Об экспертах:
- Нина Вересова, исследовательница текстиля, дизайнер и куратор программ Британской высшей школы дизайна;
- Розмари Турман, аналитик современной индустрии моды и куратор программ Британской высшей школы дизайна;
- Анна Черных, куратор программ Британской высшей школы дизайна.
Экологичность и устойчивость
Чем больше общество понимает важность борьбы с экологическими проблемами, тем выше спрос на устойчивые и экологически чистые материалы, а также на дизайн, ориентированный на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.
Как и любая индустрия, модная тоже наносит ущерб планете. Ежегодно в мире производится от 80 млрд до 150 млрд единиц одежды, при этом до 40% не продается и превращается в мусор. Появляются дизайнеры, которые выпускают коллекции из переработанных и экологичных материалов, сокращают отходы, отказываются от пластика, кожи и натурального меха.
Например, модный дом Stella McCartney придерживается принципа устойчивости и экспериментирует с тканями. В 2017 году бренд выпустил вещи из переработанного пластика в коллаборации с экологической организацией по защите океанов Parley for the Oceans, а в 2023 году — первые пайетки из растительной целлюлозы.
В 2021 году дизайнеры Филлип Лим и Шарлотта МакКарди создали платье, при производстве которого не использовались нефтепродукты. Для кутюрного наряда выбрали биоразлагаемую сетку из целлюлозного волокна (его получают из бамбука и морских водорослей) и добавили декор — блестки из водорослей и бусины из перламутра. Дизайнеры хотели предложить альтернативы компонентам, которые делают из ископаемого топлива — красителям, синтетическим волокнам и пайеткам.
На Неделе моды в Нью-Йорке в 2023 году дизайнер Питер До вместе с компанией TômTex, производящей биоматериалы, представил модели из альтернативного полотна, которое сделали из переработанных остатков креветок и грибов. Текстура одежды напоминает кожу. В 2024 году исследовательская команда из Японии Studio Sozai Center представила ткань из переработанного яблочного жмыха: ее можно использовать для изготовления аксессуаров и мебели.
Юлиана Королькова, выпускница программы бакалавриата Fashion & Textile Design Британской высшей школы дизайна, разработала биоматериал на основе желатина и крахмала с использованием красителей из растений. Другая выпускница, Юлия Кова, открыла свою лабораторию по созданию биопластика. В 2023 году экологичные материалы, созданные под ее началом, были использованы для производства обуви российского бренда Alena Akhmadullina.
Искусственный интеллект
Тренд-аналитики в модной индустрии используют ИИ для анализа поведения потребителей, глобальных тенденций и прогнозирования трендов. Алгоритмы позволяют понять, какие товары будут наиболее востребованы, — это увеличивает шансы на успех и снижает риски для брендов.
«Почти вся предиктивная аналитика сегодня собирается при помощи ИИ. Тренд-агентства применяют софт, ориентированный на сбор и анализ данных: ни одному человеку не под силу быстро собрать сведения о локальных инфлюенсерах, брендах, продажах и показателях соцсетей по разным странам, проанализировать тысячи визуалов. И все это в масштабах big data. На основе полученной информации профессионалы делают выводы и прогнозы. Трендвотчеры, которые работают вне корпоративной среды и не имеют доступа к ИИ-помощникам, используют чат-бот ChatGPT-4о для генерации таблиц, анализа комментариев в соцсетях, поиска тенденций и ответов на профильные вопросы. Кроме того, с помощью ИИ можно следить за модными показами: если раньше профессионалам приходилось вручную оценивать количество определенных образов, цветов и фасонов, теперь с этой задачей успешно справляются нейросети, помогая быстрее ориентироваться в информационном потоке. Правда, без понимания цели и знания, как адаптировать к определенному бизнесу эти цифры, информация будет просто статистикой», — комментирует Розмари Турман, аналитик современной индустрии моды и куратор программ Британской высшей школы дизайна.
Нейросети помогают визуализировать идеи. В 2023 году молодые российские дизайнеры сотрудничали с брендом Alena Akhmadullina и использовали ИИ для генерации концепций, паттернов и фонов, куда помещали 3D-модель.
3D-печать
История 3D-печати началась с сотрудника компании Ultraviolet Products Чака Халла. В 1980-х годах он проводил испытания полимеров на акриловой основе, которые застывали под воздействием ультрафиолета. Во время очередных опытов он создал небольшую чашу — первую 3D-печатную модель в истории. На стыке фотохимии и компьютерного моделирования родилась технология стереолитографии, которая позволила материалам «затвердевать» в нужном виде.
Известные примеры применения технологии в модной сфере — коллекции модельеров Ирис ван Херпена и Янне Киттанена. Обувные дизайнеры экспериментируют с 3D-печатью для разработки моделей с необычным дизайном и вниманием к здоровью стопы — возможно, это подход будет взят за основу в будущем.
Обувь, производимая с помощью 3D-принтера, существует больше десяти лет. Первые кроссовки Nike с 3D-печатными шипами вышли еще в 2013 году, а в 2016 году лимитированную серию кроссовок выпустил Adidas. Вслед за конкурентами о создании обуви 3D-печатной обуви объявил New Balance. Технология изменила процесс, который сохранялся годами: благодаря 3D-печати можно изготовить модель, подходящую конкретному человеку. Для этого достаточно прийти в магазин и пройтись по беговой дорожке, на которой сканируют стопу. На основе ее геометрии делают модель, которая учитывает индивидуальные особенности и уровень чувствительности стопы.
В 2023 году оригинальную обувь, напечатанную на 3D-принтере, на Неделе моды в Париже представил бренд из Дании Rains. Кроссовки-пуфферы на 90% состоят из воздуха внутри печатных структур. Материал термополиуретан обеспечивает защиту от влаги и повреждений и продлевает срок службы изделия.
Иммерсивность и интерактивность
Иммерсивные технологии усложняются с каждым годом и плотнее входят в нашу жизнь. Модные показы с применением 3D-проекций и виртуальной реальности становятся похожи на настоящие спектакли. В 2022 году прошла первая Неделя моды в метавселенной, где свои коллекции представили Dolce & Gabbana, Gucci, Ralph Lauren, Balenciaga и другие гиганты индустрии. Для Balenciaga эксперименты с цифровой модой стали нормой: в 2021 году бренд показал осенне-зимнюю коллекцию в виде видеоигры. При первом запуске игрок выбирает персонажа, который одет в новинки бренда, а во время прогулки по утопичным локациям рассматривает новые вещи и взаимодействует с виртуальными моделями. В 2019 году видеоигры в формате ретро-аркад выпускали бренды Louis Vuitton и Gucci. Компания Zara создала приложение с дополненной реальностью, чтобы любой желающий мог увидеть, как одежда сидит на виртуальных моделях.
Инклюзивность
Растущее внимание к вопросам разнообразия и инклюзивности приводит к разработке продуктов, которые доступны всем независимо от физических возможностей, возраста, пола или культурных особенностей.
В 2023 году бренды женского нижнего белья Victoria's Secret и Pink представили инклюзивные коллекции белья. За основу взяли коллекции Body by Victoria и Wear Everywhere. Вещи скорректировали таким образом, чтобы они подходили женщинам с ограниченными возможностями здоровья, для этого они участвовали в разработке изделий. Адаптивная линия имеет ряд особенностей вроде магнитных застежек и регулируемых бретелей.
При проектировании такой одежды особенно важно приземлять идеи на практику и учитывать запросы реальных людей. В Британской высшей школе дизайна уже восемь лет существует модуль инклюзивного дизайна: студенты учатся функционально адаптировать вещи с учетом модных тенденций и знакомятся с разными аудиториями. Например, они готовили предметы одежды для людей с синдромом Дауна, церебральным параличом и расстройством аутистического спектра. Куратор ДПО «Дизайн одежды» Анна Черных замечает, что проект показывает другой процесс создания, где меньше творчества и креатива, зато больше аналитики и инженерии. Подобный опыт напоминает о социальной миссии дизайна.
По мнению Анны Черных, в России рынок инклюзивной одежды пока не сформировался. Есть отдельные игроки, которые производят модели по индивидуальным запросам и меркам, однако нет понятной терминологии и системного понимания, как готовить коллекции для аудитории с разными типами инвалидности. В городах появляется доступная инфраструктура, однако люди с особыми потребностями также нуждаются в предметах мебели, быта и одежды.