Об авторе: Ю Чэнь Джао, глава европейского отдела продаж компании EcoFlow, мирового разработчика решений в сфере портативной энергетики для домов и кемперов.
Караванинг — это не просто поездка на автомобиле из дома до отеля. Это полноценное путешествие, с остановками в живописных местах, пикниками и прочими радостями кочевой жизни. Но проживать вы будете при этом не в отеле или палатке, а в доме на колесах, где можно спать в своей кровати, готовить на своей кухне и в целом вести привычный образ жизни.
Можно быть автономным и не зависеть от турагентств
Путешествуя, любой человек хочет не только получить море впечатлений, но и по возможности не испытывать при этом неудобства. В туристический сезон большинство отелей на популярных направлениях переполнены людьми, к достопримечательностям стоят километровые очереди, цены на все взлетают. А стоимость международных путешествий дополнительно еще зависит и от курса валют, который достаточно волатилен. Например, из-за ослабления рубля в начале июля зарубежные туры всего за неделю подорожали на 10–12%.
Имея автодом, можно продлить сезон путешествий, подобрать оптимальное время и ехать отдыхать в понравившееся место, когда схлынет основной поток туристов. Не заселяться в гостиницу, от которой обычно все интересное далеко, а планомерно объехать достопримечательности в комфортном для себя режиме. При этом не страдать от неудовлетворительного качества сервиса (на маршруте иногда сложно найти заведения с приличными номерами) и решить проблему с питанием. В автодоме есть все, чтобы жить комфортно, независимо от того, где вы находитесь — в городе, на пикнике или в пустыне. Если говорить о классическом кемпере — автомобиле с жилой зоной на базе микроавтобуса или малотоннажного грузовика, то в нем обязательно будут спальные места, кухня, вода, электричество, туалет, кондиционер и прочие блага цивилизации. Включая отопление, чтобы можно было путешествовать круглогодично.
Бюджетный отдых и новые форматы
По оценкам аналитической компании Mordor Intelligence, путешествие с автодомом позволяет сократить расходы на отпуск в среднем на 55% по сравнению с другими традиционными видами отдыха. С развитой культурой автодомов связана западная традиция, которая сегодня распространяется по всему миру любителями активного отдыха. Тейлгейтинг (tailgating) — это пикник с барбекю и шашлыками на «багажнике автомобиля» во время поездки до какого-либо пункта назначения. Например, места проведения массового мероприятия — футбольной игры или концерта. В подходящем месте — на парковке, в кемпинге, на пляже или просто на свободной площадке — собираются люди, чтобы пообщаться, поесть вкусной еды и в целом весело провести время в компании друзей или новых знакомых.
Не стоит считать, что тейлгейтинг — это просто перекус в ожидании матча или концерта. Это отдельное событие, не менее важное, чем само мероприятие. К нему готовятся заранее, берут с собой оборудование для безопасного приготовления еды, отдыха и развлечений. Пикник продолжается достаточно продолжительное время, до и после мероприятия, иногда на довольно большом удалении от цивилизации, например если тейлгейтинг приурочен к фестивалю сюжетно-ролевых игр. И здесь автодом будет лучшим решением для участия.
Возможность выбора любого направления
Большинство автопутешественников (до 84% опрошенных) предпочитают маршруты с достопримечательностями и проверенными кемпингами продолжительностью не более десяти дней.
В России наличием на популярных маршрутах достаточного количества кемпингов и пунктов технического обслуживания могут похвастаться Башкирия, Калмыкия, Карелия и Хакасия. Однако многим автотуристам не менее интересны Байкал, Алтай, ближнее зарубежье. Они готовы и к более длительным путешествиям.
В мае президент Владимир Путин поручил правительству разработать концепцию развития автомобильного туризма. В Российском союзе туриндустрии также предложили разработать федеральный проект многофункциональных комплексов, взяв за основу уже реализованные — например, в Башкирии. С учетом инициатив по развитию автотуризма в стране, возможно, уже к следующему году у российских автопутешественников появятся новые направления, а у внутреннего туризма — еще большие перспективы.
Какие минусы у автодомов
При длительных путешествиях стоит сразу закладывать затраты на топливо. В сравнении с обычным автомобилем у кемперов и караванов расход бензина в среднем на 20% выше. И если на коротких дистанциях это не так заметно, то при поездке на дальние расстояния может сильно ударить по карману. Помимо этого, большинство автодомов имеют довольно низкую управляемость и проходимость. На любой дороге от водителя потребуется повышенная внимательность и аккуратность. Неприемлема для них и высокая скорость — это просто опасно. Поэтому путешествие может растянуться на более длительный срок, чем вы изначально рассчитывали.
Пока автодом в российских условиях — это скорее «загородный» вариант. Ездить на нем по городу исключительно неудобно, инфраструктура не готова принять такие транспортные средства. Лишний раз сложно перестроиться из ряда в ряд, часто невозможно найти место на парковке. При разработке маршрута стоит учитывать этот момент. Но все минусы забудутся, когда вы остановитесь на природе или в кемпинге. На сегодняшний день автодом — это, пожалуй, один из самых комфортных способов для отдыха на свежем воздухе.
Сколько стоят путешествия в автодоме
До недавнего времени у кемперов был еще один значительный недостаток. В основном это были импортные авто, и новые, с конвейера, стоили примерно как хорошая квартира, а то и выше. Особенно если речь шла о моделях премиум-класса — альковных и интегрированных автодомах, стоимость которых может доходить до нескольких десятков миллионов. С развитием внутреннего туризма российский рынок автодомов существенно расширился. Появились более доступные варианты, в том числе и от российских производителей. Вполне комфортный тревелкемпер сегодня предлагают в среднем за 599 тыс. руб.Но при желании можно найти и еще более бюджетные варианты.
Дополнительно сэкономить можно, если взять компактную модель или даже переделать микроавтобус в кемпер и самостоятельно дооборудовать его техникой, необходимыми предметами обихода и системами. Например, сделать автодом полностью независимым от внешних факторов «электрифицированным» жильем можно с помощью комплекта электропитания, стоимость которого начинается от 700 тыс. руб. и варьируется в зависимости от комплектации и других условий. Это модульная система, для установки которой не потребуется много времени и каких-то специальных знаний. В ней не более четырех модулей — энергостанция и до трех аккумуляторных батарей емкостью 15 кВт·ч, количество которых подбирается под индивидуальные потребности в электроснабжении. Такие комплекты обеспечивают до 18 часов электроснабжения дома на колесах в автономном режиме. Если доукомплектовать систему портативными солнечными панелями, от которых аккумуляторы можно полностью зарядить за несколько часов, можно и вовсе не заезжать в города и кемпинги для подзарядки.
Докомплектация кемперов и прицепов, в принципе, довольно частая история для отечественных «автодомщиков». Некоторые из них отмечают: автономности заводских моделей недостаточно для российских территорий, переезд по которым может занимать 2–3 дня.
Айдос Искаков, руководитель отдела продаж компании EcoFlow в СНГ:
«Современные технологии, в частности использование решений в сфере возобновляемой энергетики, позволяют комфортно и безопасно жить в доме на колесах без пополнения ресурсов в течение достаточно длительного путешествия. Мы надеемся, что в России, особенно в ее туристических регионах, сеть кемпингов скоро станет более развитой. В стране есть большой потенциал по развитию туристической отрасли, и особенно путешествий на автодомах. Россия отличается невероятным разнообразием и захватывающими дух территориями, что делает путешествия по стране привлекательным направлением для искателей приключений и туристов».