Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как выбрать онлайн-курс и действительно его закончить

Проходит очередная неделя карантина, недовольство сменяется желанием проводить время с пользой. Как построить онлайн-обучение в условиях разнообразия контента — разбиралась управляющий партнер «T&P» Надежда Макова

Об авторе: Надежда Макова, CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики».

В сложившейся ситуации многие обратили внимание на возможности самообразования. Рынок мгновенно откликнулся на запрос: образовательные ресурсы открыли бесплатные доступы к своим онлайн-курсам. При этом 90% контента — это архивные видеолекции без живого диалога. Одно из наших исследований показало: людям нужны live-форматы с присутствием спикеров в режиме реального времени, групповой работой и обратной связью. Только так от онлайн-обучения можно получить действительно применимые и полезные знания и инструменты.

Образование онлайн: может ли интернет заменить школу? Фото: Aleks Dorohovich / Unsplash

Онлайн-формат обучения имеет как плюсы, так и минусы. Но мы живем в новой действительности, и сейчас даже ярым противникам онлайна придется обратить на него внимание. При всем многообразии предложений нужно понимать: количество не равно качеству.

Перед тем, как выбрать онлайн-курс, ответьте на следующие вопросы:

1. Какая у вас цель?

В онлайн-обучении это выходит на первый план.

По данным экспертов Массачусетского технологического института, только 3—5% учащихся массовых открытых дистанционных курсов проходят их полностью.

Поэтому мотивация и самодисциплина — именно то, что поможет не остановиться на первой лекции и дойти до конца.

Мотивация 3.0: как полюбить учиться в условиях неопределенности Фото: Andrea Piacquadio / Pexels

Узнать новое или провести время с пользой — это не цель и не мотивация. Важно очень четко сформулировать свои ожидания от курса. Например, «хочу владеть английским языком на уровне C1» или «стать сильным оратором, свободно выступать перед аудиторией свыше 500 человек».

2. Зачем вам нужен этот навык?

Даже если образовательная цель звучит достойно, проверьте ее на применимость. Если вы поймете, что ни в работе, ни в личной жизни английский, особенно на таком высоком уровне, вам, скорее всего, не пригодится, стоит задуматься, тратить ли ресурсы. Аналогично с публичными выступлениями: возможно, вы просто поддались всеобщему тренду «без этого сейчас никуда», а на практике у вас не будет случая выступить перед столь многочисленной аудиторией. Мотивация, подкрепленная конкретными планами «зачем», вырастет быстрее.

3. Когда вы хотите достичь своей цели? Какие существуют ресурсы и ограничения?

Например, крупнейший международный форум, который пройдет в конце года, может стать тем самым временным ориентиром, перед которым нужно основательно подготовиться: поднять свой английский до уровня С1 или же привыкнуть к большому скоплению людей в зале. Ограничением может стать неготовность выходить из зоны комфорта во время урока — в случае с публичными выступлениями таких ситуаций может быть много во время тренировок и выполнения нестандартных заданий перед другими участниками курса. Также речь может идти о денежных ресурсах — стоимость некоторых онлайн-курсов, увы, иногда не вписывается в бюджет.

4. С кем и у кого вы хотите учиться?

Обратите внимание на психологические ресурсы, ценности и установки, которые могут помочь или, наоборот, выступить препятствием на пути к обучению. Ими могут стать правила и формат обучения (индивидуальный или в группе), личные предпочтения к тому, кто будет вашим преподавателем и сокурсниками.

В онлайн-среде, если речь идет о синхронных «живых» форматах, срабатывают психологические барьеры. Общаться с людьми через видео-чат (а иногда и вовсе только голосом) может быть сложно. Тут важно мастерство ведущего урока, который должен организовать его так, чтобы, используя доступные инструменты, пробиться «через экран» и помочь участникам чувствовать себя свободно.

Как выбрать действительно полезный курс

Определить качество помогут несколько параметров:

  • Профиль преподавателя. Он должен содержать релевантный практический опыт по предмету/навыку, который он помогает «прокачать».
  • Актуальность контента. В некоторых индустриях (маркетинг, технологии, коммуникации, управление изменениями) новые инструменты появляются буквально еженедельно, а принципы индустрии могут меняться по несколько раз в год. Поэтому здесь устаревшие архивные видеолекции могут быть не только бесполезными, но и вредными.
  • Техническая поддержка курса. Обратите внимание на удобство платформы, насколько она понятна в использовании, есть ли возможность записывать уроки, общаться с однокурсниками и преподавателями.
  • Релевантная учебная программа. В ней дается краткое описание курса, его цели и задачи, а также основные знания и умения учащихся. Именно здесь должна произойти «стыковка» ваших целей и того, что предлагает курс.
  • Обратная связь и трекинг прогресса. Ознакомьтесь с форматами и инструментами отслеживания и оценки прогресса обучения — соответствуют ли они погружению, которое вам нужно.
  • Отзывы участников. Причем отзывы не на странице курса, а в тематических группах или сообществах, чтобы получить максимально объективную, независимую оценку.
  • Экономическая целесообразность. Соотнесите стоимость курса с планируемыми выгодами. Условно: насколько больше вы сможете зарабатывать в обозримом будущем после освоения нового навыка.

Как создать вокруг себя эффективную образовательную среду в условиях самоизоляции

Вынужденное заточение людей в своих домах показало, насколько важны социализация, живое общение, обратная связь и сплочение.

Что станет с экономикой и обществом после нынешнего кризиса

Вот некоторые советы, которые я взяла из своей практики и которые могут помочь вам в условиях самоизоляции:

  • создайте для себя расписание и учебные ритуалы (к примеру, перед началом урока выпивайте кофе из любимой кружки);
  • учитесь сообща, делитесь опытом с коллегами, друзьями, семьей;
  • используйте современные технологические инструменты и платформы (Zoom, Padlet, Miro, Sutori, учебные чаты);
  • помните, что онлайн-обучение — это не только курсы на Coursera, но и подкасты, книги, кино и многое другое;
  • создайте для себя уютное рабочее место, исключите отвлекающие факторы;
  • дозируйте информацию и не загружайте себя, чтобы получать от учебы удовольствие.

Какие форматы онлайн-обучения смогут развить «гибкие навыки»

В последнее время актуален вопрос тренировки гибких и коммуникационных навыков, которые сегодня так востребованы. Речь идет об эффективном взаимодействии в команде, грамотной обратной связи, развитии эмоционального интеллекта, ведении переговоров и т.д. Насколько реально обучиться этому онлайн? Стоит понимать, что волшебной таблетки здесь не существует. Нужны живая тренировка и эмпатия.

Онлайн-обучение шагнуло далеко вперед. Современные технологии позволяют проводить интерактивные live-форматы, причем это не только традиционные вебинары, но и полноценные воркшопы. Именно такие live-форматы или комбинированные курсы в формате перевернутого класса лучше всего сработают на тренировку навыков коммуникации, где важны реакция сокурсников и преподавателя и максимально возможное приближение к живому, оффлайн-формату. Они лучше всего сработают с небольшой группой, в которой эксперт-практик сможет организовать групповые и индивидуальные упражнения, по которым затем даст обратную связь.

Единственная настоящая роскошь — роскошь человеческого общения. Это как никогда имеет отношение к онлайн-обучению. Сегодня, когда на первый план выходят такие человеческие качества, как эмпатия, умение общаться, давать обратную связь, делиться знаниями и скиллами, уметь мотивировать своих сотрудников и коллег, в онлайн-обучении необходимо создавать среду, где в центре будет человек и его личностный комфорт.

Запомнить

Чтобы выбрать полезный курс и пройти его до конца, нужно:

  1. Четко сформулировать свою цель.
  2. Проверить ее практическую применимость в обычной жизни или карьере.
  3. Установить дедлайн и подумать о возможных трудностях на пути к цели. Определить, какие ресурсы вы готовы на нее потратить (финансовые и временные).
  4. Выбрать курс, который будет психологически комфортен с точки зрения правил, формата обучения и личных предпочтений к окружению.
  5. При выборе обратить внимание на профиль преподавателя, актуальность и релевантность контента и программы, техническую поддержку курса, отзывы о нем, а также посчитать, насколько выбранное обучение экономически целесообразно.


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Следующий материал: