Каких кадров не хватает компаниям
По оценке Центра конъюнктурных исследований ВШЭ, к середине 2023 года почти все отрасли российской промышленности страдали от кадровой уязвимости из-за нехватки квалифицированных специалистов. Хуже всего дела обстояли в автопроме, производстве электрического оборудования и нефтепродуктов.
Опрошенные «РБК Трендами» компании подтверждают, что ситуация сложная и продолжает ухудшаться.
Кадровый голод постоянно прогрессирует во многих отраслях, говорит директор по стратегическому развитию и управлению персоналом холдинга «Цемрос» (крупнейший в СНГ производитель стройматериалов) Татьяна Пригожина. «Если ситуацию не изменить, то с каждым годом за людей рабочих специальностей борьба будет все отчаяннее», — отмечает она. Пригожина добавляет, что «Цемросу» нужны инженеры — технологи, энергетики, механики, а также IT-специалисты.
В «ФосАгро» (один из мировых лидеров по производству удобрений) говорят о нехватке технологов, инженеров-конструкторов и проектировщиков, инженеров АСУ ТП, механиков и квалифицированных рабочих.
Сегодня рынок труда можно назвать дефицитным, соглашается представитель «Полюса» (крупнейший производитель золота в России). Это связано с неблагоприятной демографией, непопулярностью рабочих профессий, появлением новых бизнес-процессов и запуском производств, которые требуют рабочей силы. Дефицит кадров наблюдается по рабочим, инженерным и экспертным позициям, перечисляют в компании.
Проблема стоит не только в промышленности, которая традиционно страдает от нехватки людей. В телекоме традиционно высока потребность в технических и IT-специалистах, особенно в области больших данных, отмечает Светлана Сидоркина, директор по организационному развитию и цифровизации процессов управления персоналом Tele2.
«Самые редкие кадры — инженеры телекоммуникационных систем, их готовят мало. В некоторых регионах работают как минимум четыре сотовых оператора, но нет даже четырех таких инженеров. Поэтому мы делаем акцент на работу со стажерами и усиливаем кадровый потенциал за счет притока молодых специалистов», — рассказывает эксперт.
Насколько вузы и бизнес готовы сотрудничать
Российскому бизнесу нужны выпускники с реальными компетенциями, способные решать практические задачи уже на старте карьеры. Но пока в России немного вузов, поставляющих готовые кадры, признают в НИУ ВШЭ.
«Проблему с кадрами нельзя решить за счет одной только работы с вузами. Однако это обязательная, базовая часть комплексной системы привлечения и развития талантов. Бизнес в этой части стабильно пополняет свой кадровый ресурс», — подчеркивает Вячеслав Гришин, руководитель департамента по взаимодействию с учебными заведениями и контролю условий труда Tele2.
По его словам, сейчас в стране сложилась уникальная ситуация, когда и компании, и вузы хотят и готовы сотрудничать друг с другом. «Бизнесу явно нужна работа со студентами, университетами. А у вузов есть потребность в работе с бизнесом, потому что им зачастую не хватает экспертизы для надлежащей подготовки кадров», — продолжает руководитель департамента Tele2.
Более того, работодатели конкурируют между собой в сотрудничестве с вузами, добавляет Татьяна Пригожина из «Цемрос». С одной стороны, это усложняет компании задачу. С другой — помогает привлечь в отрасль больше мотивированных людей.
В «Полюсе» тоже отмечают, что на фоне нехватки кадров бизнес активно работает с вузами, причем в самых разных форматах. Это позитивно сказывается на количестве тех, кто выбирает технические специальности, на уровне подготовки молодых специалистов. А у студентов появляется больше возможностей для построения карьерного трека.
Какие инструменты используют компании
Практически все крупные работодатели привлекают студентов и выпускников на практики и стажировки. Но этого, как правило, недостаточно, чтобы обеспечить себя нужными кадрами и познакомить будущих специалистов с отраслью и реальными задачами. Поэтому компании развивают привычные форматы и внедряют дополнительные инструменты.
Tele2
С кем сотрудничает: 33 российских вуза, включая НИУ ВШЭ, СПбГУТ, Высшую школу менеджмента СПбГУ, ДВФУ и другие университеты в 69 регионах присутствия компании.
-
Экспертные форматы. Сотрудники выступают с лекциями, проводят конференции, круглые столы, панельные дискуссии для студентов. «Наши спикеры, уже состоявшиеся в бизнесе, рассказывают не только о наших процессах, но и о телекоме в целом», — говорит Вячеслав Гришин.
-
Программа «Новые герои». На стажировку приглашают студентов четвертых курсов бакалавриата, учащихся магистратуры и выпускников по IT-специальностям, маркетингу, финансам и экономике, HR и другим. Участники с первого же дня выполняют реальные задачи и присоединяются к проектам. Для стажеров проводят воркшопы, вебинары и бизнес-игры, где они решают кейсы и перенимают реальный опыт у экспертов Tele2.
Программа стажировки Tele2 направлена на привлечение в компанию талантливых молодых людей. В 2023 году более половины стажеров остались в компании и перешли на позиции специалистов.
-
Стипендиальная программа. Среди студентов проводят конкурс на лучшие проекты и идеи по развитию сервисов компании для молодежи. За первое место выплачивают денежную премию. «По возможности мы стараемся поддержать реализацию выбранной идеи», — подчеркивает Гришин.
Например, студенты ДВФУ на острове Русский предложили создать систему навигации по кампусу. Tele2 профинансировала установку брендированных навигационных панелей (такие обычно размещают в торговых центрах) и ПО.
В рамках стипендиальной программы компания также заказывает у студентов исследовательские работы.
-
Участие в хакатонах, поддержка кейс-чемпионатов. Tele2 интегрируется со своими кейсами и номинациями в мероприятия других компаний, выступает партнером конкретных треков.
Вячеслав Гришин, руководитель департамента по взаимодействию с учебными заведениями и контролю условий труда Tele2:
«Набор инструментов для работы с вузами более или менее одинаковый у всех компаний. Самое главное — это кастомизация сотрудничества под потребности и возможности бизнеса и вуза. Выделяемые нами на эти цели бюджеты максимально эффективны, мы вкладываем их точечно — на конкретные целевые аудитории, подгруппы, мероприятия. И дополняем это нашей экспертностью и вовлеченностью наших сотрудников как носителей экспертизы».
«Цемрос»
С кем сотрудничает: 25 профильных региональных вузов и 39 региональных средних специальных учебных заведений (ссузов).
- Стипендии студентам ссузов и вузов, финансирование целевого обучения в профильных региональных вузах.
- Учебные кластеры. В рамках федеральной программы «Профессионалитет» «Цемрос» заключил соглашение с ссузами и открыл кластеры в семи регионах. Их выпускники гарантированно получат работу на предприятиях холдинга.
- Популяризация цементной отрасли. В 2023 году больше 3 тыс. человек посетили встречи с работодателем, около 1,3 тыс. школьников и студентов — промышленные экскурсии.
«Полюс»
С кем сотрудничает: ссузы и вузы в Красноярском крае, Иркутской и Магаданской областях, Республике Саха.
- Корпоративные стипендии. Их платят ученикам «Полюс-класса» (профильные классы компании в школах), которые поступили в вузы на технические специальности.
- Встречи студентов с экспертами и мастер-классы. Они позволяют познакомить аудиторию с технологиями, которые использует компания.
- Партнерство с профориентационными проектами, федеральными и региональными олимпиадами. Например, «Полюс» выступает партнером во Всероссийской олимпиаде «Я — профессионал». Эксперты компании совместно с СФУ разрабатывают кейсы для участников и входят в состав жюри.
- Собственные хакатоны с реальными кейсами из практики компании.
«ФосАгро»
С кем сотрудничает: Череповецкий химико-технологический колледж, Волховский многопрофильный техникум, Поволжский колледж технологий и менеджмента в Балаково, а также профильные кафедры 24 технических вузов.
- Практика во время обучения. 70% учебного времени студенты ссузов проводят за практическими занятиями, в том числе на производствах «ФосАгро».
- Договор на стипендии для студентов вузов.
- Программа «ФосАгро-Старт» для перспективных выпускников профильных университетов. Каждый участник получает личного наставника и персональный план карьерного развития. За последние десять лет в рамках этой программы трудоустроили более 550 человек.
- Открытые обучающие материалы. Для аграрных вузов запущена программа совместно с «Иннопрактикой» и Тимирязевской академией. Задача — адаптировать выпускников под требования рынка, предоставив бесплатный доступ к методически выверенной информации для аграриев. Уже записано 300+ видеолекций. Программа охватывает 40 аграрных вузов и насчитывает более 40 тыс. слушателей
Что дает работа с вузами
В опрошенных компаниях отмечают, что сотрудничество с вузами и работа с молодежью помогают им решить сразу несколько задач:
- обеспечить кадрами работу предприятий;
- сформировать кадровый резерв и поддержать кадровый потенциал;
- получить свежий взгляд и выработать новые подходы с помощью стажеров и молодых сотрудников;
- привлечь кадры на новые площадки, модернизированные или расширенные производства, в новые регионы присутствия.
- повысить узнаваемость бренда и лояльность среди молодежи: даже если выпускник не пойдет работать в компанию, в будущем он может стать клиентом или партнером.
Как будет развиваться сотрудничество
Работодатели ожидают, что проблема с кадрами лишь усугубится в ближайшее время. Прежде всего из-за демографических факторов. Количество сотрудников 30–39 лет — а это самый востребованный персонал — может сократиться в ближайшее время на 30%.
На этом фоне работодатели будут еще больше заинтересованы в сотрудничестве с вузами и привлечении выпускников. «Компании, которые еще не ведут работу с молодежью, вынуждены будут проявить активность в этом направлении», — прогнозируют в «Полюсе».
В помощь работодателям в России обещают запустить новый механизм целевого обучения. Договор с компанией абитуриент сможет подписать еще до начала учебного года.
Могут появиться и другие форматы сотрудничества бизнеса со студентами. Вячеслав Гришин из Tele2 считает, что расширить взаимодействие помогут технологии искусственного интеллекта и big data.
«Мы уже используем большие данные внутри компании — например, анализируя трафик и определяя дополнительные точки роста бизнеса. Применяем ИИ для создания привлекательного описания вакансии и постов в мессенджерах. Точно так же можно анализировать обратную связь от студентов по процессу обучения в вузах, их пожелания и приоритеты, — говорит эксперт. — И на основе такого анализа давать рекомендации по выстраиванию образовательного и карьерного треков с участием компании, максимально персонализированные и диджитализированные».