Как «Учи.ру» зарабатывает на школьных задачках

Как «Учи.ру» зарабатывает на школьных задачках
Как российская онлайн-платформа «Учи.ру» зарабатывает на простых задачках для школьников из стран БРИКС

«Мы с вами сидим в офисе, который когда-то был заводом: люди приходили и смену работали, — говорит Иван Коломоец, обводя взглядом стены офиса «Учи.ру», расположенного на Трехгорной мануфактуре. — Стены остались те же, но сегодня все здесь устроено по-другому: сотрудники приходят, когда хотят, задачи выполняют не по расписанию. Это хорошая аналогия с тем, что происходит в образовании. В основном оно пока напоминает тот самый завод. Но скоро классно-урочная система уступит место более гибкой, свободной и индивидуализированной форме, где все будет строиться на самостоятельной добыче знаний». «Учи.ру», которую Коломоец запустил вместе с бывшим однокурсником Евгением Милютиным в 2012 году, — одна из крупнейших в стране онлайн-образовательных платформ, с помощью которой более 3 млн российских детей изучают школьные предметы.

Экономика образования 35 крупнейших EdTech-компаний России: рейтинг РБК

Первые репетиции будущего проекта «Учи.ру»

Свой первый образовательный бизнес-проект — доску объявлений по подбору репетиторов — основатели «Учи.ру» создали еще на 2-м курсе МФТИ. «В 2003 году, на заре Рунета, мы были первыми, кто сделал такой сайт в России», — утверждает Коломоец. Трафик был небольшой — 2–3 заявки в день, но бизнес приносил стабильный доход. Через полтора года на молодых бизнесменов вышел разработчик компьютерных игр «Акелла», предложивший выпустить серии дисков «Репетитор по …» и «Подготовка к ЕГЭ». Всего партнеры выпустили 33 диска, сумев охватить всю школьную программу.

Сотрудничество естественным образом завершилось в 2008 году, когда из-за распространения широкополосного интернета рынок дисков пришел в упадок. Доска по подбору репетиторов тоже закрылась — создатели, успевшие понять, что им интереснее создавать контент, а не заниматься посредническими услугами, его не развивали. В 2011 году Милютин и Коломоец сформулировали раннюю концепцию проекта «Учи.ру». Его основой должны были стать интерактивные задачи, подаваемые в форме простой анимации: например, ребенок мог складывать дроби в примере, видя перед собой стаканы с налитой в них жидкостью. В запуск вложили личные сбережения — несколько десятков тысяч долларов. Работать начинали из небольшого подвала в Харькове — в этом городе у Коломойца жили друзья-программисты. Через полгода протестировали первую версию продукта на школьниках и обнаружили, что обучающая механика не работает. «Она позволяла ребенку взять подсказку, если он не справлялся сам. Но выяснилось, что дети не любят брать подсказки! А даже если берут, объяснение в виде текста все равно не помогает им решить задачу».

Концепцию пришлось полностью переделать. Задачу стали разбивать на мелкие составляющие. Если ребенок ошибался, система задавала ему наводящие вопросы, а когда он справлялся с заданием, давала аналогичный пример, чтобы проверить, как он усвоил знания. Уровень сложности заданий постепенно повышался. Подход сработал — дети разбирались с заданиями успешнее и быстрее.

Фото:You X Ventures / Unsplash
Экономика образования Учитель 2.0: семь правил прогрессивного преподавателя

В январе 2012 года проект «Учи.ру» сумел привлечь первые инвестиции — несколько сотен тысяч долларов. От предложений венчурных фондов создатели отказывались, поскольку они не дают той степени свободы, которой им хотелось. Инвесторами проекта стали частные предприниматели Алексей Сонк, Юрий Вировец, Андрей Суздальцев, Владимир Зубрилин.

Перебравшись обратно в Москву, Коломоец и Милютин два года дорабатывали и тестировали продукт. В 2014 году платформа запустилась с курсом математики для начальных классов в ее нынешней концепции. В том же году сервис вышел в США под брендом Happy Numbers.

Школам проект «Учи.ру» бесплатно предоставляет неограниченный доступ к платформе. Для учеников в неурочное время (после 16:00) доступно всего 20 бесплатных заданий. Чтобы ребенок мог заниматься без ограничений, родители могут оформить подписку на месяц, полгода и на год. Базовая стоимость годовой подписки на один предмет — 1490 рублей.

«Учи.ру» в цифрах

  • Выручка за 2018 год* — 500 млн руб.
  • Прибыль за 2018 год* — 20 млн руб.
  • Число учеников в России — 3,1 млн
  • Количество подключенных школ — 28 тыс.
  • Интерактивных заданий — более 30 тыс.

*По оценкам РБК

По объему выручки «Учи.ру» занимает 7-е место в составленном РБК рейтинге крупнейших EdTech-компаний России.

