7 технологий для борьбы со снегом и гололедом в разных странах

Фото: Freepik
Фото: Freepik
«РБК Тренды» собрали технологии, которые помогают решать зимние проблемы городов

Обильные снегопады и гололед влияют на повседневную жизнь и безопасность жителей стран северных широт. В каждом государстве действуют свои правила очистки дорог от снега и ото льда. В одних местах широко используют химические реагенты, в других ограничиваются песком и каменной крошкой. Методы и оборудование тоже отличаются в зависимости от региона. Например, в России механическая чистка и реагенты — привычные способы борьбы со снегом и гололедом. Более чем в 60 городах применяется современное противогололедное средство Bionord. Его используют для устранения льда на важных объектах: территории Московского Кремля и Эрмитажа, в аэропортах и на автодорогах федерального значения. В состав средства входит смесь солей натрия, калия и кальция.

Однако соль разрешена не во всех странах. В Германии применение этого вещества строго регламентировано. Соль можно использовать только для удаления наледи на лестницах и крутых склонах, но в минимальных количествах. В Канаде для очистки дорожного полотна применяют хлорид натрия (техническая соль), а в Японии химические реагенты запрещены во всех районах. По мнению экологов, чрезмерное количество соли, особенно технической, негативно влияет на окружающую среду. Она может сжигать корни деревьев, кустов и травы, наносить ущерб газонам и садам, а также вызывать коррозию металлических и бетонных зданий.

На протяжении десятилетий страны ищут замену традиционным методам борьбы со снегом и наледью.

Коврики для таяния снега

Скользкие тротуары и лестницы — основные причины получения травм в зимний период. Американский стартап HeatTrak создал специальные коврики, которые помогают растапливать снег и лед. Их можно уложить на любых дорожках, подъездных путях, палубах, лестницах и пандусах.

HeatTrak изготовлен из нагревательного элемента с электрическим приводом, зажатого между двумя защитными поверхностями нескользящей резины, что делает их такими же прочными, как автомобильные шины. Коврики будут работать как при подключении к стандартной розетке, так и к беспроводной Wi-Fi Smart Home от HeatTrak.

С помощью беспроводной розетки владельцы HeatTrak могут даже настроить коврики на автоматическую активацию, как только температура опустится ниже определенного порога.

Так выглядит коврик для таяния снега
Так выглядит коврик для таяния снега (Фото: HeatTrak)

Фото:Сергей Ермохин / ТАСС
Индустрия 4.0 Снежный робот и «умные» дороги: изобретения для решения зимних проблем

Облачные технологии и снегоуборочные машины

Канадский стартап LYT, использующий облачное программное обеспечение для управления транспортными потоками в городах, недавно распространил свои услуги на снегоуборочные машины в Торонто. По словам основателя и генерального директора компании Тима Менарда, платформа LYT не только оптимизирует маршруты уборки снега, но и повышает их эффективность и экологичность.

Платформа LYT использует машинное обучение и искусственный интеллект, а также данные о дорожном движении в режиме реального времени, полученные от датчиков, для быстрого перемещения автомобилей экстренных служб. Теперь она применяет ту же технологию в снегоуборочной технике Торонто. Датчики в транспортных средствах позволяют городским властям регулировать поток зеленых светофоров, чтобы машины быстрее проезжали перекрестки и перемещались по районам.

По словам Менарда, меньше остановок на перекрестках снижает износ снегоуборочных машин и помогает им быстрее очищать основные дороги. Кроме того, техника разбрасывает соль по дорогам, пока едет, поэтому непрерывное движение позволяет равномерно распределять химикаты. По словам Менарда, отложение соли в значительной степени способствует образованию выбоин.

Снегоуборочные машины в Торонто очищают снег на центральных дорогах
Снегоуборочные машины в Торонто очищают снег на центральных дорогах (Фото: LYT)

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Как раскрыть потенциал городской инфраструктуры с помощью «цифры»

Асфальт с солью и самонагревающийся бетон

Ученые в нескольких странах предлагают предотвращать образование наледи на дорогах еще на этапе укладки асфальта.

Так, китайские исследователи соединили ацетат натрия (натриевая соль уксусной кислоты) с диоксидом кремния, бикарбонатом натрия (пищевая сода) и доменным шлаком — отходом производства электростанций — для получения специального порошка. Потом они покрыли частицы порошка раствором полимера, сформировав крошечные микрокапсулы. Затем команда заменила часть минерального наполнителя в асфальтовой смеси на эти микрокапсулы. В ходе первых экспериментов блок дорожного покрытия, изготовленный с использованием новой добавки, снизил температуру замерзания воды до минус 21 °C. По оценкам исследователей, слой противогололедного асфальта толщиной 5 см будет эффективно работать в течение семи-восьми лет.

А ученые из Университета Дрекселя в США добавили в бетон парафин, так называемый материал с фазовым изменением. Он выделяет тепло при переходе из жидкого состояния при комнатной температуре в твердое состояние при уменьшении температуры. После двух лет исследований ученые обнаружили, что бетон с фазовым изменением поддерживал температуру поверхности от 5,6 °C до 12,8 °C в течение десяти часов. Вырабатываемого тепла было достаточно, чтобы расплавить несколько сантиметров снега. Исследователи намерены продолжить сбор данных для оценки долгосрочной эффективности таких плит.

Бетонные плиты тестировались на открытом воздухе в течение двух лет на территории Университета Дрекселя в Пенсильвании
Бетонные плиты тестировались на открытом воздухе в течение двух лет на территории Университета Дрекселя в Пенсильвании (Фото: newatlas.com)

Экономика шеринга Инициатива на местах: как благоустроить город без крупных инвестиций

Беспилотники для уборки

В некоторых странах убирать снег с открытых поверхностей помогают беспилотные летательные аппараты. Некоторые дроны оснащены химическими реагентами, которые растапливают снег при контакте, другие используют воздуходувки.

Беспилотники также могут быть оснащены камерами, датчиками и технологией GPS для навигации и картографирования заснеженных территорий, выявления препятствий и обеспечения точности работы. В зависимости от особенностей конструкции и возможностей дрона он может управляться оператором вручную или работать автономно, используя запрограммированные алгоритмы.

Над школьным стадионом в Юте (США) рассыпали реагенты с помощью дрона
Над школьным стадионом в Юте (США) рассыпали реагенты с помощью дрона (Фото: KSL News/YouTube)

Хранилище снега

В Японии нашли способ использовать собранный снег для нужд города. В пятом по величине городе страны Саппоро есть большой парк Моэрэнума. Он был спроектирован знаменитым скульптором Исаму Ногучи. В центре зеленой зоны построена стеклянная пирамида Hidamari. Чтобы летом объект не нагревался, система кондиционирования использует снег, накопленный за зиму, для поддержания комфортной температуры.

Снежные массы свозятся в специальное хранилище, где установлен резервуар для таяния снега Toshin-Kita. Температура внутри резервуара поддерживается на уровне около 40 °C. Снег в нем тает, затем вода циркулирует через теплообменник, распределяя холодный воздух по помещениям Hidamari. Горячий воздух возвращается через теплообменник, нагревая воду, которая растапливает еще больше снега в хранилище.

Как объясняют создатели, сбрасывая снег в центре города, можно значительно сократить расстояние и время, необходимое для проезда снегоуборочных машин. В другое время года резервуар используют пожарные.

Стеклянная пирамида Hidamari в парке «Моэрэнума»
Стеклянная пирамида Hidamari в парке «Моэрэнума» (Фото: www.sapporo.travel)

Сточные воды для обогрева дорог

В японском городе Ниигата разработали технологию плавления снега на дорогах с использованием тепла сточных вод.

«Температура сточных вод, протекающих по канализационным трубам, колеблется в зависимости от времени года, как и наружная температура. Летом температура сточных вод ниже наружной, а зимой — выше. Мы можем использовать это тепло в качестве энергии», — объяснил старший научный сотрудник отдела систем сточных вод Национального института управления земельными ресурсами и инфраструктурой (NILIM) Мацуура Тацуро.

По словам Тацуро, система снеготаяния с использованием тепла сточных вод работает следующим образом: через канализацию проходит труба, называемая теплосборником. Циркулирующая в ней жидкость (антифриз) нагревается теплом сточных вод и поступает в «панель теплового излучения», установленную под поверхностью дорожного полотна, нагревая его и растапливая снег.

Испытания, проведенные на участке дороги площадью 200 кв. м в центре города Ниигата, показали, что система снижает потребление энергии более чем на 90% по сравнению с традиционными системами снеготаяния, использующими нагреватели или бойлеры.

Участок дороги в Ниигата, где проходило тестирование новой системы снеготаяния
Участок дороги в Ниигата, где проходило тестирование новой системы снеготаяния (Фото: Public Relations Office of the Government of Japan)

Фото:Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Экономика шеринга Судьба декора: куда пропадают уличные украшения после Нового года

Теплые остановки общественного транспорта

В северных городах России уже не первый год устанавливают теплые остановки общественного транспорта. Они есть в некоторых регионах Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктике. Такие закрытые павильоны оснащены кондиционерами, которые регулируют температуру внутри в зависимости от погодных условий. В зимнее время помещения нагреваются, чтобы пассажиры могли находиться в тепле во время ожидания транспорта. Также в них есть USB-розетки, освещение и электронное табло. Найти теплые остановки теперь можно и в «Яндекс Картах» с помощью функции «Комфортный маршрут». Она доступна в ХМАО, ЯНАО, Якутии, на Чукотке, в Красноярском крае, Омской и Мурманской областях.

В ноябре 2024 года стало известно, что теплые остановки и утепленные публичные пространства появятся во всех городах Арктической зоны — 16 агломераций, расположенных в девяти регионах. Как рассказал глава Минвостокразвития России Алексей Чекунов, в этих регионах есть уникальные подходы по организации инфраструктуры и строительства в условиях вечной мерзлоты. Поэтому эти наработки будут масштабированы по всем территориям со схожим климатом.

Так выглядит одна из остановок в Ноябрьске (ЯНАО)
Так выглядит одна из остановок в Ноябрьске (ЯНАО) (Фото: «Комсомольская правда»)

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 11.12.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть