Меньше давления, больше понимания
C 2014 года Агентство стратегических инициатив (АСИ) составляет Национальный инвестиционный рейтинг. Его главная цель — оценка усилий региональных властей всех уровней по созданию благоприятных условий ведения бизнеса.
В 2022 году рейтинг опирается сразу на 67 показателей: 15 статистических и 52 опросных. Итоговая оценка формируется по четырем направлениям:
- регуляторная среда,
- институты для бизнеса,
- инфраструктура и ресурсы,
- поддержка малого предпринимательства.
Каждое направление может получить максимум 100 баллов. А максимальная оценка региона, соответственно — до 400 баллов. За все время существования рейтинга средняя оценка российских регионов выросла с 226,3 до 254,7 балла.
«За восемь лет мы увидели, что эта работа в регионах кратно сократила издержки для бизнеса — это все, что касается сроков проведения тех или иных процедур. Также стал понятным и клиентоцентричным интерфейс для предпринимателей: когда любой инвестор или бизнесмен видит, какие меры поддержки он получит под тот или иной проект, куда нужно обратиться», — комментирует гендиректор АСИ Светлана Чупшева.
Национальный рейтинг зарекомендовал себя не только и не столько как инструмент оценки усилий органов власти, но и как эффективный механизм улучшения условий ведения бизнеса в целом, подчеркивает Чупшева.
Как улучшились показатели большинства регионов
- Сократился срок различных процедур: получение разрешения на стройку — со 120 дней в 2017-м до нынешних 84 дней, подключение к электросетям — с 84 до 72 дней, регистрация прав собственности — с 14 до 10 дней.
- В 64 регионах инвесторы оценивают, как хорошую прямую связь с руководством региона. Два года назад таких регионов было 37 штук, почти вдвое меньше.
- Доля предпринимателей, столкнувшихся с коррупцией, за последние два года снизилась на 30%.
Одним из примеров качественной работы с инвесторами является Калужская область (в 2022 году рост на одну позицию, седьмое место в рейтинге). В администрации губернатора региона РБК Трендам сообщили, что такой результат стал возможен благодаря снижению административного давления на бизнес, расширению прямых каналов связи между руководством региона и предпринимателями, а также цифровизации.
Так, в области внедрен механизм досудебного обжалования решений через «Госуслуги». Кроме того, действует мораторий на плановые проверки бизнеса. В целом, доля бизнеса, который сталкивается с необоснованным силовым давлением, в Калужской области составляет минимальные 3%. Для сравнения, средний показатель по России — 8,2%. «Сегодня крайне важно, чтобы предприниматели чувствовали себя уверенно и спокойно. И мы считаем главной задачей нести их на руках, как ребенка, пока они сами не пойдут ногами», — отметил губернатор Владислав Шапша.
Показателен также пример Башкирии. Республика впервые вошла в топ-10 в 2019 году и теперь вышла на пятое место. Региональный совет по улучшению инвестклимата в Башкирии получил пять баллов из пяти возможных при среднем показателе в стране равном четырем баллам. «Я всегда говорю, что наша республика — то место, куда можно инвестировать, где можно спокойно работать и где ты найдешь поддержку и понимание», — заявил глава региона Радий Хабиров.
Сахалинская область делит пятое место в рейтинге с Башкирией. Эксперты отмечают, что в этом регионе одни из самых эффективных институтов для развития бизнеса.
Тульская область, занявшая четвертое место, внесена в список субъектов федерации с лучшей регуляторной средой. «Нам очень важно общаться с инвестором, налаживать человеческие отношения вне зависимости от того, на сколько был подписан контракт — ₽15 млн или миллиарды рублей. Это дает результат и привлекает новых инвесторов», — отметил глава Тульской области Алексей Дюмин.
Инвестиционная привлекательность регионов в условиях новой реальности, сложившейся из-за пандемии коронавируса, а также сложной геополитической ситуации и действий западных санкций, меняется, констатирует директор Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Владимир Климанов.
«Большинству субъектов РФ сейчас тяжелее доказывать перспективность вложения средств инвесторов именно в их территории. Региональная экономика, рынок труда, потребительский спрос и положение региональных бюджетов пребывают в высокой неопределенности, поэтому формировать долгосрочные планы непросто», — утверждает эксперт.
В сложной ситуации оказались индустриально развитые регионы с предприятиями металлургии, автомобилестроения и других отраслей, ориентированных на активное внешнеэкономическое взаимодействие, перечисляет Климанов. Поэтому положение ряда лидеров рейтинга, например, Калужской области или Башкортостана, может понизиться в силу именно таких причин. По мнению Климанова, с отложенным лагом, скорее всего, кризис затронет и нефтегазовые регионы.
С другой стороны, из-за переориентации на внутренний рынок многих отраслей, перезапуска программ импортозамещения и ухода западных компаний, возможности для инвестиционной активности выглядят по-новому.
«Поэтому в более благоприятном по отношению к другим субъектам федерации могут оказаться регионы с диверсифицированной экономикой, открытые к вызовам цифровой трансформации и имеющие высокие показатели инвестиционной привлекательности. К тому же отдельные регионы, расположенные, прежде всего, в восточной части страны, ожидают запуска или продолжения реализации крупных инвестиционных проектов. Этот вызов для них необходимо будет правильно «приземлить», — подчеркивает директор Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС.
Чек-ап для региона и пересборка институтов
Формирование инвестиционного климата не ограничивается созданием благоприятных условий для предпринимателей. Речь также идет о комплексном развитии территорий.
Цель проекта «Регион как точка роста» — провести комплексный анализ, чек-ап региона, и предоставить руководству независимые рекомендации по решению проблем и продвижению возможностей. Уровень экспертизы специалистов Агентства позволяет посмотреть на регион не просто под углом его инвестиционной привлекательности, но и с точки зрения комфорта проживания в нем.
«Это важно для каждого региона. Власти смотрят на ситуацию со своей позиции. И за большими делами, которые отвлекают много ресурсов, не всегда замечают серьезные запросы населения», — рассказывают в пресс-службе АСИ.
Именно обратная связь от населения — главный индикатор эффективности проекта «Регион как точка роста». При реализации проекта специалисты Агентства смотрят, довольны ли потребители государственных услуг, готовы ли предприниматели развиваться на этой территории, а люди — растить детей и связать свое будущее с регионом.
Пилотным регионом проекта стала Новгородская область. Глава региона Андрей Никитин присоединился к программе по собственной инициативе в декабре 2021 года. Позднее в проект вошли еще 10 субъектов: Астраханская, Владимирская, Кемеровская, Рязанская, Свердловская, Сахалинская, Тульская, Челябинская, Ярославская области и Бурятия.
При этом без желания первого лица региона и его команды участие в проекте невозможно: региональные власти должны быть готовы принимать нестандартные решения, пробовать разные варианты и не бояться совершать ошибки.
В результате аудита для каждого региона формируется пул проектов и лучших практик. АСИ планирует сопровождать их реализацию и внедрение как минимум в течение трех лет. Выборка практик устойчивого развития сформирована на базе «Смартеки». Это, к примеру, платформа «Проверенный бизнес» (призвана снизить административное давление на предпринимателей) и сборники «Алгоритмы для бизнеса» и «Алгоритмы для самозанятых» (повышают правовую грамотность бизнеса).
В ряде регионов Агентство уже выходит на подготовку перечня проектов. «Меняем работу МФЦ, запускаем семейный формат. В одном из регионов появился запрос на полную пересборку всех институтов развития, которые занимаются поддержкой бизнеса. Есть запросы на создание точек роста в сфере здравоохранения, профориентации, туризма. Во многих регионах еще не сформирована инфраструктура для того, чтобы турист приехал и оставил деньги на этой территории. Это можно назвать серьезной проблемой. Регионы должны пользоваться своим потенциалом», — комментирует пресс-служба АСИ.
Ставка на синергию
Отдельное направление работы — межрегиональные проекты. Они реализуются с привлечением двух и более регионов. Основной результат от такой работы — синергетический эффект, возникающий от совместных усилий нескольких регионов.
Это, например, проект создания межрегиональных центров детской хирургии в Дальневосточном федеральном округе. В пилотном режиме они откроются в Хабаровском и Приморском краях. Центры будут действовать на базе уже существующих клиник, показывающих наилучшие результаты по наиболее востребованным профилям детской хирургии. Они помогут лечить детей с редкими заболеваниями и решат вопрос с доступностью качественной медицинской помощи на Дальнем Востоке.
Инфраструктурно-сервисный подход в развитии городов — еще один инструмент, созданный совместными усилиями АСИ и «Росатома». Подход опирается на уже имеющийся потенциал территорий. По словам директора департамента по взаимодействию с регионами «Росатома» Андрея Полосина, многие объекты в городах могут выполнять сразу несколько функций и оказывать сразу несколько сервисов для разных групп граждан. Подход позволяет отказаться от мегапроектов в пользу точечных. Инструмент применяется в 25 российских городах, где присутствует госкорпорация.
«За последние три года в 12 из 25 территорий присутствия «Росатома» совместно с АСИ созданы современные общественные пространства: парки, скверы и набережные. Теперь это самые посещаемые территории, потому что они многофункциональные. Сейчас перед этими городами стоит такая же задача, как перед дальневосточными — наполнить и связать все инфраструктурные решения и текущие объекты в единой сервисной логике, направленной на максимальное удовлетворение запросов жителей», — рассказывает Полосин.
«Что касается городов, то для них формирование качественной среды (в том числе и регуляторной) порой более важно, чем для регионов. Хотя крупные инвесторы принимают решение о локализации своих проектов скорее в отношении регионов, а не конкретных населенных пунктов, развитие малого и среднего бизнеса во многом зависит от качества именно городской среды», — комментирует Владимир Климанов из РАНХиГС.
По его словам, инфраструктурно-сервисный подход, активно применяемый «Росатомом» в отношении городов своего присутствия, в том числе закрытых административно-территориальных образований, а также другими госкорпорациями («Роскосмосом», «Ростехом»), является одним из инструментов повышения инвестиционной привлекательности города, но позволяет решить и другие задачи, связанные с повышением качества и расширением спектра предоставляемых гражданам бюджетных услуг.