но существует и оборотная сторона медали. По мнению психологов, брейншторм может быть неэффективным по нескольким причинам:
- Социальное безделье — когда над идеей в группе работают несколько человек, а остальные ничего не делают.
- Продуктивный ступор — когда один человек высказывает свои идеи, а другие вынуждены ждать своей очереди.
- Боязнь осуждения — страх негативной оценки со стороны других участников.
Профессор психологии университета Миннесоты Марвин Даннет в 1963 году провел ряд экспериментов, которые показали, что чем выше численность группы, тем ниже эффективность брейншторма. Группы из девяти человек производят меньше идей, чем группы из шести человек, которые, в свою очередь, показывают более низкие результаты по сравнению с группами из четырех участников.
Вера Иванова:
Брейнштормы перестают быть эффективными, когда работа фактически из них и состоит. Такие команды встречаются нередко: только штормят, забывая, зачем это делается. Периодически их нужно «заземлять», чтобы ребята переключались в режим работы с теми идеями, что удалось накидать.
Бывает, брейнштормом учредитель компании пытается замаскировать непопулярное решение, которое ему некомфортно принимать авторитарно в одиночку, и хочет «размазать» ответственность на команду. Понятно, что тут ни о какой новой идее и пользе говорить нельзя.