Удастся ли индийскому кино занять место западных блокбастеров в России

Кадр из фильма «Бахубали: Начало», посвященного борьбе двух братьев за королевский престол
Кадр из фильма «Бахубали: Начало», посвященного борьбе двух братьев за королевский престол (Фото: Arka Media Works)
После ухода крупных западных киностудий кинотеатры и онлайн-платформы стали смотреть на другие рынки в поисках контента. Одной из альтернатив стало современное индийское кино. Удалось ли ему заменить голливудские фильмы?

Об эксперте: Карен Мирзоян, генеральный продюсер Indian Films, эксклюзивного дистрибьютора индийских фильмов в России.

Прощание с Голливудом

В 2022 году российская киноиндустрия столкнулась с серьезными трудностями. Из-за санкций с рынка ушли крупные западные студии: Disney, Sony, Universal, Warner Brothers, Paramount. Релизы новинок были отменены, привычных российскому зрителю фильмов стало не найти. Поскольку голливудские релизы приносили кинотеатрам до 80% дохода, некоторые из площадок закрылись, доходы остальных упали почти вдвое — в 2022 году кассовые сборы снизились на 41,9% по сравнению с показателями 2021 года.

Отечественные стриминговые сервисы чувствовали себя не сильно лучше — были отозваны лицензионные права как на новинки, так и на фильмы, сериалы и мультфильмы прошлых лет. За 2022 год в онлайн-сервисах количество контента от ушедших из России западных кинокомпаний сократилось почти вдвое.

Поиск альтернатив в условиях санкций

Кинотеатры начали активно искать альтернативный контент. Российские фильмы не могли полностью удовлетворить спрос, поскольку в начале 2022 года не было таких премьер, которые смогли бы быстро заменить голливудский контент. Почти все крупные релизы отечественного кино — «Последний богатырь», «Чемпион мира» — вышли в новогодние праздники. Повторные прокаты кассовых российских лент тоже не спасли ситуацию, а премьеры сериалов на большом экране не смогли привлечь столько же зрителей, сколько обычно приходило на блокбастер с голливудской суперзвездой и масштабными маркетинговыми кампаниями.

Кинотеатры и онлайн-сервисы начали искать продукцию в других странах — Турции, Южной Корее и в том числе в Индии.

На самом деле вариантов замещения не так много. С Китаем и Кореей у российского зрителя довольно разные культурные коды, поэтому их фильмы имеют крайне узкую аудиторию. Например, корейские драмы смотрят люди в возрасте 14–25 лет, в основном это те, кто увлекается корейской поп-культурой. Турция — известный экспортер сериалов, но производство фильмов — не их сильная сторона. Индийское кино выделяется тем, что российскому зрителю оно понятно, в нем транслируются схожие ценности, кроме того, есть большой рынок, который регулярно готов предлагать новинки.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Болливуд, Толливуд и Молливуд: как устроен индийский кинематограф

Рост спроса на индийские фильмы

В 2021 году, когда все еще действовали ограничения, связанные с пандемией, индийские фильмы выбирались осторожно: за год было показано всего три картины. В 2022 году в прокате было уже 19 фильмов, а по итогам 2023 года их число составит 23 фильма.

Количество зрителей индийских фильмов в онлайн-сервисах и кинотеатрах в 2021 году составляло около 9 тыс., в 2022-м количество выросло кратно — до 210 тыс., а за неполный 2023-й показатель, по прогнозам, достигнет отметки 353 тыс. человек. По данным онлайн-кинотеатров, уже в феврале 2023 года число просмотров индийских фильмов увеличилось на 10–12%. Также в этом году на телевидение и в стриминговые сервисы было продано более 25 фильмов из Индии.

Сейчас Indian Films, как, вероятно, и другие дистрибьюторы так называемого альтернативного контента, перешли от предложения к спросу. То есть площадки сами обращаются в компанию за контентом, нередко они просят эксклюзивные права, запросы приходят на целые пакеты кинофильмов.

Индийский кинобизнес

Кинобизнес в Индии — это гигантская индустрия, оборот которой составляет 2% ВВП страны. Индийское кино смотрят во всем мире, особенно много его поклонников, не считая страны-производителя, в США, Китае, Великобритании, странах Ближнего Востока.

В 2022 году благодаря успеху южноиндийских фильмов «RRR: Рядом ревет революция», «Золотые прииски Коллара 2», «Викрам» и некоторых других, а также болливудских хитов, например «Брахмастра», рынок индийского кино восстановился до 90% (от уровня до пандемии) и получил рекордные доходы в размере $2,1 млрд (из них на прокат в индийских кинотеатрах пришлось $1,2 млрд).

2023 год также был богат на блокбастеры. «Патхан» собрал в мировом прокате $130 млн, «Солдат» — $135 млн, а «Тигр 3» — $56 млн, по неполным данным. В декабре будет еще две громкие премьеры: «Животное» и «Дунки». Игроки рынка ожидают, что доход Индии от киноиндустрии в этом году составит $1,5 млрд. А к 2025 году, по прогнозам, сегмент индийского кино вырастет до $2,7 млрд.

Самые популярные в России современные индийские фильмы

По оценке сервиса Wink, самым популярным фильмом у российских зрителей в 2022 году стал «RRR: Рядом ревет революция». В российском кинопрокате он собрал 12 млн руб., хорошими были и цифры по миру — $160 млн. А написанная для фильма песня Naatu Naatu завоевала премию «Оскар» как лучшая песня к фильму. Оценили картину и российские телезрители. Фильм на канале СТС посмотрели более 17 млн человек.

В 2023 году состоялось знаковое для индийского кино в России событие — на широкий экран вышел боевик «Патхан», который стал первым за 30 лет индийским фильмом, дублированным на русский язык (большинство фильмов выходят на языке оригинала с русскими субтитрами). На текущий момент это самый успешный релиз индийского кино в России, его сборы превысили 16 млн руб. Для кино под грифом «альтернативный контент» и в условиях ограниченного проката это отличный показатель.

Фото:Mike Windle / Getty Images
Экономика инноваций Живые мертвецы и нейросеть-сценарист: как технологии меняют киноиндустрию

Насколько индийское кино близко российскому зрителю

Стоит как минимум вспомнить оглушительный успех индийских фильмов, который был в СССР и даже в 1990-е годы. Картины «Зита и Гита», «Танцор диско», «Месть и закон» были культовыми у нескольких поколений зрителей. По понятным причинам в какой-то момент фокус внимания сместился на западный рынок, все, что «оттуда», стало считаться классным, в этот период индийские фильмы почти пропали из поля зрения массового зрителя.

При этом за прошедшие десятилетия кино в Индии значительно изменилось. Качество съемок, сценарная работа, игра актеров, графика и спецэффекты несравнимы с тем, что было раньше. Сегодня это фильмы с актуальными сюжетами и внушительными бюджетами (например, RRR стал самым дорогим индийским фильмом, его бюджет составил $69 млн), это также картины, которые получают мировые премии.

С одной стороны, нет смысла спорить, что рост спроса на индийское кино связан с уходом почти всех крупных западных киностудий. Однако это далеко не единственная причина. Справедливым будет заметить, что индийское кино близко и понятно российскому зрителю. В нем знакомые нам мотивы: добро и зло, любовь и дружба, борьба за свои идеалы, торжество семейных ценностей. Это в целом особый жанр, в любой картине сочетаются сразу и отношения, и борьба, и юмор. Именно этим индийские фильмы и уникальны.

Что ждет рынок кинопроката в России и какое место в нем займут индийские фильмы

Согласно данным главреда издания «Бюллетень кинопрокатчика» Юлии Шампоровой, посещаемость кинотеатров в 2023 году выросла на 51% по сравнению с 2022-м и составила 91 млн зрителей. По прогнозу Ассоциации владельцев кинотеатров, в 2023 году прокатчики заработают 35 млрд руб. Это лучше показателей прошлого года, когда совокупный бокс-офис составил 22,8 млрд руб. Но для полноценного развития кинопроката, как отмечают эксперты, необходимо достичь отметки 50 млрд руб. в год.

Количество подписчиков российских онлайн-кинотеатров в первом полугодии 2023 года выросло по сравнению с показателями предыдущего на 41%, до 36,7 млн. Доля платящих пользователей также значительно увеличилась — с 16,5 млн до 24,2 млн человек. Согласно прогнозу TelecomDaily, в 2023 году рынок видеосервисов увеличится на 10–12% и составит 70 млрд руб.

Что касается индийского кино, основываясь на тенденциях последних двух лет, в 2024 году можно прогнозировать увеличение его доли в российском прокате на 15–20%. Об этом говорят сразу несколько факторов — в частности, мы видим увеличение спроса от самих кинотеатров, они хотят больше индийского контента в репертуарной сетке. Индийские продюсеры и студии также высоко оценивают потенциал российского рынка, поэтому сейчас обсуждаются более мягкие и лояльные условия для дистрибьюторов. Если говорить в перспективе трех—пяти лет, у индийского кино есть все шансы занять одну из лидирующих позиций в России и собрать большую аудиторию фанатов.

Обновлено 06.12.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть