Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

«ЕГЭ нужно отменить»: как выйти из затяжного кризиса образования

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Современный институт образования должен справиться с рядом серьезных проблем. Но возможно ли это, если и контроль, и материалы и инструменты принадлежат самому консервативному игроку — государству?

Об экспертах:

  • Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор EdTech-акселератора Ed2;
  • Евгений Кузнецов, генеральный директор «Орбита Капитал Партнерз».

Рынок частного альтернативного обучения, во многом сконцентрированный в онлайн-сегменте, занимает 10-30% всей отрасли образования в зависимости от возрастного или предметного направления. Остальное принадлежит государству. Оно — не просто монополист, но и заказчик, и исполнитель и контролер основных образовательных услуг в стране. Можно ли выстраивать новую парадигму образования, если вся территория «стройки» принадлежит самому консервативному игроку? Особенно когда ландшафт вокруг и требования к нему уже радикально изменились.

Эти проблемы не исчезнут сами по себе, если их и дальше игнорировать — их накопилось немало.

1. Кризис индустриального общества и индустриального образования

Наше образование против всех мировых трендов пытается воссоздавать индустриальное общество в эпоху информационного — иными словами, бодро идет в прошлое.

2. Наша школа пытается воспитать очень аморфного лояльного гражданина — не бизнесмена или героя

Гособразование формирует цели и приоритеты людей на всю жизнь. Функцию социального программирования выполняет школа, но выполняет ее плохо — она закладывает слишком слабые истории.

И здесь виновата не сама школа: у государства в принципе нет заказа на идеального гражданина, не сформировано само представление об идеальном гражданине, потому что оно само не знает, как должен выглядеть такой гражданин.

Даже перечень профессий, которым обучают в вузах, не совпадает с требованиями экономики. Единственное мерило успешности — это деньги, способ их получения — любой. И при этом основная задача базового образования (школы) — воспитание и просвещение: формирование идеального набора ценностей и убеждений, который делает человека позитивным и продуктивным гражданином. Этого сейчас нет в школе, в литературе, в образовании. И редко кто из родителей может восполнить этот пробел. Как представляется, основная задача госшколы — это воспитание и просвещение, формирование позитивных подходов, формирование умения учиться и адекватной картины мира.

100 профессий будущего

3. Наполнение человека знаниями превращается во вторичную задачу

Знания, которые сейчас даются в школе/вузе, — формальные, и экономике зачастую не нужны. Те, которые нужны, получаются без школы. И количество знаний, нужных современному человеку, растет.

Но это те знания, которые быстро добываются и осваиваются самостоятельно, если на более ранних этапах научиться учиться, получить хорошие фундаменты навыков любознательности и самообразования.

А сейчас школа выпускает детей, которые наотрез не хотят учиться, из-под палки сдают ЕГЭ, лишь бы поступить в вуз, не понимая зачастую, кем смогут работать и в чем реализоваться.

4. Подход к образованию устаревший и очень однобокий: физика, математика…

Мало или совсем нет психологии, нейронаук, современных наук об обществе. Современному человеку нужно уметь разбираться в психологии, коммуникациях, в финансовой грамотности, в том, как работает его собственный мозг. Это нужно практически каждый день, но этому у не учат вообще. В итоге получается, что детям дают знания, которые им не нужны — в ответ они не учатся.

Большая перемена: какое будущее ждет школьное образование

Каким может быть, если может, выход из ситуации — вернее, радикальная ее трансформация? Медленные последовательные изменения пока ни к чему не привели и даже показали увеличивающийся разрыв между образованием и жизнью.

Давайте перемотаем вперед.

На практике доказано: каким бы ни было интересным, ярким и логичным предложение об альтернативной форме образования, пока в конце школьного обучения стоит ЕГЭ, все будет упираться именно в возможность его сдать и «натаскивание» на это.

Во всех государственных и частных школах, в формате семейного образования один вопрос: «А сдаст ли мой ребенок ЕГЭ?». Получается, что результатом 11 лет обучения являются не знания, не самореализация, достижения, профессия или прогресс, а тест, проверка на усидчивость и заучивание. 11 лет учиться ради теста! Вроде полный абсурд. Но именно он — единственный шанс поступить в вуз, который вроде должен выводить в карьеру и успешную самореализацию. А вот это уже если и не настоящая цель, то очень близко к ней.

Конечно, мы все понимаем, что ЕГЭ — не главное, но по регламентам — главное. И в итоге именно ради него ребенок 11 лет «просиживает штаны». Оставим сейчас в стороне еще и тот факт, что 48% детей пользуется услугами репетиторов для подготовки к ЕГЭ. То есть школа, поставив единственным требованием к результату обучения федеральный тест, за 11 лет процесса еще и не справляется с подготовкой ученика к этому тесту!

Даниил Дрябин: «Для подготовки к ЕГЭ мне хватило месяца» Фото: Владислав Шатило / РБК

Получается замкнутая система: ЕГЭ — единственный шанс поступить в вуз, диплом — единственный шанс получить работу. Да, развитие ситуации с трудоустройством показывает, что это уже смещается в сторону подтверждения опыта и навыков, вот только ЕГЭ пока незыблемо.

Отсюда вывод: радикальное, но необходимое решение — прекратить для многих специальностей требовать дипломы при приеме на работу на официальном уровне, заменить их на профессиональную сертификацию. Программисту не нужен диплом, ему нужен набор знаний — подтвержденных, реальных, верифицированных — и опыт реализации проектов. И хирургу для лечения больных мало формального диплома, нужны специальные знания и опыт, полученные за долгие годы учебы в медицинском вузе и практического обучения.

Какие профессии могут исчезнуть в ближайшем будущем? Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Еще один вывод: ЕГЭ нужно отменить. Прекратить оценивать 11 лет жизни и получения знаний методом двухчасового теста в стрессовой обстановке. И создать вместо него систему сертификатов, подтверждающих навыки, соответствующие требованиям работодателя, с подтвержденными результатами работ или проектов. Наиболее правильным выглядит система негосударственных аккредитованных сертификационных центров, которые оценивают специалистов по уровню предметных знаний и soft skills, создают цифровое резюме, куда заносится опыт, стаж, реализованные проекты, результаты работы, референсы и пр.

В этих же центрах надо создать систему профессиональной и карьерной ориентации и тестирования — не по одному отраслевому или предметному направлению, а по нескольким, в системе взаимосвязи. Например, набрал 90 баллов из 100 в hard skills или ИТ-требованиях — ищи себя, скажем, в программировании, набрал более скромные 60 баллов, но показал лидерские качества — попробуй себя в роли проджект-менеджера. У тебя высокие soft skills — прямой путь в профессии, связанные с коммуникациями. По совокупности прочих параметров рассчитывай на рекомендации в трудоустройстве и в дополнительных треках образования. То есть это не линейная шкала, а набор оценок по разным критериям и областям. Раз в отчетный период можно сдать новые тесты, доказав приобретение дополнительного опыта, знаний и профессионализма.

Гид по soft skills: как развивать ключевые навыки будущего

Если говорить о школьном образовании, то тут тем более прогресс и достижения в течение 11 лет важнее финального теста, который, повторюсь, длится два часа в стрессовых условиях. Современные технические средства мониторинга и учета позволяют фиксировать в динамике развитие каждого ребенка, его интересы, свойства личности, специфику и поведение. Это касается не только оценок и формальных показателей успеваемости, здесь обязательно нужно легализовать и учитывать кружково-дополнительное образование, soft skills и внешкольные достижения, которые идут в зачет наравне с базовым образованием. Это должна быть комплексная система оценки личности, через которую можно фиксировать результаты и давать рекомендации касательно дальнейшего образовательного и карьерного трека.

Таким образом, одним только изменением способов оценки можно поменять большую часть образовательной парадигмы.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: