Глава Coursera Джефф Маджионкальда: «Учиться придется всю жизнь»

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
Генеральный директор Coursera Джефф Маджионкальда — о том, что мотивирует людей завершать онлайн-обучение, как курсы отражают глобальные процессы и останутся ли через десять лет кампусы и офисы

Какие курсы проходят до конца и почему

Как правило, статистика завершения курсов связана с уровнем мотивации слушателя и его возможностью пройти обучение до конца. Обычно занятия не заканчивают не из-за уровня компетенций: возможно, пользователь изначально не собирался проходить обучение до конца или просто хотел посмотреть, что оно из себя представляет.

Мы анализируем, как пользователь пришел на тот или иной модуль, и очень часто оказывается, что занятия по личностному развитию находят через социальные сети. То есть люди делятся ими и говорят: «Смотрите, какой классный курс на Coursera о том, как устроено благополучие или позитивная психология».

И люди решают бесплатно попробовать, что это такое. У нас много таких заявок на подобные курсы, в отличие от уроков по анализу данных и технологиям, где статистика завершения намного выше. Для многих слушателей такой контент не сильно отличается от видео на YouTube, поэтому и статистика завершения ниже.

Есть также интересный кейс, связанный с курсом Университета Джона Хопкинса «Отслеживание контактов в условиях COVID-19». Он короче, чем большинство курсов (пять часов вместо обычных десяти), и обучает специалистов поиску таких контактов. Для него также не требуется медицинское образование, так что он доступен с точки зрения компетенций. Многие страны используют его в качестве сертифицированной программы для обучения специалистов по отслеживанию контактов заболевших. Многие люди слушают этот курс, поскольку его прохождение является обязательным условием получения работы.


Statistic: Most popular platforms for online courses in Russia in 2019 | Statista
Самые популярные онлайн-курсы в России в 2019 году


Поэтому мы видим, что статистика завершения у тех, кто записался индивидуально, колеблется от 30 до 40%, но если курс используется ведомствами по здравоохранению в качестве программы подготовки, показатель вырастает до 90% — то есть обучение завершает почти каждый начавший обучение.

Экономика образования Как выбрать онлайн-курс и действительно его закончить

Статистика окончания также выше у платных курсов, например, по анализу данных, или у онлайн-магистратуры ВШЭ, где слушатели получают степень только в случае прохождения всего курса. Тогда мы видим 90% завершений.

Мы видим, что в случае, когда пользователь обучается, чтобы развивать карьеру, показатели завершения варьируются от 30% до 60% в зависимости от содержания занятий. При этом аналогичная статистика курсов по личностному развитию в три или четыре раза ниже, и это происходит именно из-за того, что слушатели воспринимают их как развлекательный тип информации.

Курсы как реакция на происходящее в мире

В период пандемии COVID-19 мы собрали в единую подборку несколько уроков по психическому здоровью, менеджменту тревожности, позитивной психологии и изучению благополучия, и бесплатно предоставили доступ к ней всем клиентам Coursera for Business. Многие компании спрашивали нас, как можно поддержать сотрудников в это время, ведь им приходится управлять командой через ZOOM, работать из дома с детьми. Поэтому они по достоинству оценили наше решение.

Фото:из личного архива
Экономика образования Как обстановка в мире формирует запрос на знания

Но обучение является также источником человеческого прогресса и силой, способствующей сочувствию и пониманию. Вот почему на протяжении всего этого периода мы сочли не менее важным расширить выбор курсов по темам, связанным с разнообразием, инклюзией и половой принадлежностью. Трудно найти качественную и достоверную информацию по этим темам, а в университетах есть отличные исследования и академические лекции. Эти курсы в последнее время также стали очень популярными на платформе.

Часть нашей работы заключается в обучении людей навыкам, которые пригодятся им в работе. Но мы также хотим просто делиться качественными знаниями от университетов и компаний с остальным миром. Самые ценные знания не всегда относятся к анализу данных — зачастую это знания об обществе и о том, какие факторы и тренды влияют на каждого человека.

Еще один яркий пример — это магистратура по здравоохранению от Имперского колледжа Лондона, который занимает четвертое место в мировом рейтинге бизнес-школ. Их департамент здравоохранения считается одним из лучших в мире. И на Coursera любой желающий может онлайн получить их степень. В середине февраля они также выпустили курс «COVID-19: научный разговор», это была очень оперативная работа. На момент запуска он еще не был завершен, они провели ряд интервью с ведущими специалистами по здравоохранению, рассказали, что такое пандемия, и как власти с ней справляются. В курсе были видео Нила Фергюсона — это один из известнейших эпидемиологов, построивший симуляционные модели, на которые опиралось правительство Бориса Джонсона в самом начале пандемии. На этот курс в первые же месяцы записались около 200 тыс. человек.

Фото:РБК Тренды
Индустрия 4.0 Большие данные против коронавируса: 24 модели окончания пандемии

Будущее онлайн-обучения

Сейчас мир меняется намного быстрее, чем десять и тем более 20 лет назад, и это значит, что постоянно будут появляться новые навыки — скорее всего, цифровые, связанные с большими данными, облачным программированием и искусственным интеллектом.

И чтобы оставаться конкурентными на рынке труда, людям придется обучаться этим новым компетенциям.

Всем хочется продолжать работать, развиваться — это значит, что учиться придется всю жизнь.

COVID-19 существенно ускорил адаптацию к онлайн-образованию: раньше люди не знали, что можно дистанционно проходить курсы и получать степень, выполнять практические задания и даже создавать нейросеть. Люди не знали, что можно проводить конференц- и видеозвонки по Zoom и работать удаленно. Да, это немного сложнее, и вряд ли все перейдут на такой формат, а офисы и кампусы исчезнут. Но в мире, где нужно учиться постоянно, нельзя будет на время уйти с работы, перевезти семью и жить на кампусе — это будет нецелесообразно с точки зрения затрат.

Также у университетов нет места, чтобы разместить всех желающих учиться, нет и стольких преподавателей. Поэтому онлайн-обучение, доступное каждому всегда и везде, станет альтернативой обучению на кампусе. Офлайн-формат сохранится, но, в основном, для молодежи.

Фото:Andrea Piacquadio / Pexels, sebra / Shutterstock
Экономика образования Между парами: как наладить процесс социализации при онлайн-обучении

Работа тоже переходит в онлайн, поэтому появится связка «онлайн-обучение — онлайн-работа», и это замечательно. Обучение может открыть новые перспективы, но что, если там, где живет человек, нет хорошей работы, и ему приходится куда-то ехать, чтобы найти ее? Переход на новые форматы означает, что теперь можно работать и без переезда. И в том, что учеба и поиск нового места стали доступнее для многих, есть заслуга пандемии. Благодаря ей мы как общество осознали силу онлайн-обучения и удаленной работы.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 24.08.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть