Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Подкаст «Списать не получится»: что ждет индустрию образования в будущем?

Что такое lifelong learning в контексте будущего, и о каком горизонте будущего мы говорим? — разбираемся вместе с СЕО «Теории и практики» Надеждой Маковой в девятом выпуске подкаста РБК Тренды «Списать не получится»

Пандемия ускорила процессы, существующие на рынке образования. Например, школы и университеты уже давно работали над переносом хотя бы части процессов в онлайн, но из-за коронавируса он пошел быстрее. Но где в этих изменениях lifelong learning, почему профессии постепенно уходят в прошлое и какие тренды повлияют на образование будущего?

Чтобы поразмышлять о том, что нас ждет в прекрасном чарующем будущем, ведущий Максим Буланов пригласил в студию CEO просветительского медиа «Теории и практики» и соосновательницу Московской школы продвинутых коммуникаций MACS Надежду Макову.

Таймлайн разговора

1:40 — Существует ли lifelong learning?

6:40 — Почему профессии постепенно уходят

10:20 — Как изменится коммуникация, если мы перейдем к скиллсетам

13:00 — Как выбрать подходящий набор навыков

15:00 — Почему проектирование своей траектории — самая важная часть lifelong learning

16:55 — Различия lifelong learning и стандартизированного обучения

21:56 — Кто такой дизайнер образовательного опыта

26:45 — Почему программа развития сотрудников в компании — необходимость

30:15 — О каком горизонте будущего в образовании мы говорим

Несколько хайлайтов разговора

Lifelong learning, обучение в течение всей жизни, активно существует в инфополе, но в головах людей оно еще в недостаточном фокусе. Тренд вовлекает других людей в процесс постоянного обучения, потому что мы стали об этом говорить.

В Москве и больших городах люди от 35 лет перестают бояться изменений, начинают смотреть по сторонам. В других городах этот тренд пока зарождается, но он есть и продолжает расти. Отмазки «я уже старый», «у меня нет денег», «мне некогда учиться или что-то менять» — пережитки советского времени, которые уже сдвигаются.

Профессии постепенно уходят, скоро их вообще не будет. У каждого из нас есть определенный набор компетенций, который придется постоянно обновлять в течение жизни. Это некая палитра с красками — какие-то высыхают, какие-то становятся востребованными, их нужно добавлять. Профессии — это названия наборов навыков, которыми должны обладать люди, поэтому очень важно переходить от парадигмы «где я хочу работать» к парадигме «какими навыками я хочу владеть».

Управление командой и взаимодействие внутри команды — одни из ключевых soft skills XXI века. Жесткие рамки должностных инструкций, «подписанных кровью», давно сместились. Они остаются на бумаге, но люди не выполняют заданный перечень задач.

Ключевой атрибут концепции lifelong learning — проектирование своей образовательной траектории. Для этого нужно поставить точку Б и подумать, как в нее попасть из точки А, какие краски добавить в свою палитру. Проектируя траекторию, разделить ее на небольшие задачи, чтобы маленькие шаги мотивировали на пути к большим целям.

На индустрию образования сильно повлияет микрообучение. Сейчас мы все живем в безумном информационном шуме, поэтому большая роскошь — выделять на обучение по три-четыре часа в день два раза в неделю. Формат десятиминутной истории в день намного выигрышнее. Ты разбиваешь изучаемый предмет на несколько поднавыков и каждый день узнаешь точечную информацию.

Святая обязанность руководителя — развитие каждого сотрудника. Это не зона ответственности HR-менеджера, это главная задача руководителя.

Чтобы не пропустить следующий выпуск подкаста, подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете.

Ссылки эпизода

  1. Статья «Как выбрать онлайн-курс и действительно его закончить»
  2. Доклад Global Education Futures и WorldSkills Russia «Навыки будущего»
  3. Статья «Есть ли образование после 30: почему мы думаем, что учиться поздно»
  4. Инструкция для экспертов «Хочу преподвать — с чего начать?»
  5. Статья «Что такое индивидуальная образовательная траектория и план развития»
  6. Статья «Soft skills: какие и как развивать?»
  7. Исследование российского рынка корпоративного образования от «Теории и практики»
  8. Статья «Общемировая эпидемия стресса. Почему в моменты тревоги мозг не дает нам учиться — и что с этим делать»

В Telegram-канале «Списать не получится» еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Следующий материал: