Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Все впереди: карьерные возможности у специалистов после 50

Фото:из личного архива
Фото: из личного архива
В России есть стереотип: пик карьеры приходится на 35-40 лет, потому что после 50 рынок труда уже мало что может предложить. Почему это не так и какие пути развития существуют сегодня, рассказывает Лариса Иноземцева

Об авторе: Лариса Иноземцева — эксперт по личной стратегии, кандидат биологических наук, экс топ-менеджер с 25-летним опытом работы в международном и российском бизнесе.

Свою стратегию смены карьеры в течение жизни я придумала лет 40 назад, еще в студенчестве. После университета и аспирантуры я собиралась стать директором большого научно-исследовательского института, а на пенсии быть психологом и рассказывать людям, как «правильно строить жизнь». Тогда о таких вещах, конечно, никто не думал: работать надо было на одном месте как можно дольше, желательно всю жизнь. Смена карьеры воспринималась обществом негативно. Я защитила кандидатскую диссертацию, работала в науке, потом ушла в бизнес и сделала карьеру. Получила два диплома в сфере психологии и коучинга и уже несколько лет консультирую.

У тех, кому сейчас 50+, самый частый запрос: «Что делать, когда меня уйдут с моей сегодняшней работы?» Обратите внимание на формулировку: мало кто планирует смену работы как этап жизненной стратегии, это трактуется как вынужденный шаг. Существующий запрос — хотя бы сохранить то, что есть, под натиском диджитализации и напора новых поколений.

Пару лет назад компания Hays провела опрос среди российских сотрудников и руководителей более 360 компаний из 25 отраслей. Больше половины респондентов (54%) подтвердили, что столкнулись с негласной возрастной дискриминацией и большинство (71%) припомнило похожие ситуации со знакомыми и коллегами.

В экспертном опросе Kelly Services за 2017 год приводятся данные о том, что потенциальный руководитель может отказывать кандидатам по возрастному признаку потому, что «не хочет брать в подчинение ровесников собственных родителей» (участвовали 2 056 респондентов старше 50 лет и 358 компаний).

Почти половина (49%) сотрудников, опрошенных в рамках глобального исследования Deloitte «Мировые тренды в области человеческого капитала — 2018» отмечают, что их компании не делают ничего, чтобы обеспечить возрастным сотрудникам карьерные возможности. В России, согласно исследованию Hays, лишь 27% компаний стараются предоставить равные возможности разным категориям сотрудников (diversity&inclusion). Большинство (65% компаний из опрошенных) даже не слышало о такой политике.

Между тем специалисты старше 50 адаптированы к современным условиям и полны сил, могут проявить личную инициативу, реализовать себя в разных сферах деятельности и продлить свою активную зрелость как минимум еще на 20-30 лет. Знает ли общество, как использовать их потенциал?

Подкаст-реалити РБК Тренды «Меня сократили»: дизайн своей карьеры Фото:РБК Тренды

Борьба со стереотипами

Проблема занятости людей 50+ состоит из нескольких важных аспектов:

  • экономический: трудоспособные профессионалы с большим опытом выключаются из сферы производства и управления;
  • социально-демографический: увеличение продолжительности жизни приводит к глобальному «старению» населения, и общество должно выработать стратегии взаимодействия с этим контингентом;
  • этический: возраст по-прежнему является стигмой, на основании которой часть людей дискриминируется.

К сожалению, многие люди 50+ сами унаследовали стереотипное восприятие возраста и себя в нем. Они не знают, что будут делать, когда перестанут быть интересными сегодняшнему работодателю. Не представляют, как планировать «жизнь после пенсии», не видят альтернатив и не умеют использовать возможности. Они сами живут мифами о возрасте и довольствуются тем, что предлагает им социум — неинтересную низкооплачиваемую работу или «дачную жизнь». Но на примере своих клиентов и знакомых я вижу и другие решения.

Первое, с чем стоит определиться человеку 50+ — хочет он вернуться в найм или нет. Это принципиальная развилка. Когда ты нанятый сотрудник, то независимо от должности и статуса, заботы по обеспечению зарплаты, социального пакета и прочие расходы несет работодатель. Если сам себе хозяин, то нет. Найм лучше подходит тем, кто не хочет или не может рисковать и не чувствует сил стартовать с новым делом.

Найти для себя новую нишу в компании

В найме для предпенсионера существует несколько понятных развилок.

1. Остаться в своей профессии при сохранении статуса.

То есть продолжить работу в своей компании или перейти в другую. Эта опция кажется самой желанной, но она же и таит в себе большую опасность. Сотрудника 50+ будут «поджимать» более молодые кандидаты, рано или поздно уйти придется, но уже вынужденно, сил будет меньше, а время для нового старта упущено. Правда, есть отличный вариант — стать ментором для более молодых сотрудников. Тогда будет востребован ваш опыт, а возраст пойдет в плюс. Если работодатель не озвучивает такую опцию, предложите сами.

Ментор: кто это, зачем нужен наставник и где его искать

2. Остаться в профессии при снижении статуса.

Можно в своей компании, можно перейти в другую. Это часто предлагаемый вариант, но будьте осторожны. Перемещение из кресла главного бухгалтера в просто специалиста — это не только минус ответственность, но еще и увольнение при ближайшем сокращении штата. Такой шаг рекомендую как «запасной аэродром» — тем, кто может параллельно начать новое дело, когда меньше ответственности и больше времени нужны для ваших целей. Ну и работодатель точно не будет рассматривать вас как стратегический кадровый резерв.

3. Совершить горизонтальный переход на управленческую позицию в новой сфере.

Эта опция доступна только управленцам высокой квалификации: по данным хедхантинговой компании «Контакт» (InterSearch Russia) за 2018 год, в России число сотрудников старше 50 лет на управленческих позициях старшего и высшего менеджмента не превышает 5%. Специалисты в сфере рекрутинга подтверждают, что 35% работодателей не рассматривают на управленческие позиции кандидатов 50+.

Поэтому если вы сделали карьеру в качестве эксперта, такой прямой переход осуществить не удастся. Но если вы легко обучаетесь, можно найти востребованные растущие сегменты, где вашу экспертизу можно применить по «гибридному типу». И тогда вы снова на коне, но уже как специалист с необходимыми навыками в данной области и подтвержденной экспертизой в другой.

4. Стать независимым директором.

Для этого нужна предыдущая подтвержденная управленческая карьера на директорских позициях. Обязателен опыт в нескольких отраслях или сферах деятельности, предпочтительнее — в международных компаниях, а в идеале — и в российском, и в международном бизнесе. Независимых директоров обычно приглашают большие или уверенно чувствующие себя бизнесы, поэтому знание иностранного языка, отличные коммуникативные способности и умение работать в международном окружении — это must.

Екатерина Матвеева – об иностранных языках и культурном интеллекте

Предпринимательство: silver age

Предположим, что найм вам надоел. Тогда следующая развилка — фриланс и предпринимательство.

  • Для эксперта обычный формат — консалтинг, индивидуальный или под чьим-то брендом. Моя знакомая, специалист по госрегулированию, занималась в нескольких компаниях получением всевозможных лицензий, акцизных марок, исполнением разнообразных постановлений и распоряжений госорганов. Сейчас организовала агентство и оказывает свои услуги как российскому, так и международному бизнесу. А директор по маркетингу вместе с командой бывших сослуживцев разработала уникальную методику и выступает в качестве субподрядчиков для большого коммуникационного агентства.
  • Если вы уникальный специалист с прикладными навыками и при этом не любите изматывающие загрузки — ищите проектную работу. Вписались в проект, выполнили работу, получили оплату — и отдыхайте. Знаю тренера, который работает в таком режиме около 7 лет. Он формирует загрузку на 5-6 месяцев, затем уезжает в южные страны на полгода. Айтишники безусловные чемпионы в этом формате.
  • Более привычный формат фриланса — репетиторство. Оно сейчас вполне организованно, есть сайты, на которых можно зарегистрироваться и работать официально.
  • Если есть хобби, можно монетизировать и его: важно грамотно упаковать и не стесняться продвигать себя на рынке услуг. Для этого возьмите несколько консультаций и узнайте, как стать востребованным. Если у вас необычное хобби, например, прыжки с высоты (base-jumping), то даже рекламировать себя не надо — вас сами найдут. Лично знакома с человеком, который первый раз прыгнул с высоты 10 метров в 60+, за два года совершил около 100 прыжков, завоевал чемпионские титулы и стал известен. Его приглашают на телевизионные съемки, ему оплачивают путешествия в разные страны и вручают международные награды.
  • А если вы не директор, не работали в большом бизнесе — что тогда? Задайте себе вопрос: какой ваш жизненный опыт востребован сейчас? Любите присматривать за малышами? Умеете быстро наводить чистоту в самом захламленном помещении? Предлагайте себя в этом качестве. Спрос на эти услуги есть всегда, важно эффектно упаковать свое предложение и конечно делать свое дело на «отлично».

Предпринимательство в чистом виде — это один из самых сложных выборов, хотя у большинства людей 50+ для начала своего бизнеса есть почти все. Недаром в Кремниевой долине доля стартапов, начатых людьми 45+ — самая высокая среди всех возрастов.

Разворот на 180 градусов

Есть еще опции, про которые предпенсионеры не знают или не рассматривают. Такие перемены — это разворот в неожиданном направлении, как в кино: смена окружения, рода деятельности, образа жизни, по своей воле или вынужденно. Это случается не так редко, как мы думаем — мои знакомые выходили замуж в другой стране, уезжали к детям за границу, чтобы «развеяться и пожить», а там осваивали новую профессию — становились специалистами по оздоровительной гимнастике и начинали практику, открывали онлайн-школу и обучали сограждан и т.д. Все это — благодаря интернету и глобализации.

Также можно основать благотворительный фонд и стать управляющим. Для этого надо уметь заниматься фандрайзингом — искать средства и спонсоров, презентовать идеи инвесторам. Если не надо думать о пропитании и хочется приносить конкретную пользу прямо сейчас, можно пойти в благотворительные проекты либо управленцем, либо волонтером.

«Дайте денег!» или десять вопросов про пожертвования и фандрайзинг Фото:Jens Schlueter / Getty Images

Все перечисленные варианты занятости хороши. Они различаются уровнем монетизации и требованиями к самому кандидату. Остается другой вопрос: готов ли социум посмотреть на людей 50+ с этой точки зрения? А они сами на себя?

Что делать, если вам 50+ и нужно определиться с работой / своим делом

  1. Оцените каждый из описанных в материале вариантов по трем параметрам: «умею» — «хочу» — «могу». Будьте честны перед собой и не ставьте плюсы, если вам не нравится.
  2. Отберите те варианты, где поставили три плюса. Если таких нет — выберите те, в которых плюсы стоят в колонках «умею» и «хочу». Обычно остается не больше 2-3 вариантов.
  3. Найдите в кругу знакомых и друзей тех, кто уже работает в сфере, и поговорите с ними. Спрашивайте, сколько времени понадобилось, чтобы выйти на текущий уровень дохода, сколько часов в день они посвящают своей работе и как осваивали дело (у кого и где учились).
  4. Найдите в соцсетях специализированные форумы, чаты по данной теме или личные аккаунты тех, кто уже признан мастером. Пообщайтесь там. Задача — услышать от реальных людей трудности и «подводные камни», о которых не подозревают люди вне профессии.
  5. Составьте список навыков, которые необходимы для профессии / дела и отметьте те, которые уже есть. Оцените свой уровень хотя бы приблизительно.
  6. Найдите центры карьерного консультирования. Если такого центра в вашем городе нет, можно воспользоваться онлайн-услугами. Можно обратиться и к частному консультанту с подтвержденной квалификацией. Это самый быстрый и профессиональный способ понять, насколько вам подходит выбранное дело.
  7. После встречи вы сможете составить личный план действий на ближайшие 1-3 месяца. Он должен быть понятным и конкретным. Если с написанием плана есть трудности, идите к коучу или консультанту именно с таким запросом — сэкономите время и получите качественный план.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: