Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Что такое Scrum и как правильно использовать его в рабочем процессе

Фото: Bryn Lennon / Getty Images
Фото: Bryn Lennon / Getty Images
Рассказываем, как и когда лучше прибегать к подобному методу проектной работы, и какие в использовании Scrum могут быть подводные камни
1

Что такое Scrum

Коротко говоря, Scrum — это способ организации рабочего процесса. Он пришел из мира разработки программного обеспечения и сейчас применяется в разных сферах бизнеса. Метод изобрели программисты Кен Швабер и Джефф Сазерленд. Они наблюдали за тем, как работают американские военные и спецназ и пришли к выводу, что основа успеха состоит в качественной командной работе. Сам же термин пришел из регби и в переводе с английского означает «схватка».

Scrum принадлежит к Аgile — семейству »гибких» подходов к организации процессов. Он состоит из минимального количества элементов, которые помогают успешно организовать работу. При помощи метода Scrum можно быстро и эффективно разработать принципиально новый продукт, аналогов которому нет на рынке.

Особенность Scrum заключается в командном подходе и нестандартном распределении обязанностей внутри коллектива. В процессе участвуют не только сотрудники компании, но и бизнес-заказчики, которые должны включаться в процесс создания продукта чаще, чем при других подходах, и делать это преимущественно в личном общении, а не через документы. Команде приходит постоянная обратная связь от заказчика, что позволяет не сбиться с пути.

Если компания создает новый продукт, но имеет мало представлений о результате, к которому хочет прийти, и не видит перед собой четкий план, — методология Scrum поможет справиться с этой проблемой. Она позволяет постепенно идти к нужному результату и на протяжении всего пути проверять эффективность и ценность проделанной работы. Команда придет к итогу, который полностью устроит заказчика.

2

Состав scrum-команды

В первую очередь в команду входят разработчики. Так в Scrum называют специалистов, которые вносят вклад в продукт. Все разработчики — часть единой команды. У них нет отдельных заданий или подкоманд. При методе Scrum все работают как единое целое. Состав группы не должен меняться, поэтому важно, чтобы в нее изначально входили все необходимые для проекта профессионалы. Так команда становится независимой от всех внешних воздействий и может функционировать без посторонней помощи.

У сложившейся команды не должно быть лидера. Работа строится на взаимном обмене мнением и знаниями, за счет чего стимулируется кросс-функциональность. Разработчики дополняют друг друга и решают поставленные задачи совместными усилиями. Со временем команда становится все более сплоченной, что положительно влияет на ее продуктивность.

Для успешной работы в команде должно быть от пяти до девяти человек. Если проект большой, набирают несколько команд, которые распределяют между собой задачи.

В работе команды должен участвовать владелец продукта — сам заказчик или его представитель. Он консультирует разработчиков, передает свежие требования компании к будущему продукту и следит за тем, чтобы работа шла в верном направлении.

Третий элемент команды — scrum-мастер. Он выступает в роли куратора и помогает коллективу сплотиться. Мастер проводит ежедневные собрания, помогает найти выход из тупикового этапа разработки и перевести команду на нужное направление. Главный успех scrum-мастера — сделать так, чтобы команда стала самоуправляемой и перестала в нем нуждаться. В идеале должны остаться только разработчики и владелец продукта.

3

Основные принципы работы по Scrum

После создания команды нужно определить список требований к продукту и составить техническое задание, которое получат разработчики. Далее работу делят на спринты — одинаковые промежутки времени, которые не должны длиться дольше четырех недель. Каждому кругу ставится конкретная цель. Количество таких спринтов неограниченно. В конце спринта команда должна приходить к результату и получать обратную связь от заказчиков о проделанной работе.

Спринт считается завершенным, если команда смогла прийти к цельному итогу и создала продукт, который готов к использованию. К следующему спринту переходят только тогда, когда заказчики и члены команды довольны результатами предыдущего. Если разработчики не успевают уложиться в оговоренные сроки, они сообщают об этом владельцу продукта, и он перераспределяет время. Если команда справляется с задачей быстрей назначенного срока, она может подключить в текущий спринт дополнительные цели.

4

Чем Scrum отличается от Kanban

Метод управления проектами Kanban также принадлежит семейству Agile. Но Scrum — это структурированный подход с четко прописанными этапами создания продукта, а Kanban — сбалансированный. Его главная задача — сделать так, чтобы у всех членов команды было одинаковое количество работы. В Kanban не должно быть переработок части команды и ситуаций, когда некоторые сотрудники осталась без задач и не знают чем себя занять.

Основное отличие двух методов — это спринты. В Scrum предусмотрены четко организованные периоды работы с конкретными задачами на период, а в Kanban участники команды могут получать новые задачи хоть каждый день. Scrum-команды выполняют работу на время, в Kanban задачи поступают в непрерывном режиме. Для отслеживания достижений и процесса в Kanban используют доски — элемент управления, который наглядно показывает уровень выполнения задач. В Scrum этой задаче служат окончания спринтов.

5

Преимущества Scrum

Scrum хорошо подходит для быстрого создания новых продуктов. Он помогает объединить сотрудников из разных подразделений и наладить между ними слаженную работу. В результате такой системы увеличивается эффективность рабочей команды.

Вице-президент «Ренессанс страхование» Владимир Тарасов рассказал РБК Трендам, к каким результатам пришла компания после применения метода:

«Мы теряли эффективность при передаче работы из одной функции в другую. Подразделения компании, противодействующие мошенничеству, обладали собственными целями. Каждый сотрудник отвечал за свою работу и выполнял ее хорошо. Но общий результат оставлял желать лучшего.

Мы организовали кросс-функциональные команды, взяв за основу Scrum. Команды, состоящие из инженеров-автотехников, сотрудников службы безопасности, риск-менеджмента и юристов, получили общую цель. Из Scrum мы взяли принцип работы итерациями, а также основные элементы фреймворка. Скорость взаимодействия функций и координация между сотрудниками разных функций увеличилась кратно. С лета прошлого года у нас функционирует уже семь таких команд.

Команды создали скоринги и уникальные критерии выявления мошенничества, снизили уровень латентного мошенничества до минимальных значений. Мы отсекаем мошенников от наших клиентов при первом обращении в компанию. В некоторых ситуациях даже удавалось выявить криминальные случаи еще до подачи заявления о страховой выплате. В итоге уровень страхового мошенничества в самых проблемных регионах снизился без преувеличения в разы и произошло это в течение примерно шести месяцев с момента запуска первой команды. Очень крутой и где-то неожиданный результат!»

6

Недостатки Scrum

Scrum помогает быстро и эффективно решать задачи, но он подходит не для всех компаний и не для всех ситуаций. Чтобы метод заработал, у компании должно быть поле для экспериментов. Если фирма выполняет задачи по заранее выстроенному алгоритму, знает к чему хочет прийти и как достичь результата, теряется смысл использования такого метода.

Владимир Тарасов:

«Scrum не подходит для текущей операционной деятельности. Он больше ориентирован на проекты. У нас не классический Scrum. Мы объединили текущую работу по конкретным страховым случаям с проектами и задачами на улучшение процесса, разработку и испытание новых инструментов. Scrum не дает ответа, как сочетать операционную работу с проектами. Мы придумали свои собственные инструменты сочетания несочетаемого. Сам фреймворк это допускает».

У компании должны быть ресурсы на запуск такой программы. Scrum предполагает, что команда работает с проектом, аналогов которому нет на рынке. Получается, успех его разработки может не оправдаться или занять слишком много времени. Фирма должна быть финансово готова к такому результату.

Scrum не подходит для слишком сложных и больших проектов. Можно создать несколько команд, которые будут работать над разными деталями идеи, но их будет сложно скоординировать, и работа может зайти в тупик.

После продолжительного времени работы команды Scrum приходят к упадку. Заканчивается творческий потенциал, и падает динамика производительности. Команды приходится разрушать или перестраивать, поэтому Scrum больше подходит для краткосрочных проектов.

Важный критерий успешной работы — заказчик должен быть готов к постоянному общению с командой. Он должен следить за развитием проекта и давать свой фидбек. Без такой обратной связи не получится использовать методику.

7

Как внедрить Scrum для управления бизнес-процессами

Чтобы внедрить метод в компанию и получить первые результаты, нужно минимум три месяца. Через такой промежуток времени команда начинает работать эффективно и сплоченно. При условии, что выполнены все необходимые условия.

Как внедрить Scrum в компанию

  1. Определите владельца продукта. Человека, который будет налаживать связь между командой и заказчиком.
  2. Наберите команду разработчиков из пяти-девяти человек. В нее должны входить эксперты из разных областей, чтобы вместе команда могла создать законченный продукт без посторонней помощи.
  3. Найдите Scrum-мастера. Его можно нанять из сторонней фирмы, помогающей внедрять метод, или отправить сотрудника компании на соответствующие курсы. Второй вариант может оказаться более удачным, если деятельность вашей компании очень специфична. Человек, который хорошо знаком с внутренними процессами, может стать более подходящей фигурой.
  4. Определите список задач. Распишите цели, к которым должна приходить команда на протяжении проекта. Распределите их по приоритету и определите последовательность выполнения.
  5. Пропишите цели на первый и последующие спринты.
  6. Создайте scum-доску. Она состоит из трех колонок: нужно сделать, в процессе работы и выполнено. Перемещайте по ней задачи по мере их выполнения. Так будет проще следить за процессом.
  7. Проводите ежедневные собрания. В среднем они длятся 15 минут. Scrum-мастер выступает в роли куратора. Участники отвечают на вопросы: что я сделал вчера, что буду делать сегодня и что мешает мне добиться моей цели. Вопросы помогают оценить ход работы и найти проблемные точки.
  8. После каждого спринта проводите встречу с заказчиком. Фидбек необходим для дальнейшей работы команды.
  9. Анализируйте проделанную работу. Что делали не так? Какой метод был самым эффективным? Что стоит улучшить и в какую сторону двигаться?
  10. Перед каждым новым спринтом обсуждайте цели. Изначальный план работы может меняться в зависимости от результатов предыдущего круга.

Подробную инструкцию по внедрению Scrum и о его процессах можно посмотреть в гайде или в книге от соавтора методологии Джеффа Сазерленда «Scrum: революционный метод управления проектами». О том, как правильно распоряжаться ресурсами и повышать личную эффективность, читайте в материале РБК Трендов про бережливое производство в жизни.

Обновлено 02.03.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть