Покажи свои чувства: нужен ли «технарям» эмоциональный интеллект

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
Мнение о том, что «физикам» не обязательно уметь общаться с людьми, бытует давно. Почему это миф, а само деление на «физиков» и «лириков» некорректно, рассуждает Виктория Шиманская

Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, основатель образовательной платформы Skillfolio, автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.

«Я технарь и имею дело с машинами, а не людьми. Зачем мне ваш эмоциональный интеллект?», может спросить кто-то.

Представители актуальных технических и инженерных специальностей находятся в группе риска по профессиональному выгоранию. А те, кто причисляют себя к «гуманитариям», оказываются в другой ловушке: они не могут допустить мысли, что и в их сфере возможен большой успех.

И уж конечно, чтобы получать удовольствие от любимой работы, эмоциональный интеллект нужен и тем, и другим.

Пару лет назад проект Skillfolio (онлайн-платформа по развитию эмоционального интеллекта) совместно с Московским центром качества образования проводил исследование среди московских старшеклассников. Мы опросили две тысячи подростков, изучали степень их уверенности в будущем дне. Внимание привлекла интересная деталь: ребята, выбравшие технические и инженерные специальности, показали очень высокий уровень уверенности в своем будущем успехе. Будущие филологи, педагоги, психологи и другие представители гуманитарного направления оказались гораздо менее уверены в себе, зачастую даже растеряны.

Фото:РБК Тренды
Экономика образования 150 профессий будущего

Мы с коллегами решили «копнуть глубже» и провели ряд интервью с испытуемыми и их родителями. И вот какие социальные установки мы увидели:

  • «Будущее за высокими технологиями. Если я стану программистом — точно без куска хлеба не останусь, это самый тренд».
  • «Государству нужны инженеры. С карьерой проблемы вряд ли возникнут».
  • «Хотелось бы, конечно, выбрать более престижный профиль. Но что делать, если по природе я совсем не технарь? В крайнем случае в детский садик пойду работать».
  • «Я не уверен, что буду работать по специальности, политологом. Но это хотя бы приличное образование, пусть будет».
  • «Технические специальности тем и хороши, что ты просто делаешь свою работу, и все. Ты меньше завязан на свое настроение, на настроение сотрудников. Меньше имеешь дело с людьми — значит, ты свободен от всяких неожиданных реакций».

Мы все, и технари, и гуманитарии, рискуем попасть в ловушку: недавно возрожденная мода на технические специальности заставляет одних из нас уже на этапе выбора профессии считать себя обреченными неудачниками, других — будущими хозяевами жизни, которым не нужно развивать «мягкие» скиллы: жестких умений достаточно, чтобы быть на коне.

Мой опыт психолога и тренера говорит, что в действительности все не так просто: представители технических специальностей даже в успешных IT-компаниях в не меньшей степени подвержены профессиональному выгоранию, испытывают серьезные эмоциональные перегрузки в связи с резкими изменениями во внешней среде, страдают от повышенной тревожности, а в некоторых случаях в принципе не получают удовольствия от выбранной когда-то профессии — престижной, востребованной, основанной на «жестких» умениях.

Фото:Nielsen Ramon / Unsplash
Экономика образования Экологичная корпоративная среда как рецепт от выгорания

Попробуем вместе отследить, как мы оказываемся в «ловушке», откуда берется обман наших ожиданий и как помочь себе ориентироваться во всем многообразии актуальных профессий.

Ловушка № 1: рассматривать выбор технической специальности как счастливый билет в будущее.

Да, в последнее время они в тренде. Российский, да и мировой рынок труда показывает нехватку грамотных универсальных программистов, инженеров, изобретателей, технологов. Но:

  • судьба любой «модной» специальности — это перенасыщение рынка, высокая конкуренция и необходимость сражаться за достойное место работы.
  • мир меняется так стремительно, что нет никакого смысла угадывать, какие профессии будут в тренде через пять лет. Возможно, многих из них вообще пока не существует.
  • и, наконец, работодатели ценят не только и не столько уровень квалификации, сколько те самые «мягкие навыки»: умение работать в команде, развиваться, адекватно воспринимать критику, чутко реагировать на эмоциональное состояние коллег, видеть за конкретными действиями систему, мыслить стратегически и в критических ситуациях проявлять гибкость.

Ловушка № 2: уделять меньше внимания развитию эмоционального интеллекта, так как это якобы «удел гуманитариев, управленцев, представителей помогающих профессий» и т.д.

Посудите сами: будет ли успешен талантливый, профессиональный, но угрюмый и суровый программист, к которому сложно обратиться с новой технической задачей? Если гениальный инженер не может найти нужное время и тон, чтобы презентовать свое блестящее изобретение — легко ли ему будет добиться успеха?

В том-то и хитрость эмоционального интеллекта: он универсален и необходим каждому. Чем бы мы ни занимались, в каком бы направлении ни развивались — нам нужны навыки комфортного вхождения в социум, принятие его правил, понимание и управление чувствами, умение использовать эмоции как уникальный, эксклюзивный ресурс.

Ловушка № 3: по старинке выбирать путь «гуманитария» или «технаря».

Разделение на «физиков» и «лириков» всегда было до определенной степени условным, а сегодня оно вообще приобретает совершенно новый смысл. И точно нельзя сегодня считать выбор направления точкой невозврата. Это же так скучно: решить раз и навсегда, что ты гуманитарий, и всю жизнь искать себе призвание только в гуманитарной сфере. Или услышать от учителя математики, что ты пожизненный технарь, и принять это как свою судьбу. Давайте шире смотреть на идею будущего успеха: при хорошем уровне эмоционального интеллекта мы можем в любой момент расширить сферу деятельности в любом направлении. Врач может стать редактором тематического журнала, архитектор — стилистом, учитель литературы — коучем или антикризисным менеджером. Да, конечно, у каждого из нас есть свой уникальный набор талантов, и в каких-то направлениях нам будет легче добиться успеха. Но это не значит, что все остальные двери для нас закрыты: мягкие, универсальные надпредметные умения позволят нам развиться в любом направлении.

Экономика образования Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид

Этот тренд уже хорошо заметен в деятельности крупных международных компаний: они не боятся расширять зоны влияния, осваивать новые, не свойственные им сферы деятельности.

IT-компании не боятся открывать образовательные проекты и ведут новостные порталы, крупные промышленники «прорастают» в науку и искусство, машиностроение сливается со сферами услуг и социальной поддержки. Даже медицинский менеджмент находит точки соприкосновения с градостроительством и транспортной сферой (это особенно заметно, например, в московской программе строительства новых многофункциональных больниц).

В каждой такой точке соприкосновения полярных сфер деятельности — целый океан возможностей для каждого специалиста. И не всегда нужно переходить из «гуманитариев» в «технари» или наоборот — можно совмещать, соединять, перепридумывать себя, добавляя необходимые компетенции и становясь совершенно уникальным специалистом.

Три ключевые практики для развития эмоционального интеллекта

Эти практики хороши тем, что ими можно заниматься без привлечения специалистов (психологов, коучей, hr-консультантов), а также тем, что они позволяют смотреть на мир иначе.

  • Выбор будущего

Как можно подробнее представьте себе свое будущее через 10-12 лет. Как вы будете одеваться, куда ездить, в каком доме жить, какую иметь семью, как, где и по какому графику работать, чем заниматься каждый день. К этой точке в будущем вас могут привести самые разные пути: разные вузы, разные специальности, знакомства, разные профессиональные траектории. Нарисуйте себе минимум пять таких путей, которые приведут вас к заветной цели: шаг за шагом, от одной ступени к другой. Вам необязательно прямо сейчас выбрать какой-то один путь: достаточно понимать, что мир вокруг может быть гибким, и на каждом шагу вы можете принять разные решения. Ни одно из них не может считаться фатальным — а значит, можно смело и уверенно прокладывать свою жизненную траекторию.

Фото:Jonathan Borba / Unsplash
Экономика образования Как выбрать профессию, когда ее сменить и почему это важно

  • Копилка достижений

Мы сами для себя являемся неиссякаемым источником эмоций. Каждое наше достижение, каждое важное свершение, каждый сделанный ход — это повод для радости, гордости, возбуждения и других ресурсных эмоций. Ведите дневник таких свершений: записывайте, фотографируйте, визуализируйте любым доступным способом минуты вашего успеха, даже если для других он был незаметен или неочевиден. Следите за тем, чтобы в сложный момент копилка достижений оказалась у вас перед глазами и придала вам сил для новых свершений.

  • Мои ресурсы

Независимо от того, что вам лучше удается, программирование или переговоры с людьми, решение сложных задач или наставничество, ваш главный ресурс — это ваш характер. Потратьте немного времени, чтобы проанализировать особенности вашей личности и сделать шаг в сторону превращения сложных черт характера в полезные, «ломовые» преимущества.

Разделите лист бумаги на четыре части. Левый верхний квадрат отдаем вашим положительным качествам: впишите сюда пять ваших качеств, которые вы считаете однозначно положительными и полезными. Правый нижний квадрат — отрицательные качества: те, которые вам в себе не нравятся, которые вы считаете негативными, вредными, мешающими.

Дальше самое интересное: передвигаемся к левому нижнему квадрату и выполняем упражнение. Представьте, что вы кого-то очень сильно бесите, кому-то отчаянно мешаете. Переформулируйте ваши положительные качества так, как говорил бы о вас этот ненавистник. В правом верхнем квадрате будет «жить» ваш самый главный почитатель, который в восторге от всего, что вы делаете. Переписываете ваши отрицательные качества так, как их бы озвучил ваш фанат. Теперь прикройте ладонью квадраты 2 и 3. Посмотрите на квадраты 1 и 4: видите, какой замечательный человек получился? Теперь передвиньте ладонь и посмотрите на 2 и 3. Ужасный персонаж! А самое интересное, что на самом деле вы описали одни и те же качества — как свой собственный друг и свой же враг. Почему бы не стать себе другом? Почему бы не «переписать» все, что вы в себе не любите, с позиции благожелателя?

Ловушка № 4 (и самая главная): связывать жизненный успех и хорошее эмоциональное состояние со специальностью, а не с тем, как она подходит именно вам.

Сама по себе профессия ученого, ведущего дизайнера, директора корпорации никого не может сделать счастливым. Она может только подойти человеку настолько, что он испытает огромное счастье. А другому она, как костюм, окажется мала, велика, узка в плечах, не того цвета и фасона.

Нет смысла заставлять себя заниматься модной, но нелюбимой профессией. Не заставляйте себя обучаться на бухгалтера, 3D-дизайнера или менеджера IT-продуктов, если это не отзывается в вас эмоционально. Даже природный «технарь», вынужденный заниматься систематическим самонасилием, рано или поздно почувствует, что выбранная профессия вызывает у него отвращение и апатию: ведь и у «физиков», и у «лириков» есть чувства, и к ним, нашим чувствам, эмоциям и ощущениям, всегда нужно относиться бережно и внимательно.

Экономика образования Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 29.09.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть