Устойчивое развитие, 26 авг 2021, 14:40

Азбука устойчивого развития

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
Как расшифровывается ESG и CSR? В чем разница между ресайклингом и апсайклингом? РБК Тренды и X5 Group составили «Азбуку устойчивого развития», которая поможет узнать новые термины, а главное понять их смысл

Содержание

Апсайклинг

Апсайклинг — процесс переработки старых или выброшенных материалов во что-то полезное и красивое. Он позволяет превратить отслужившие свой срок материалы в товары более высокого качества, увидеть новые формы в уже существующих. Апсайклингом может быть коллекция одежды, за основу которой, например, берется секонд-хэнд, светильники из старых мотоциклетных фонарей или водопроводных труб. Апсайклинг также иногда называют творческой переработкой.

Все чаще этот прием используется в современном искусстве для привлечения внимания к проблемам экологии. В витрине одного из московских «Перекрестков» можно увидеть 62-метровое мозаичное панно, созданное арт-группой «Ластик» из 340 кг пластика.

Биотопливо

Биотопливо — органические соединения, которые можно использовать для получения энергии. Есть два типа биотоплива:

  • традиционное: древесина, древесный уголь, навоз и прочие остатки сельскохозяйственной деятельности (на это приходится 7,4% потребляемой в мире энергии);
  • современное: специально подготовленной биомасса в твердом, жидком и газообразном виде (5% мирового потребления энергии).

Две трети рынка «зеленой» энергетики занимает биотопливо. На него в 2017 году пришлось 12,4% всей потребленной в мире энергии, или 12,8 тыс. ТВт·ч.

Сжигание древесины приводит к выбросам углекислоты, но энергетики отмечают, что высаженные специально для этого деревья впоследствии поглощают вредные газы. Поэтому, несмотря на недовольство некоторых экологов, власти Евросоюза официально приравняли биотопливо к возобновляемым источникам энергии.

Веган

Веганство — образ жизни, при котором человек потребляет в пищу и использует только растительные продукты. Веганы исключают из рациона мясо, рыбу, а также любые продукты животного происхождения — яйца, молоко, мед и другие. Они не носят одежду из кожи, меха, шерсти и шелка, не пользуются продуктами, которые тестируются на животных.

Термин «веган» придумал Дональд Уотсон, объединив три первые и две последние буквы английского слова vegetarian. Его начали использовать члены образовательной благотворительной организации — Веганского общества, образованного Уотсоном в ноябре 1944 года в Лондоне.

Многие компании специально помечают подходящие продукты и товары, которые подходят для веганов, чтобы было проще найти их в магазине. Так, во всех супермаркетах «Перекресток» есть отдельная витрина с растительным молоком для веганов.

Возобновляемая энергия

Возобновляемую энергию получают из устойчивых источников, таких как гидроэнергия, энергия ветра, солнечная энергия, геотермальная энергия, биомасса и энергия приливов и отливов. В отличие от ископаемых видов топлива — например, нефти, природного газа, угля и урановой руды, эти источники энергии не истощаются, поэтому их называют возобновляемыми.

Виды альтернативных источников энергии:

  • Солнечная энергия. Специальные модули преобразуют солнечный свет в электрическую энергию с помощью полупроводников — в основном, кремния. Солнечные коллекторы вырабатывают тепло для отопления и производства горячей воды, а также для кондиционирования воздуха.
  • Энергия ветра. Современные ветрогенераторы превращают кинетическую энергию ветра в механическую энергию ротора, а затем в электрическую энергию.
  • Энергия воды. Еще в древнем Египте и Римской империи энергия воды использовалась для привода рабочих машин, в том числе мельниц. В средние века водяные мельницы применялись в Европе на лесопильных и целлюлозно-бумажных предприятиях. С конца XIX века энергию воды активно используют для получения электроэнергии.
  • Геотермальная энергия. Геотермальная энергия использует тепло Земли для производства электричества. Температура недр позволяет нагревать верхние слои Земли и подземные водоемы. Извлекают геотермальную энергию грунта с помощью мелких скважин. Особенно эффективна в регионах, где горячие источники расположены недалеко к поверхности земной коры.
  • Биоэнергетика. Тепло, электричество и топливо могут производиться из твердой, жидкой и газообразной биомассы. При этом в качестве возобновляемого сырья используются отходы растительного и животного происхождения.
  • Энергия приливов и отливов. Для получения электроэнергии волновые электростанции используют гидродинамическую энергию, то есть энергию, перепад давления и разницу температур у морских волн.

Вторсырье

Вторсырье — отходы, которые можно переработать.

Так, в России можно сдать на переработку:

  • некоторые виды пластика (с маркировкой 1, 2 и реже 4, 5 и 6; маркировка — это треугольник с цифрой внутри на упаковке; например, пластик с маркировкой 1 — это бутылки воды, молока, масла, прозрачные флаконы для шампуней и одноразовые пищевые контейнеры, а маркировка 2 — это канистры, крышки для бутылок, флаконы из-под косметики и бытовой химии);
  • чистую и сухую бумагу, включая книги без обложки;
  • металл, например, алюминиевые и жестяные банки;
  • стекло — банки и бутылки, в том числе битые, и некоторые виды посуды;
  • тетрапак.

Что еще в России принимают на переработку, но гораздо реже:

  • подложки из вспененного полистирола (например, из-под мяса или яиц);
  • бумажные стаканчики;
  • втулки от туалетной бумаги;
  • полиэтиленовые пакеты, пищевую пленку, одноразовую посуду;
  • одежду, постельное белье и другой текстиль.

Найти ближайший пункт приема вторсырья можно на этой карте. В России все больше компаний внедряют различные решения для удобного сбора перерабатываемых отходов. «Перекресток» развивает несколько проектов в этом направлении: сбор вторсырья через специальные контейнеры, которые появились в 11 магазинах Москвы, и прием на переработку зубных щеток, их можно сдать во всей сети. Зубные щетки отправляются на переработку и производство полимерпесчаной тротуарной плитки.

Онлайн-гипермаркет «Vprok.ru Перекресток» собирает у клиентов пластиковые пакеты, в которых привозит продукты.

Ваш браузер не поддерживает вставку видео

Азбука устойчивого развития, часть 1. Вторсырье, ресайклинг, апсайклинг, трешн

Гендерное равенство

Гендерное равенство — одно из основных прав человека и основа для достижения мира, процветания и устойчивого развития.

Гендерное равенство — одна из 17 целей устойчивого развития, по определению ООН:

«Предоставление женщинам и девочкам равного доступа к образованию, медико-санитарному обслуживанию, достойной работе и участию в процессах принятия политических и экономических решений будет способствовать достижению устойчивости экономики и принесет пользу обществу и человечеству в целом».

Существует общественное движение — экофемизм, его сторонники проводят параллель между эксплуатацией женщин и природных ресурсов. Причиной экологических проблем и гендерного угнетения считается модель патриархального общества и капиталистическая система. Восстановление экологического баланса возможно только с искоренением гендерного неравенства.

Гринвошинг

Гринвошинг (англ. greenwashing — зеленое отбеливание) — позиционирование компании как «экологичной» без достаточных на то оснований.

«Зеленое» позиционирование товаров используют недобросовестные компании в погоне за прибылью. По данным аналитических исследований, на экологические свойства продуктов обращают внимание 60–70% покупателей. Более того, люди готовы платить больше за такие продукты. Конечно, компании заинтересованы в использовании приставки «эко» на этикетке своего товара с целью повышения продаж.

Виды гринвошинга:

  • Скрытый компромисс. В этом случае бренд выделяет одно или несколько экопреимуществ и заявляет об этом. При этом по другим критериям продукт может быть неэкологичен, но об этом умалчивается.
  • Ложные ярлыки. Производитель использует знаки внешне похожие на настоящие экомаркировки.
  • Отсутствие доказательств. В этом случае заявленная экологичность не подкреплена доказательствами.
  • Неопределенность. Производители используют абстрактные термины, например, «фермерский продукт», «зеленый» или «экологически дружественный».

Даунсайклинг

Даунсайклинг — подвид ресайклинга, то есть переработки. В процессе даунсайклинга качество сырья снижается, поэтому из него уже нельзя сделать идентичный продукт.

Например, бутылка из PET может быть переработана в синтетические волокна и стать футболкой или ковролином. При этом, ковролин уже не удастся переработать в бутылку, потому что качество сырья заведомо ниже.

ESG

ESG — аббревиатура из первых букв слов Environmental, Social и Governance. Это три аспекта деятельности компании, на которые смотрят инвесторы — окружающая среда, социальное развитие и корпоративное управление.

Мода на ESG-факторы возникла еще в 1960-е годы, когда крупные пенсионные фонды США начали пристально следить за условиями труда сотрудников в угольной и сталелитейной промышленности. В 1970-х, во времена апартеида, американские инвесторы вывели капиталы из компаний ЮАР, потому что не хотели вкладывать деньги в «асоциальный» бизнес. Сейчас главной аксиомой у крупных инвесторов становятся факторы защиты климата и окружающей среды.

Европа наращивает масштабную финансовую инфраструктуру для ESG-инвесторов. Люксембургская биржа в 2016 году запустила Green Stock Exchange LGX — торги для ценных бумаг и евробондов проектов, соответствующих 17 целям устойчивого развития ООН (SDG). Сегодня это глобальный лидер рынка «зеленых» облигаций, объем которых в 2019 году увеличился до 216 млрд евро. Менее 1% всех торгующихся облигаций являются «зелеными», но этот рынок имеет огромный потенциал роста.

X5 Group утвердила стратегию устойчивого развития в декабре 2019 года, определив четыре ключевых направления:

  1. Содействие здоровому образу жизни и доступности качественных и полезных продуктов.
  2. Содействие ответственному потреблению и использованию ресурсов.
  3. Поддержка местных сообществ через развитие социальных инвестиций и благотворительности.
  4. Обеспечение достойных условий труда и равных возможностей для сотрудников.

Ваш браузер не поддерживает вставку видео

Азбука устойчивого развития, часть 2. Парижское соглашение, CSR, «зеленые» облигации, гринвошинг

Zero Waste

Zero Waste (или «Ноль отходов») — общественное движение, главная цель которого насколько возможно уменьшить количество отходов. Этот подход помогает не только сдержать разрастание свалок и мусорных полигонов, сократить потребление ресурсов, но и уменьшить количество хлама и ненужных вещей в собственном жизненном пространстве.

В основе философии Zero Waste лежат пять принципов (5R):

  • Refuse (откажись),
  • Reduce (сократи),
  • Reuse (используй повторно),
  • Recycle (перерабатывай),
  • Rot (компостируй).

Концепция Zero Waste часто встречает критические комментарии. Это связано с тем, что она покрывает не все сферы экологического поведения людей. Минимизация отходов — это только одна (хотя и очень важная) составляющая эко-ответственности. Zero Waste не учитывает «невидимый» мусор, который оказывает не меньшее влияние не окружающую среду, чем бытовые отходы.

Следующая ступень эко-осознанности — концепция Low Impact, то есть сокращение влияния на природу во всех сферах жизни человека. Приверженцы этой концепции покупают местные продукты, меньше летают на самолетах, покупают одежду в секонд-хендах и отказываются от неэтично произведенных товаров.

«Зеленые» бонды

Процесс выпуска «зеленой» облигации (зеленого бонда) отличается от обычной тем, что эмитент ценной бумаги сначала обращается к независимому агентству — верификатору, которое анализирует проект и выпускает отчет. Этот отчет описывает, какие экологические цели можно достичь в результате проекта, и выпускается вместе с ценной бумагой. Участники рынка на основании отчета делают вывод, является ли проект «зеленым», и принимают решение об инвестиции.

В августе 2019 года на Московской бирже заработал Сектор устойчивого развития, первая на финансовом рынке России полноценная платформа поддержки экологических проектов.

CSR (корпоративная социальная ответственность)

Корпоративная социальная ответственность (Corporate Social Responsibility) — добровольная деятельность компании, направленная на улучшение общественной жизни.

Идея социальной ответственности компаний обусловлена рядом факторов:

  • растет популярность этичной культуры потребления — компании в рамках CSR обращают внимание своих клиентов на экологические вызовы и продвигают бережное отношение к окружающей среде;
  • меняется роль образования — компании встраиваются в глобальные тренды и занимаются просветительское работой за пределами своей основной деятельности, вкладывают собственные средства в образовательные программы
  • Растет необходимость в создании и развитии соцпространств — компании стремятся защитить уязвимые слои населения и создают программы, направленные на поддержание местных сообществ;

Например, более чем в 17 тыс. магазинах «Перекресток» и «Пятерочка» действует проект «Островок безопасности», реализуемый вместе с «Центром поиска пропавших людей» и поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт». Он представляет собой специальную зону в магазине, оборудованную отличительным знаком в виде оранжевого геолокационного пина, который является ориентиром для всех потерявшихся людей. Заблудившийся человек может обратиться к сотруднику магазина или дождаться, пока ему предложат помощь. В 2020 году, благодаря «Островку безопасности», 991 человек смог безопасно добраться домой, всего за время проекта с 2019 года помощь получили более 1 800 человек.

Капшеринг

Капшеринг — аренда многоразовых стаканов для напитков. Цель капшеринга — предложить альтернативу одноразовым стаканчикам, при этом не менять кардинально привычки людей: не нужно покупать свою кружку, носить ее всегда с собой или отказываться от напитка из-за бумажного стакана, если своего рядом не оказалось.

Одноразовые «бумажные» стаканчики — это неперерабатываемый мусор. Для того, чтобы удерживать жидкость внутри, бумагу пропитывают тонким слоем пластика, и отделить эти два материала друг от друга очень сложно, поэтому перерабатывать такие стаканы сейчас практически невозможно. Среднее пользование одним стаканом — 10-15 минут, а время, проведенное на полигоне, составляет более 200 лет.

Коэволюция

Коэволюция — совместная эволюция разных биологических видов в экосистеме. То есть при изменении одного вида, происходит и изменения другого. Так, некоторые виды диких животных адаптируются к проживанию природной среде, измененной человеком.

Таким образом, устойчивое развитие возможно не только при сохранении привычной для нас экосистемы. Целью устойчивого развития планеты должен быть поиск оптимальных путей коэволюции человека и природного мира.

Микропластик

Микропрастик — частицы пластика размером менее 5 мм. Микропластик опасен для животных. Они могут спутать его с едой — так микропластик попадает внутрь, и животное может погибнуть. Из-за этого нарушаются пищевые цепочки, и другие животные теряют источник питания. Мелкие частицы пластика также могут менять свойства почвы — из-за этого земля по-другому пропускает воду и сохраняет тепло. Это негативно влияет на рост растений, в том числе сельскохозяйственных культур.

Американские ученые 14 месяцев собирали пробы дождевой воды и воздуха в национальных парках США и обнаружили микропластик в 98% образцов. Согласно расчетам исследователей, на территории природоохранных зон в южной и центральной части США вместе с осадками ежегодно выпадает 1 тыс. т микропластика. Это 120 млн пластиковых бутылок.

Органическая продукция

Органическая продукция — товары, безопасные для потребителя и для природы.

Экологичность товара определяется по всему циклу его жизни — производство, упаковка, транспортировка, хранение, эксплуатация, утилизация.

В России позиционирование товара как экологичного является добровольным, а сам термин «экологичный товар» законодательно не закреплен. Однако в мировой практике существуют надежные ориентиры, которые помогают определить по-настоящему экологичный продукт — это экомаркировки на упаковке.

Парижское соглашение

Парижское соглашение — юридически обязательный международный договор по тематике изменения климата. Он был принят 196 странами на 21-й сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата 12 декабря 2015 года в Париже.

Его главной целью является удержание роста глобальной средней температуры к концу XXI века намного ниже 2°C с приложением усилий для ограничения потепления в пределах 1,5°C. При этом пик эмиссии СО2 должен быть достигнут «настолько скоро, насколько это окажется возможным».

В декабре 2020 года X5 присоединилась к международной инициативе SBTi (Science Based Targets initiative). X5 взяла на себя обязательство установить научно-обоснованные цели по сокращению выбросов парниковых газов для достижения целей Парижского соглашения.

Парниковые газы

Парниковый эффект — это естественное явление, которое повышает температуру на нашей планете для комфортного существования.

На нашу планету поступает солнечная радиация, которая нагревает поверхность. Излучение от солнца коротковолновое, поэтому парниковые газы, которые находятся вокруг Земли, свободно пропускают его. Какую-то незначительную часть солнечного света могут отразить обратно аэрозоли, которые находятся вместе с парниковыми газами в атмосфере Земли.

В свою очередь, когда планета нагревается, она отдает тепловую радиацию — инфракрасное излучение (длинные волны). Но так как излучение длинноволновое, то парниковые газы не дают полностью ему улететь в космос. Частично тепловому излучению все же удается обойти парниковые газы, но значительная доля отражается обратно, что и повышает температуру на Земле.

Первым, кто описал парниковый эффект, стал французский ученый Жан-Батист Жозеф Фурье в 1824 году, его же называют автором термина.

Основные парниковые газы:

  • Углекислый газ (CO2) — считается важнейшим парниковым газом антропогенного происхождения. Углекислый газ возникает и естественным путем при круговороте углерода, но именно человек увеличил его концентрацию в атмосфере на 47% с момента индустриальной революции.
  • Метан (CH4) — по своему парниковому эффекту метан считается даже сильнее, чем углекислый газ, но в атмосфере его заметно меньше. Естественные источники — болота и термитники. Антропогенное происхождение — свалки, сельское хозяйство, добыча угля и природного газа.
  • Закись азота (N2O) образуется при сжигании твердых отходов и ископаемого топлива. Значительная часть N2O идет от сельского хозяйства.
  • Синтетические химические вещества, например, гидрофторуглероды, галогенированные углеводороды, гексафторид серы и другие синтетические газы. Основной источник — это химическая промышленность.
  • Озон (O3) — естественным образом встречается в стратосфере и тропосфере Земли и не вызывает значительного парникового эффекта.
  • Водяной пар — по объему занимает первое место среди всех парниковых газов, однако прямые выбросы водяного пара влияют на парниковый эффект наименьшим образом.

Пластиквотчинг

Пластиквотчинг — наблюдение и изучение пластика на природных территориях.

Цель пластиквотчинга — определить какой именно одноразовый пластик чаще всего загрязняет природу и вредит ее обитателям. Это делает проблему пластикового загрязнения видимой, привлекает к ней внимание и помогает добиваться запрета и ограничения на оборот одноразового пластика в России. Плюс участники пластиквотчинга убирают с природной территории мусор и делают ее более безопасной для местных животных.

Рефил-станция

Рефил-станция (от англ. refill — заправка, дополнение) — пункт, где покупатели могут приобрести товар в многоразовую тару. Упаковка — один из основных источников отходов в продуктовом ретейле. Для сокращения их объема компании этой сферы устанавливают в супермаркетах рефил-станции.

Например, с января 2021 года в «Перекрестках» начали размещать рефил-станции от производителя средств для экологичного ухода за домом BioMio. Здесь бытовую химию разливают в многоразовую тару. При желании покупатели могут использовать собственные емкости.

Ваш браузер не поддерживает вставку видео

Азбука устойчивого развития, часть 3. Шеринг-экономика, рефил-станции, фудбанк, эко-сексуал

Ресайклинг

Ресайклинг — процесс производства сырья из вторичных отходов. Бумага, пластик, металл, стекло и более сложные композитные материалы могут быть переработаны и трансформированы в абсолютно новые предметы. У каждого материала есть предельное количество раз, которое он может быть переработан: например, целлюлозу можно перерабатывать до шести раз, пластик — четыре-пять раз.

В 2020 году X5 передала на переработку порядка 620 тыс. т материалов от собственных операций. До 2023 года компания планирует увеличить до 95% долю перерабатываемых твердых отходов в собственных операционных процессах.

Социальное сиротство

Социальными сиротами называют детей, которые часто совсем не сироты. Их родители или близкие родственники могут быть живы. Но дети все равно растут одинокими, живут в приютах, больницах, домах ребенка и в детских домах, потому от них отказались. Это явление распространено на всей территории России, за исключением нескольких республик Северного Кавказа. Точное число социальных сирот невозможно подсчитать — часто они не попадают в федеральный банк данных о несовершеннолетних, оставленных без попечения родителей. Причин у социального сиротства множество: незащищенность будущих мам, отсутствие психологической и семейной поддержки, бедность, социальная неустроенность, распад семей.

X5 Retail Group присоединилась к программе профилактики социального сиротства и укрепления семьи, запущенной благотворительной организацией «Детские деревни SOS». Теперь стороны будут совместно оказывать поддержку семьям в кризисе, обеспечивая их помощью психологов, социальных педагогов, юристов и других специалистов.

Своп

Своп — это обмен одеждой. Обычно это происходит в формате вечеринки. Гости приносят с собой одежду, обувь или аксессуары и потом обмениваются ими. Участницы (чаще всего это девушки, но нередко появляются и парни) по очереди представляют свои вещи, рассказывая их историю и объясняя, почему решили с ними расстаться. Те, кому платье или сумка понравились, поднимают руку или как-то иначе обозначают свой интерес.

Трешн

Дизайнеры и предприниматели по всему миру перестали рассматривать мусор как просто отходы — они начали воспринимать его как ресурс, чтобы вывести переработку на новый уровень и сделать модную индустрию менее расточительной.

Термин «Trashion» образован от двух слов — trash (англ. «мусор») и fashion (англ. «мода»). Это одежда, обувь или аксессуары, сделанные из отходов. При этом мусор может быть каким угодно — от старых джинсов до пластиковых бутылок. Главный принцип trashion — не выбрасывать вообще ничего, и делать повторное использование вещей не просто практичным, но и эстетичным.

Изначально концепция trashion использовалась защитниками природы в арт-акциях как форма протеста против культуры потребления. Позже этим заинтересовались авангардисты, и trashion превратился в модную субкультуру и целое направление искусства. На первых порах концепция была связана с высокой модой, поскольку во главу угла ставилась эстетическая составляющая, а не практическая польза. Но со временем вещи из мусора превратились из причудливых нарядов в удобные повседневные вещи.

Весной этого года дизайнер Галя Ларина в коллаборации с «Перекрестком» представила коллекцию из 21 предмета гардероба из пакетов и пленки, собранных в магазинах сети — дождевики, панамы, поясные сумки, кепки и футболки.

Углеродная нейтральность

Углеродная нейтральность — термин, который означает, что компания сократила до нуля выбросы углекислого газа и его аналогов в процессе своей производственной деятельности или компенсировала эти выбросы за счет углеродно-отрицательных проектов.

Ученые разделяют выбросы компаний на три сферы охвата:

  1. Прямые выбросы предприятия при производстве;
  2. Потребление энергии (Важно понимать, из каких источников компания получает энергию: угольные станции, АЭС, ГЭС и другое);
  3. Вся цепочка жизненного цикла товара: закупка сырья, доставка, продажа, использование, утилизация и прочее.

Три основных способа добиться углеродной нейтральности:

  • сокращение прямых выбросов и переход на возобновляемые источники энергии — гидрогенерация, солнечная энергия, энергия ветра;
  • прямой захват CO2 из воздуха;
  • компенсация через инвестирование в проекты, которые сокращают выбросы углекислого газа.

X5 Group намерена достичь углеродной нейтральности к 2050 году.

Углеродный след

Углеродный след — это совокупность всех выбросов парниковых газов, произведенных человеком прямо или косвенно. Парниковые газы накапливаются в атмосфере и усиливают парниковый эффект.

Все, что человек делает так или иначе оставляет углеродный след. Существуют специальные калькуляторы, с помощью которых можно посчитать углеродный след. Для этого нужно ответить на простые вопросы о быте, и алгоритм высчитывает, сколько топлива на это расходуется прямо или косвенно.

Например, на сайте Carbon Footprint можно узнать, сколько выбросов создает одно домохозяйство. Также есть калькулятор для расчета углеродного следа авиаперелетов.

FSC

Лесной попечительский совет (Forest Stewardship Council) — международная некоммерческая неправительственная организация, целью которой является продвижение ответственного управления лесами во всем мире.

Отличить продукцию ответственных производителей от остальных можно с помощью добровольной лесной сертификации. Наиболее популярной в мире такой системой является схема FSC. Это позволяет потребителю приобретать продукцию именно из сертифицированных лесов и гарантировать, что при производстве, переработке и поставке в продукцию не подмешивается древесина нежелательного или неизвестного происхождения.

Фандомат

Автомат по приему тары (фандомат) — роботизированный агрегат, обменивающий возвратную тару (бутылки и банки из алюминия, полиэтилентерефталата и стекла) на денежное вознаграждение, либо на баллы или чеки, которые можно использовать в магазинах или для проезда на транспорте. Фандоматы — одно из звеньев в цепи раздельного сбора и переработки бытовых отходов.

Так, в «Перекрестках», «Пятерочках» и «Каруселях» пилотируются фандоматы для приема ПЭТ-бутылок и алюминиевых банок.

Фрисайклинг

Фрисайклинг — культура обмена. Это не переработка, а осознанное отношение к ненужным вещам. Фрисайклеры не покупают новое, а используют поддержанное и делятся с другими людьми своими вещами.

Вещи можно продать, отправить в детский дом, подарить фонду или обменять на своп-вечеринке. Меняют обычно одежду, аксессуары, посуду, комнатные растения, декор и книги.

Фудбанк

Фудбанк (от англ. food bank — банк продовольствия) — некоммерческие организации или проекты, которые занимаются сбором продуктов от производителей или просто желающих помочь и передают их нуждающимся.

Социальный проект «Корзина доброты» запущен X5 Retail Group и фондом продовольствия «Русь» в 2015 году. Таким образом, X5 первой среди российских ритейлеров создала инфраструктуру для оказания продовольственной помощи по технологии food drive и продолжает ее развивать. Продукты можно передать волонтерам проекта прямо в магазине или через интернет-магазин корзинадоброты.рф. За все время работы проекта «Корзина доброты» собрано и передано более 750 т еды, помощь получили более 180 тыс. семей.

Шеринг

Шеринг-экономика — это экономика совместного пользования, которая позволяет соединять друг с другом различных экономических агентов в процессе потребления экономических благ. Проще говоря, вы можете коллективно использовать вещи и услуги, но вам необязательно при этом ими владеть.

Так, X5 передает в фермерские хозяйства нереализованную пищевую продукцию и продукты, утратившие товарный вид до истечения их срока годности, чтобы и сократить количество отходов с нашей стороны, и помочь животным. В 2020 году «Пятерочка» и «Перекресток» передали более 86 тыс. т продукции.

Эко-сумка (шоппер)

Шоппер — универсальная, вместительная и прочная сумка для ежедневного пользования, которая заменяет одноразовые пакеты и позволяет сделать поход в магазин более экологичным.

Если под рукой не оказалось шоппера, то можно использовать рюкзак или сумку, с которыми пришли. Если и этот вариант не подходит, то лучше всего обойтись пакетами из переработанного пластика: они прочнее бумажных и не намокнут в случае дождя или снега.

Сейчас во всех «Перекрестках» можно купить пакеты, на 35% состоящие из переработанного пластика. Аналогичные пакеты с высоким содержанием вторсырья использует «Пятерочка» в Москве и Московской области. При этом X5 стимулирует покупателей покупать многоразовые сумки-шопперы, по итогам 2020 года их было продано в магазинах группы порядка 5,6 млн штук.

Эко-сексуал

Экосексуал — человек с обостренным экологическим сознанием и образом жизни, предполагающим ответственное отношение к окружающей среде в повседневной деятельности.

Типичным для эко-сексуала является:

  • приобретение пищи без консервантов;
  • покупка экологически безопасной одежды;
  • раздельный сбор отходов;
  • пользование общественным транспортом, автомобилем с гибридным двигателем или велосипедом;
  • отказ от использования пластиковых пакетов и одноразовой пластиковой посуды;
  • бережное пользование водой и электроэнергией.

Также несколько терминов из «Азбуки устойчивого развития» можно встретить в супермаркетах «Перекресток» Москвы и Московской области, а также найти в свежем журнале РБК, который с 28 августа по 30 сентября 2021 года будет продаваться в столичных и подмосковных «Перекрестках» по специальной цене в ₽100.

Устойчивое развитие Осознанное потребление Ретейл Как это устроено Своп Органические товары Конгресс «ESG-(P)Эволюция»
Главное