Весной 2023 года замминистра транспорта Игорь Чалик заявил, что авиабилеты на рейсы по России могут подорожать на 15–30% по сравнению с показателями 2022 года из-за сокращения государственной поддержки. Субсидии по сравнению с прошлым годом значительно сократились, но все же продолжили поступать на нужды гражданской авиации. Однако Росстат сообщил, что уже в мае 2023 года стоимость билета экономкласса по России выросла на 28% по сравнению с маем 2022-го и достигла рекордных ₽6972,36 руб. в расчете на 1 тыс. км пути.
Как растут цены на авиатопливо
Авиакеросин является одной из самых высоких статей расходов авиакомпаний, составляя 20–40% от общих трат в зависимости от цены и региона. Более того, топливо — это категория расходов, над которой авиакомпании имеют самый низкий контроль, и она наиболее подвержена колебаниям на рынке.
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), средняя мировая цена на авиакеросин в декабре 2023 года составляет $102,04 за баррель. Это на 24,6% меньше, чем годом ранее. Тогда, в 2022 году, на фоне санкций цены выросли почти в два раза по сравнению с 2021 годом. По прогнозам IATA, ожидается, что в 2024 году цена на топливо составит в среднем $113,8, что соответствует общим расходам на топливо в размере $281 млрд, и сформирует 31% всех эксплуатационных расходов.
В России стоимость на авиационное топливо также растет. Два года назад этот процесс был следствием пандемии коронавируса, а теперь это результат санкций и повышения курса доллара. После первой волны пандемии цена на авиакеросин снизилась с ₽50 575 за тонну (март 2020 года) до ₽47 959 (март 2021 года). К марту 2022 года цена снова значительно выросла до ₽67 173. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), летом 2022 года стоимость авиатоплива поднялась уже до ₽68 882 и обновила исторический максимум. Цены на авиакеросин на Дальнем Востоке в 2022 году достигали ₽82 240 за тонну (Южно-Сахалинск) и ₽99 070 (Оха).
Из-за роста цен на топливо авиакомпании вынуждены увеличивать расходы. Так, затраты «Аэрофлота» на авиационное топливо только за январь—сентябрь 2023 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2022-го на четверть и составили ₽155,7 млрд на фоне роста объемов перевозок. Сократить расходы авиакомпаний на авиакеросин удалось благодаря топливному демпферу — это вид государственной поддержки, в ходе которого правительство компенсирует авиакомпаниям расходы на авиатопливо, если оно резко растет в цене.
Главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев объяснил «РБК Трендам», что в среднем по рынку больше всего авиакомпании тратят на лизинг и платежи по кредитам за авиатехнику. На втором и третьем местах — расходы на топливо и аэропортовые услуги соответственно.
«В отдельных случаях статьи расходов могут меняться местами: к примеру, на Крайнем Севере или на Дальнем Востоке в небольшом поселке аэропортовые сборы будут очень высокими, а учитывая, что самолеты летают на относительно небольшие расстояния и взлетов и посадок у них много, эта статья расходов становится очень значимой. А если, к примеру, компания летает на давно амортизированных воздушных судах, не платит лизинг, то и доля, приходящаяся на эту статью расходов, минимальна, — объясняет эксперт. — Рост цен на авиационное топливо в нынешней ситуации нельзя рассматривать в лоб, так как продолжает действовать топливный демпфер, сокращающий издержки авиакомпаний на авиатопливо. В пиковые месяцы, по оценкам СМИ, величина демпфера превышала ₽30 тыс. за тонну, что существенно меняло картину».
