В пятом эпизоде ведущий подкаста Максим Буланов поговорил с Варей Королевой и Филиппом Вольновым. Варя — лингвист, преподаватель китайского языка и педагогический дизайнер. До 16 лет она училась в городской гимназии, а потом перешла на заочное обучение и параллельно училась в школе «Фоксфорд». Филипп — менеджер проектов в компании Mindbox. Он полгода отходил в первый класс и больше в школе не учился, а в 18 лет поступил в университет.
Филипп и Варя — два разных примера, когда школьники создавали школу сами себе. Но почему они не учились в школе? Как на это повлияли родители? Как они управляли своей образовательной траекторией? К кому обращались за помощью?
Таймлайн беседы
4:10 — Где учиться, если не в школе?
8:50 — Как находить новые круги общения?
15:39 — Диплом не нужен: сложно ли устроиться на работу без формального образования
18:42 — Наставником в обучении может стать кто угодно
21:44 — Как понять, что пора забрать документы?
Несколько хайлайтов разговора
Когда наступает «С меня хватит!», где-то впереди может остаться недостигнутым «Мне достаточно». Стоит стремиться к тому, чтобы «С меня хватит!» не встречалось в образовании, потому что можно бросить раньше времени — еще недостаточно, а ты уже бросил.
Первый шок у родителей наступил, когда в школе сказали: «Ты левша, но будешь писать правой рукой».
В школе ты общаешься с людьми, которых не выбираешь. У меня был минимум общения с людьми. Хорошо, что есть интернет и компьютер — ты можешь восполнить недостаток общения, например, в видеоиграх MMORPG. У меня никогда не было реальных друзей, но позже виртуальные стали реальными. Считаю это главным недостатком того, что я не ходил в школу. Общение с людьми — не всегда про то, что тебе очень нравится. Это про то, как ты умеешь разговаривать с людьми.
Во-первых, есть бабушка. Бабушка сказала: «Мой внук будет с высшим образованием. Как же без диплома, давай!» Во-вторых, я решил попробовать, рискнуть сам: практика, коллектив, общение, знакомства. К 18 годам состояние, когда большинство друзей виртуальные — давит. Не до стрессового уровня, но давит.
Надо ли вообще куда-то ходить, если не ходить в школу? — надо! Прелесть в том, слово «надо» здесь — приятное, потому что ты сам выбираешь, куда идти. Ты взрослый, поэтому можешь понять что тебе интересно.
Для первой работы мои интересы и желание что-то делать значили гораздо больше, чем знание математики. Дальше, тем более — у тебя уже есть опыт работы, следующего работодателя интересует только это.
Если я чувствовала, что не понимаю, куда вести свою образовательную программу дальше, спрашивала педагогических дизайнеров «Что мне дальше учить?» Работа — основной источник подсказок, куда идти дальше.
Мне попадались добрые, щедрые, готовые поделиться опытом люди, с которыми я советовалась — ситуативные менторы. Мы созвонились в Zoom просто поболтать, а они мне целую менторскую сессию провели.
Нужно вовремя понять свою норму, осознать что я — тоже норма. Не всегда общеобразовательный сценарий вам подходит. Если это так, идем другой дорогой.
Рекомендации
Школьникам. Если вы чувствуете, что можете сделать лучше, чем предлагают: организовать учебный процесс эффективнее, интереснее и полезнее для себя; если понимаете, что справитесь сами (а если нет — знаете, куда пойти), смело забирайте документы и учитесь сами. Главное — думать не о том, что бумажка когда-то пригодится, а о том, что так вы поможете себе сами.
Родителям. Если вы забрали ребенка из школы и видите, что он засиделся дома, отправляйте его на любые кружки и секции. Количество знаний, которые получит ребенок — не главное, это не страшно. Знания можно наработать: пройти курсы или прочитать книгу. Нужно развивать коммуникационную часть. Это поможет понять, что ребенку интересно в жизни. Дать ему попробовать все, но сделать так, чтобы он самостоятельно принимал решение: что нравится, а что — нет.
Чтобы не пропустить следующий выпуск подкаста, подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете.
Ссылки эпизода
- Вячеслав Дубынин о любопытстве
- Вячеслав Дубынин долго и интересно рассказывает о физиологии мозга
- Вячеслав Дубынин о базовых механизмах мозга
- Татьяна Черниговская о том, как научиться учиться — лекция, которую стоит посмотреть всем
- Татьяна Черниговская о связи языка и сознания
- Татьяна Черниговская о том, как музыка влияет на мозг
- Владимир Спиридонов про механизмы озарения или инсайты
- Владимир Спиридонов: «С возрастом мозг не становится хуже, он становится другим»
- Мария Фаликман: мышление как решение задач
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.