Задача «Учи.ру»: уйти от «нарисованных» отметок

К 2015 году на платформе занимались уже 500 тыс. детей. В том же году «Учи.ру» запустила второй продукт — онлайн-олимпиады, которые добавили в изучение предметов элемент соревновательности. В олимпиаде «Русский с Пушкиным», например, приняли участие 750 тыс. детей из всех регионов России. Среди олимпиад есть даже состязание для младших школьников по основам предпринимательства. На платформе стали появляться новые предметы: русский язык, английский для начальных классов, математика для средней и старшей школы.

Создатели «Учи.ру» считают, что основная ценность их продукта в том, что он помогает школе объективно оценить знания каждого конкретного ученика и построить ему индивидуальный трек в обучении. «Основное, что есть у школы, чтобы объективно померить знания, — это ЕГЭ, — считает Коломоец. — А то, что происходит за эти 11 лет с ребенком, остается за кадром. Оценки, которые ставят учителя, не дают объективной информации о реальном уровне знаний детей. Это часто субъективное мнение учителя, который ранжирует детей внутри класса. Отличник из слабого класса может быть троечником в сильном, и наоборот», — говорит Коломоец.

Фото:Владислав Шатило / РБК
Экономика образования «Образованию нужен гибкий подход к ученикам»

По его словам, данные о скорости обучения школьников, которые они видят, лишний раз показывают, что все дети очень разные, и не учитывать этого нельзя. В рамках одного класса скорость изучения одного материала отличается в среднем в 3–5 раз. Если брать всю Россию, то по скорости обучения самые «быстрые» и «медленные» ученики различаются намного сильнее. К примеру, время прохождения онлайн-курса «Учи.ру» по математике для 2-го класса отличается в 60 раз.

Оценки, которые ставят учителя, не дают объективной информации о реальном уровне знаний детей

Из-за этого текущий подход не работает, говорит Коломоец: отстающих в конкретной школе сразу записывают в двоечники, и этот шлейф за ними тянется уже до выпуска. Ученики сильной школы, которые учатся хуже одноклассников, начинают считать себя безнадежными и в итоге даже не пробуют поступить в хороший вуз. При этом они и не подозревают, что объективно их знания, может быть, сильнее, чем у большинства российских школьников: «Разве что к девятому классу включатся родители и начнут кого-то вытягивать».

Фото:Thomas Peter / Reuters
Экономика образования Кадры для цифровой экономики: кто они — дети, студенты, взрослые?

На мнение родителей в «Учи.ру» обращают особенное внимание. В 2018 году на платформе, например, появился курс по программированию, создание которого профинансировали сами мамы и папы. Создатели «Учи.ру» запустили опрос: «Хотели бы вы, что бы мы разработали такой курс?» Поняв, что спрос есть, они запустили краудфандинг-кампанию. Сборы полностью покрыли расходы на разработку курса, который впоследствии стал одним из самых востребованных на платформе.

Выход «Учи.ру» на международный рынок

В 2017 году «Учи.ру» вышла на рынки Китая, ЮАР, Индии и Бразилии. На встрече предпринимателей с президентом Владимиром Путиным, которую организовало Агентство стратегических инициатив (АСИ), Коломоец рассказал о проекте и его развитии в других странах. Президенту проект понравился, и он пообещал, что расскажет о компании президентам на саммите БРИКС.

По мнению Коломойца, проекту есть что предложить на международном рынке: «В Китае дети с пяти лет 24 часа в сутки зубрят все подряд, чтобы сдать экзамен и оказаться в университете. Хороший у них уровень знаний математики по тестам? Да, лучший в мире. Однако простые тесты не воспитывают в детях изобретательность и дух предпринимательства. Получается дисбаланс. Для того чтобы быть успешным в жизни, нужно одно, а для того чтобы поступить в престижный вуз, — совсем другое». Передовые образовательные технологии могут этот дисбаланс сгладить.

Фото:Bloomberg
Экономика образования Полное погружение: как иммерсивное обучение приходит в компании и школы

К началу нынешнего года общее число пользователей портала в России и за рубежом превысило 3,5 млн человек. После встречи с Владимиром Путиным «Учи.ру» запустила международную олимпиаду BRICSmath.com по математике для учеников начальных школ в Бразилии, России, Индии, Китае и ЮАР. А вот в США состязания отчего-то не пошли — то ли слишком много собственных викторин, то ли американские школьники не увидели смысла в том, чтобы мериться друг с другом уровнем школьных знаний.

Число пользователей «Учи.ру» на 2019 год

  • Россия — 3,1 млн
  • Бразилия — 320 тыс.
  • США — 200 тыс.
  • Индия — 20 тыс.
  • ЮАР — 20 тыс.
  • Китай — 2,5 тыс.

Зато в России «Учи.ру» удалось договориться о партнерстве с Дальневосточным федеральным университетом: высокие баллы, полученные на онлайн-олимпиаде «Ближе к Дальнему», давали преимущество при поступлении этим летом. «Ближе к нашему университету стали десятки из 31,5 тыс. участников, — говорит Елена Харисова, заместитель проректора по учебной и воспитательной работе ДВФУ. — Коллеги из «Учи.ру» подошли к составлению задач очень неравнодушно — для каждого вопроса олимпиады были отрисованы авторские иллюстрации, в сумме более четырехсот».

Читайте также:

Обновлено 27.11.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть