Технологические и экономические изменения делают рынок труда турбулентным. Компаниям приходится адаптироваться и искать новые HR-стратегии. В начале октября 2025 года лидеры рынка на конференции Headconf обсудили ИИ-инструменты, перемены в корпоративной культуре и вызовы, которые стоят перед российскими компаниями. «РБК Тренды» пересказывают главные выводы мероприятия.
Тревога из-за искусственного интеллекта
В 2023 году инвестиционный банк Goldman Sachs отметил, что 300 млн человек могут потерять работу из-за развития искусственного интеллекта. Активное внедрение технологий вызвало на рынке труда заметную тревогу — каждый второй боится остаться без работы. И опасения не беспочвенны: только за первое полугодие 2025-го ведущие IT-компании США уволили 94 тыс. специалистов из-за внедрения ИИ.
Впрочем, есть и другая сторона. Во-первых, только 5% компаний добились значимых результатов от интеграции ИИ-решений, говорится в исследовании MIT NANDA. Во-вторых, профессии не исчезают, а возникают новые требования к необходимым компетенциям. Технологии позволяют людям эффективнее справляться с рабочими задачами.
Например, ИИ спасает рекрутеров от рутины, это помогает снизить риск выгорания. Дмитрий Сергиенков, CEO hh.ru, выделил две основных зоны применения нейросетей:
- генерация текстов — сюда входит подготовка описания вакансии;
- первичный контакт, которым занимается ИИ-помощник и представляет компанию соискателям, проверяет их готовность к общению, собирает недостающие данные.
Что могут изменить технологии
Компании в разных сферах ищут уникальные способы применения технологий. Так, банки давно используют машинное обучение (ML) для скоринга — оценки рисков при выдаче кредита. В Альфа-банке тестируют ML-модель, которая вычисляет, когда пора отправить персонал в отпуск. Анализ массива данных компании показал, что, например, пик производительности менеджеров по продажам приходится на третью неделю после продолжительного отдыха. Поэтому в банке настроили систему, которая отслеживает результативность, загруженность отделов, количество выходных и отправляет сотрудникам напоминания о том, что сейчас полезно взять отпуск. «С одной стороны, технология позволяет людям чувствовать себя хорошо и наслаждаться работой, а с другой стороны, она помогает максимизировать выручку компании», — резюмировал Марат Исмагулов, HR-директор Альфа-банка.
IT-компании используют генеративный ИИ для тестирования, код-ревью и аналитики данных, подчеркнула Дарья Золотухина, HR-директор «Яндекса». Чтобы эффективно применять нейроинструменты, в компании настроили систему обучения сотрудников — ИИ-спринты. Это серии теоретических и практических занятий с куратором, которые помогают освоить и внедрить в работу разные навыки: от промпт-инжиниринга до создания ИИ-агентов.
Специалистам-промышленникам пока не грозит увольнение из-за развития нейросетей. «В производственной компании 70% персонала не сидят за компьютерами. Это рабочие, которые трудятся на фабриках, заводах, рудниках», — отметила Дарья Крячкова, вице-президент по кадровой политике «Норникеля». Но современные технологии позволяют облегчить работу и автоматизировать некоторые процессы: например, система машинного зрения с ИИ может точно подбирать дозировки реагентов для обработки сырья.
Как внедрить изменения
«ИИ-системы в какой-то момент начнут решать задачи лучше, быстрее и дешевле, чем люди», — заметил Виктор Тарнавский, директор по ИИ Т-банка. Чтобы бизнес извлек максимум пользы из нейросетей, нужно менять корпоративную культуру. Это предполагает высокую заинтересованность руководителей: они должны понимать, зачем и как использовать преимущества технологий.
У рядовых специалистов есть личная мотивация: желание оставаться востребованными профессионалами на рынке труда. Уверенное владение нейроинструментами поможет укрепить собственные позиции. При этом компания должна дать своим сотрудникам удочку: обучающие материалы и подписку на нужные для работы сервисы.
Тренды HRTech-рынка в России
HRTech — это технологии, которые помогают автоматизировать работу с персоналом. Среди них могут быть сервисы для электронного документооборота или управления командировками. В России есть барьеры для развития комплексной автоматизации — не все компании осознают ценность внедрения технологий, к тому же интеграция новых решений занимает много времени. Но на рынке наметилось несколько долгосрочных трендов:
- в ближайшие два года 85% крупных компаний планируют автоматизировать от одного до четырех HR-процессов, поделился статистикой Григорий Бахин, CMO Skillaz;
- после ухода западных вендоров в российском HRTech появились сильные решения для рекрутеров. Рынок еще формируется, он неоднороден, но у него большой потенциал для развития;
- растет популярность low-code/no-code, то есть подхода к разработке, который позволяет создавать программное обеспечение с минимальным использованием кода. Это позволяет быстро реализовывать нужные бизнесу IT-сервисы;
- компании фокусируются на повышении HRTech-грамотности. В результате команды лучше понимают возможности автоматизации, понятнее формулируют запросы для разработки.
Иксы, миллениалы и зумеры
На рынке труда растет активность молодых соискателей — зумеров (рожденные с 1997-го по 2010-й). Это вызов для HR, потому что привлечение и удержание нынешних 20-летних отличается от взаимодействия с миллениалами (1981–1996) и представителями поколения X (1964–1980).
Компании отмечают, что зумеры испытывают стресс, давление и тревогу, когда не получают признания. Таким сотрудникам важно регулярно слышать похвалу и благодарность за хорошо выполненную работу. «Это новый навык коммуникации, потому что наше поколение [X] всегда считало, что деньги и есть твоя оценка, этого достаточно», — заметила Светлана Миронюк, профессор бизнес-практики, проректор по операционной деятельности и цифровому развитию Школы управления «Сколково».
Зумеры реже остаются в компании надолго: около трети молодых людей планируют сменить работу в ближайшие два года. Это связано с планами расширить компетенции за счет опыта на разных позициях в нескольких сферах. Также это позволяет за короткое время существенно увеличить зарплату. Но деньги — не ключевой фактор, заметил Марат Юсупов, продуктовый маркетолог, автор телеграм-канала «Марат Юсупов»: «Дело в самореализации, новых интересных задачах, проектах».
Еще один стереотип о работе с зумерами — строгое соблюдение баланса между работой и жизнью. Молодые профессионалы признают, что не приветствуют переработки, но регулярно задерживаются на работе — ради важного проекта или карьерных и финансовых перспектив.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.