Ожидание за доплату: как изменить практику овербукинга на авиарейсах

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов рассказывает, как работает овербукинг и почему законодательный запрет этой практики не решит проблему

Об эксперте: Илья Зотов, председатель Общероссийского объединения пассажиров, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве транспорта России.

Что происходит с овербукингом

Овербукинг — повсеместное явление в России. Это ситуация, при которой количество проданных билетов больше, чем мест в самолетах. И когда пассажиры приходят на рейс, мест зачастую хватает не всем.

Это связано с разными факторами. Одна из самых распространенных причин — замена воздушного судна из-за задержки бортов или неисправностей. Допустим, по плану должен был лететь самолет на 200 мест, а его заменили другим бортом, на котором мест всего 150.

Многие авиакомпании сознательно используют овербукинг, чтобы обеспечить полную загрузку самолетов и увеличить прибыль. В среднем около 10% пассажиров не приходят на рейс — например, опаздывают из-за пробок или откладывают поездку из-за болезни. Если рейс утренний, пассажир может просто проспать.

Но если человек пришел на рейс, а места ему не хватило, законодательных механизмов для защиты его интересов на сегодняшний момент недостаточно. Обычно авиакомпании предлагают полететь следующим рейсом. Или, если есть возможность, пересаживают в бизнес-класс, но это происходит относительно редко.

Никакой существенной компенсации для тех, кто не попал на самолет, закон не предусматривает. Выплаты за задержку вылета составляют ₽100 за каждый час ожидания. Максимальная сумма, на которую можно рассчитывать, — 50% от цены билета.

Конечно, это несопоставимо с тем ущербом, который несут пассажиры из-за невозможности улететь выбранным рейсом. Можно опоздать на важную встречу, переговоры, подписание крупных контрактов. Был случай, когда юрист не попала на суд из-за овербукинга. В результате клиент разорвал контракт стоимостью несколько сотен тысяч рублей.

Из-за того что овербукинг не легализован в России и механизмы защиты в таких ситуациях отсутствуют, права приходится отстаивать в суде. Но пассажиры могут как выиграть, так и проиграть дело. Тем более что часто они не фиксируют факт отказа в вылете и не ставят соответствующие отметки на билете в аэропорту.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 «Каннибализм» и 500 самолетов: как будет жить авиаотрасль до 2030 года

Как это работает в других странах

В США и странах Европы законодательство в отношении овербукинга устроено иначе. Там это явление легализовано, а компенсации за невылет намного выше, чем в России. В среднем они составляют $200–300 за каждый случай.

Иногда пассажир не соглашается с предложенной компенсацией. Тогда авиакомпании готовы платить больше, чтобы избежать репутационного ущерба. Был прецедент, когда пассажирам предлагали до $10 тыс., чтобы кто-то из них отказался от полета на переполненном рейсе.

Некоторые путешественники в США и Европе специально встают в самый конец очереди на регистрацию, чтобы им не хватило места и была возможность получить выплату. Для них не критично вылететь на несколько часов позже или даже на следующий день. Добровольно откладывая поездку, такие пассажиры выигрывают за счет денежной компенсации. Авиакомпания также может оплатить питание и проживание, если вылет откладывается надолго.

Дополнительные расходы авиаперевозчиков сопоставимы с той прибылью, которую они получают за счет овербукинга. К тому же, если продано больше билетов, чем запланировано мест на рейсе, вовсе не обязательно кто-то останется без места. Из-за неявки пассажиров бывает так, что те условные 5–10 мест, проданные сверх нормы, как раз соответствуют числу отсутствующих пассажиров.

Как можно отрегулировать эту сферу в России

Главная проблема с овербукингом в России заключается в том, что отказать в полете могут абсолютно любому пассажиру. И нередко это именно те люди, которым больше всех нужно улететь выбранным рейсом. А дефицитные места часто достаются пассажирам, для которых время вылета не так критично.

Мы не знаем истинных масштабов проблемы. Никакой внятной статистики по овербукингу в публичном пространстве нет. В суд пострадавшие обращаются крайне редко, поскольку доказать ущерб сложно, судебные тяжбы отнимают колоссальное количество времени, а компенсация может оказаться мизерной.

Если легализовать овербукинг, можно закрепить в законодательстве категории пассажиров, которым нельзя отказывать в полете. Например, беременные женщины и родители с маленькими детьми, организованные детские группы, люди с инвалидностью. К этой категории можно отнести и обычные семьи. Согласитесь, когда отказывают в полете одному из членов семьи — это абсурдная ситуация.

Легализация овербукинга также позволит установить достойный размер компенсации для пассажиров. Ее размер должен быть таким, чтобы, с одной стороны, авиакомпании не злоупотребляли этой практикой. С другой, чтобы размер выплат был достаточной мотивацией для добровольного отказа от полета.

Помимо денег, отказавшийся пассажир должен получать и пакет дополнительных услуг, включая оплату проживания и питания. Не во все города рейсы отправляются ежедневно, иногда следующий борт вылетает лишь через два-три дня.

Таким образом мы избежим ситуации, когда человек не может попасть на самолет и остается со своей проблемой один на один. Пассажиры, которым нужно вылетать конкретным рейсом, получат такую возможность. А те, кто готовы подождать, — достойную компенсацию.

Фото:avatarin.com
Индустрия 4.0 Железный двойник: как робот может спасти от аэрофобии

К чему приведет запрет и что даст легализация

Периодически в России обсуждают идею запрета овербукинга (Госдума рассматривала соответствующие поправки в Воздушный кодекс осенью 2023 года, но законопроект отклонили. — РБК Тренды). Но такой запрет повлечет потери для авиакомпаний. Если они не смогут продавать дополнительный объем билетов, цены на перелеты неизбежно пойдут вверх. Напротив, легализация овербукинга — один из факторов, позволяющих сдержать рост стоимости перелетов.

Кроме того, прежде чем вводить полный запрет, нужно сначала решить все вопросы с пассажирским флотом. Поскольку овербукинг часто связан с заменой бортов, должна быть возможность в любой момент заменить самолет на аналогичный с таким же количеством мест.

В российской авиации уже запущена масштабная программа импортозамещения, на нее выделены средства. Но невозможно изменить ситуацию за один день. А значит, нужно исходить из того, что иногда воздушные суда будут заменять на менее вместительные.

На практике овербукинг в России можно реализовать через механизмы, которые уже успешно используют зарубежные авиакомпании. Например, некоторые из них прямо на посадке опрашивают пассажиров, чтобы найти тех, кто готов добровольно перенести вылет за компенсацию. Такая практика есть, в частности, у Turkish Airlines.

На мой взгляд, вместо запрета стоит честно признать, что овербукинг существует, и создать комфортные для пассажиров механизмы. Запросить у авиакомпаний полную статистику, оценить реальный масштаб проблемы, сформировать общественную инициативу по внесению поправок в законодательство. И в конечном итоге — защитить тех, кому точно нельзя попадать под овербукинг.

Обновлено 14.11.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть