Исследование реализовано при поддержке «СКАН-Интерфакс» и РАСО (Российская ассоциация по связям с общественностью). Экспертный диалог состоялся в рамках XXVIII ежегодного коммуникационного форума РАСО «Дни PR – 2024».
Обострение конкуренции за трудовые ресурсы, типология корпоративных культур и их роль как «мягкой силы» в привлечении сотрудников, необходимость обучения новым управленческим навыкам на программах MBA — эти темы в контексте исследования обсудили представители ведущих компаний: Сбер, Озон, Северсталь, Сибур, Почта России, а также специалисты коммуникационной отрасли и эксперты рынка HR.
Алексей Фирсов, модератор экспертного обсуждения и руководитель центра социального проектирования «Платформа» рассказал, что исследование было проведено комбинированными методами: анкетирование (онлайн опрос) свыше 1000 респондентов из числа работников крупных корпораций, 50 экспертных интервью с HR-директорами, стратегами, маркетологами, специалистами по HR-бренду, а также 10 глубинных интервью с топ-менеджерами компаний-лидеров рынка.
Выяснилось, что корпоративная культура обладает своей стоимостью. Большинство сотрудников (76%) готовы немного снизить доход ради более привлекательной рабочей среды, при этом 43% респондентов согласны на существенное снижение зарплаты — более 10%. Только 21% опрошенных ни при каких условиях не согласились бы на сокращение доходов. Инвестиции бизнеса в развитие корпоративной среды могут иметь корреляцию с фондом оплаты труда.
На основе мнений респондентов, аналитики предложили семь типов корпоративной культуры, которые часто существуют в виде комбинации. А в топ-5 компаний, по мнению респондентов онлайн-анкетирования, с прогрессивной корпоративной средой вошли: «Яндекс» (39%), «Сбер» (35%), «Газпром» (29%), «Т-Банк» (18%) и «Газпром нефть» (17%).
Андрей Шаромов, PR-директор и доцент департамента маркетинга Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ) подчеркнул, что значение исследуемых вопросов сегодня стало категорическим императивом для российского бизнеса, создающего запрос на обучение новым навыкам. Поэтому сейчас ни одна качественная MBA программа не может обойтись без сильного трека по корпоративной среде и HR. «Обновленная программа MBA в ВШБ ВШЭ содержит сразу несколько линий обучения, включенных в обязательные дисциплины для предпринимателей и топ-менеджеров: понимание среды бизнеса; организационное поведение; управление человеческими ресурсами, а также дополняется мастер-классами лидеров бизнеса, выступающих у нас на программе MBA», — подчеркнул доцент ВШБ ВШЭ.
Он также подтвердил, что по результатам недавнего собственного исследования ВШБ ВШЭ среди 10-ти важнейших тенденций HR в России в текущем году лидируют: увеличение усилий для удержания персонала (его выбрали 87% респондентов), расширение воронки кандидатов (78%), а также человекоцентричность (59%). В горизонте 2025-2026 года на первый план выйдут увеличение вложений в укрепление бренда работодателя (68%), рост значимости инициатив по повышению производительности труда и операционной эффективности (63%), а также активное создание условий, стимулирующих внутреннюю мобильность персонала (61%).
Почти треть работодателей (32%) назвали главным российским HR-трендом рост вложений в развитие бренда работодателей, и 68% считают, что он будет актуален и в следующие 24 месяца.
Полностью результаты исследовательского проекта ВШБ, проведенного при участии платформы hh.ru и стаффинговой группы «Анкор» будут скоро опубликованы в сборнике серии «Новое в менеджменте», выпускаемой Высшей школой бизнеса ВШЭ.
Отвечая на вопрос модератора о наиболее эффективных инструментах продвижения привлекательного образа корпоративной среды во внешнее пространство, Андрей Шаромов назвал ТОП-5 современных инструментов и подходов к коммуникациям в сфере HR: «Сегодня побеждает контент коротких форматов; внимание аудитории получают HR-бренды, раскрывающие корпоративные ценности через визуальные образы; эмоциональная подача превалирует над сухим «рацио», а личностная история захватывает аудиторию сильнее самого подробного корпоративного отчета. И пятый фактор успеха: использование ИИ в работе HR-специалистов и корпоративных коммуникаторов. Нейросети способны дать нам яркий креатив, помочь в разработке первичных гипотез, а также взять на себя львиную долю рутинных бизнес-процессов», — заключил он.