Как поднимаются цены на обслуживание в аэропортах
Еще один фактор повышения цен на авиабилеты — рост стоимости аэропортовых услуг. К ним относится обслуживание воздушных судов при взлете и посадке, обеспечение авиационной безопасности, стоянка, метеообеспечение и другие услуги для авиаперевозчиков. Глава IATA Уильям Уолш отмечал, что в 2022–2023 годах более половины из 100 крупнейших аэропортов мира объявили о повышении сборов, рассчитывая, что клиенты так покроют убытки, которые аэропорты понесли во время пандемии. Так, в 2023 году Управление гражданской авиации Великобритании (UK Civil Aviation Authority, CAA) одобрило увеличение сборов для лондонского аэропорта Хитроу на 56% и на 26% для NATS, британского поставщика аэронавигационных услуг. Тем временем в Нидерландах амстердамскому аэропорту Схипхол одобрили повышение на 37%.
Аэропортовые услуги дорожают и в России. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) впервые с 2019 года повысит тарифы аэропорта Пулково — на рейсы из регионов они вырастут на 20%. Международный аэропорт Шереметьево с 1 января 2023 года повысил основные тарифы на обслуживание российских авиакомпаний почти на 13%. Аэропорт Домодедово в последний раз повышал основные тарифы для российских авиакомпаний в октябре 2022 года, тогда уровень индексации составил от 5 до 20%. Внуково подняло ставки на обслуживание в апреле 2023 года. Рост сборов для российских компаний составил около 7%.
В аэропорту Хабаровск-Новый также увеличились тарифы на обслуживание авиакомпаний — в полтора раза за взлет-посадку и в 1,7 раза за обеспечение авиационной безопасности. Это первое повышение ставок в аэропорту с 2016 года. Новые тарифы будут действовать до конца 2023 года, после чего снова вырастут. По словам пресс-службы ФАС, повышение тарифов поможет аэропорту сократить убытки и провести необходимый ремонт и закупку оборудования.
Расходы «Аэрофлота» на обслуживание воздушных судов и пассажиров в 2023 году увеличились на 34,3% по сравнению с прошлым годом и составили ₽82,7 млрд. Рост этой статьи расходов обусловлен как расширением программы полетов, так и повышением тарифов аэропортов.
Однако главные факторы, влияющие на стоимость билетов, по мнению Олега Пантелеева, — это соотношение платежеспособного спроса и предложения: «Рост цен на авиабилеты происходит на фоне роста объема авиаперевозок. Билеты дорожают, а люди летают больше и больше. Это означает только одно: реальные доходы населения выросли в большей степени, чем стоимость авиабилетов и смежных услуг».
Больше рейсов, распродажи, «плоские» тарифы, допуслуги: что предлагают авиакомпании на фоне повышения цен
Сильного повышения цен на авиабилеты в уходящем году не произошло, тарифы у перевозчиков росли на уровне инфляции, а по некоторым маршрутам и вовсе снижались. Так крупнейшие авиакомпании постоянно проводят распродажи как на международных, так и внутренних направлениях, тем самым снижая средний уровень тарифа, а такие игроки рынка, как «Аэрофлот», на социально важных направлениях продают билеты по «плоскому» тарифу. При этом сохраняется доступность авиаперевозок и увеличивается количество рейсов, в частности на Дальний Восток. К примеру, в августе 2023 года «Аэрофлот» побил собственный рекорд и запустил из столицы Приморья до 42 еженедельных рейсов в Москву и четыре рейса в Санкт-Петербург.
С января по ноябрь 2023 года по «плоским» тарифам по всем направлениям компания перевезла почти 1,9 млн человек, что на 16% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. За 11 месяцев 2023 года по «плоским» тарифам на маршруте Москва — Владивосток удалось перевезти более 418 тыс. человек, это на 21% выше показателя 2022 года.
Олег Пантелеев рассказал, что авиакомпании, насколько это возможно, сокращают издержки и внедряют дополнительные услуги: «Простой пример: состоявшаяся в прошлом году миграция в отечественные системы бронирования позволила сократить себестоимость дистрибуции авиабилетов. Отечественные системы бронирования позволяют продавать большой объем дополнительных услуг: багаж, выбор места, покупка страховки, питания и т.д. Соответственно, авиабилеты продаются по относительно невысоким тарифам, но пассажиры, докупая нужные им опции, могут сформировать оптимальный для себя продукт, а авиакомпании наращивают выручку».