Дорисуй воображением: как заинтересовать ребенка чтением

Фото: Maël BALLAND / Pexels
Фото: Maël BALLAND / Pexels
Все больше детей и подростков можно увидеть со смартфоном, а не с книгой в руках. Почему поколения «альфа» и младшие «зеты» перестают читать и как технологии AR помогут полюбить этот процесс — в материале РБК Тренды

Об авторе: Лиана Ханова, создатель оживающих AR-книг, компания Magic Story.

Почему дети перестают читать, а «старые» книги не работают

Современные дети перестают читать для удовольствия и вообще любить этот процесс: согласно разным исследованиям, процент детей в возрасте 8-9 лет, которые активно читают книги для развлечения пять-семь раз в неделю, падает с 57% (в 8 лет) до 35% (в 9 лет). А доля детей, которые говорят, что любят читать, снижается с 40% до 28%.

Хотя сегодня у большинства молодых людей есть доступ ко всему многообразию литературных произведений, им это неинтересно, и не самую последнюю роль в этом играют смартфоны, которые занимают основное внимание и время современного ребенка.

Фото:Patricia Prudente / Unsplash
Экономика инноваций Детские гаджеты: паранойя или норма жизни

Множество исследований показывают, что активное чтение в раннем возрасте критически важно для успеваемости и психического здоровья ребенка, а в масштабе даже может влиять на экономические показатели страны.

Кроме того, наступает эра непрерывного обучения (lifelong learning), в которой подросткам придется быстро адаптироваться под меняющиеся условия. Им нужно будет улучшать скорость обработки новой информации, а также развивать широкий кругозор и воображение, чтобы придумывать новые нестандартные решения.

Современные дети сильно отличаются от нас: они не видели жизни без гаджетов и интернета, поэтому старые истории и подходы на них не работают по множеству причин:

  1. Чтение как способ времяпровождения вытеснено смартфонами, потому что обычные книги по сравнению с ними скучные.

  2. Дети потребляют много развлекательного контента и привыкли к динамичной подаче, а большинство книг статичны и наполнены скудными иллюстрациями. Классика при этом становится все дальше и оторваннее от жизни детей поколений «альфа» и младших Z, в ней используется сложный, непонятный им язык.

  3. Книга больше не авторитет. Их воспринимают как отсталого взрослого: «это прошедший век», «это не модно».

  4. Чтение начинает вызывать отвращение, когда из развлечения переходит в обязательство. 47% детей аргументируют нелюбовь к книгам огромными списками литературы в школах, из-за которых читать ради удовольствия уже нет желания.

  5. Учеба и чтение воспринимаются как что-то сложное и требующее усилий, а напрягаться почти всегда не хочется.

  6. Нет времени. Чтение требует «замедления бега» и выхода из потока быстрого темпа жизни.

Какими должны быть книги и образование современных детей:

  • интерактивным, с элементами edutainment решений;

  • гибкими и адаптированными под детей нового поколения;

  • приятными, «нативными» для ребенка;

  • персонализированными с учетом интересов, характера и других особенностей ребенка;

  • современными и технологичными. Интересным примером является американский блогер Майк Вилсон, который ведет канал на Youtube Mike Like Science, где читает рэп про математику и программирование.

В чем преимущества технологий геймификации чтения

Помочь привить любовь к чтению и повысить интерес к обучению могут интерактивные технологии. Например, книги, которые оживают в дополненной реальности (AR).

Фото:Kelly Sikkema / Unsplash
Экономика образования Геймификация в образовании: когда обычный курс становится квестом

С приложением на смартфоне такие книги оживают, герои начинают взаимодействовать с читателем. Создается интерактивная иммерсивная среда, с помощью которой ребенок погружается в истории, самостоятельно проживает их и играючи, незаметно для себя, обучается.

AR помогает визуализировать и развивать воображение. Она будет хорошим помощником в изучении таких школьных предметов как геометрия, химия, физика. Доказано, что AR повышает понимание учениками академического материала.

По умолчанию, ни у кого нет потребности читать. Чтобы на ранних этапах увлечь этим процессом, необходимо создать ситуацию потребности, показать выгоду, связать с удовольствием. Кроме того, современные дети и подростки мыслят «клипами» и воспринимают действительность через быструю смену изображений и видео-фрагментов, коротких новостей и фактов. Все эти задачи может решить AR-книга, и в дальнейшем все больше издательств начнут адаптироваться и выпускать подобные решения.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 10.07.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть